Приходской листок Троицкого собора, 40 (1009) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии в Неделю по Воздвижении

Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

(Послание к Галатам, 2 глава, ст. 16-20)

Евангельское чтение на литургии в Неделю по Воздвижении

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

(Евангелие от Марка, 8 глава, ст.34 – 9 глава, ст. 1)

Преподобный и благоверный князь Олег Брянский

Память 20 сентября (3 октября)

Святой благоверный князь Олег Романович Брянский (в Крещении Леонтий) был внуком святого мученика князя Михаила Черниговского (память также 20 сентября/ 3 октября). По летописным источникам известно, что благоверный князь Олег в 1274 году вместе со своим отцом, князем Романом Михайловичем Брянским, участвовал в войне против Литвы. После 1274 года он, уступив свой престол брату, оставил княжение и принял иноческий постриг с именем Василий в Брянском Петропавловском монастыре, построенном на его средства. В этом монастыре святой благоверный князь скончался строгим подвижником около 1285 года и был погребен в монастырском храме.

Слово в Неделю по Воздвижении

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами называем себя христианами, потому что мы решили, что в своей жизни будем идти за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Наш жизненный путь – это переживания нами таких обстоятельств, которые промыслом Божиим испытывают нашу решимость идти за Христом.

Вот сейчас мы слышали, как Христос, обращаясь к нам, сказал: «Кто хочет последовать за Мной, пусть отвергнется от себя, возьмет свой крест и идет за Мной» (см. Мк. 8, 34). Это ключевые слова: «отвергнется от себя». Вдумаемся, что это значит? А значит это следующее.

Современный мир, да впрочем, и не только современный, а практически вся история человечества, говорит нам о том, что человек так или иначе стремится к тому, чтобы удовлетворить свои способности, свои потребности. Так или иначе получается, что в человеческой истории все несчастья, все войны, все безобразия, всякая злоба и неправда происходили по одной причине – когда человек желал для себя получить максимальное удовольствие: больше денег, больше жизненного пространства, больше и лучше пищи, больше и красивее одежды.

В погоне за собственным благополучием здесь, на земле, человек теряет что-то наиболее важное. Мы об этом сегодня тоже слышали в Евангелии, когда Иисус Христос сказал: «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (см. Мк. 8, 36).

И действительно, из истории человечества много ли мы видели по-настоящему счастливых людей, которые гонялись за богатством сего мира? Есть ли счастье в их семьях? И есть ли у них семьи нормальные? Есть ли счастье и радость в их душах? Да и знают ли они, что такое настоящее счастье и радость? Увы, из примеров за всю историю человечества мы больше всего видим, что чем больше приобретает внешнего человек, тем в конечном итоге он остается более опустошенным. Чем больше у него золота, тем пустее у него душа. Чем больше у него богатства, тем бессмысленнее становится его жизнь. Отсюда одни вообще уходят из жизни, кончая самоубийством, а другие погружаются в бездну разврата, порока, наркотиков, и в конечном итоге их жизнь кончается ничем.

Это такая иллюстрация к словам Иисуса Христа, которые мы услышали сейчас. Но Христос-то о чем говорил? Вот эта иллюстрация – это внешне. А внутренне-то в чем дело? Что значит «отвергнуться от себя»? Как это так можно от себя самого отвергнуться? Возможно ли это? Да и нужно ли это? Если я от себя отвергнусь, то кто я буду такой? А действительно, каждый человек должен задать себе вопрос: «А кто ты такой?»

Ответ нам Церковь дает совершенно точный, кто мы такие. Мы – люди, созданные по образу и подобию Божию. Бог в сердце у каждого из нас отпечатался, потому что мы Его образ и подобие. Представляете? Что мы называем образом? Вот икона – это по-славянски образ. Мы видим перед собою образ Иисуса Христа и поклоняемся Ему. Значит, мы поклоняемся кому? Самому Господу Иисусу Христу. А если в человеке, само Писание говорит нам, образ Божий, значит, кто запечатлен в нашей душе? Бог. Наша душа – это и есть образ Божий в нас. Нет больше образа Божия ни в одном живом существе. Тем мы и отличаемся от всего животного мира, как бы он ни был развит, что в нас есть образ Божий.  И этот образ Божий в нас – наша бессмертная душа.

Бессмертная, слышите? Это не то, что мы какое-то время здесь небольшое поживем на земле, и все для нас закончится. Нет. Вот в этом и образ Божий, что наша душа бессмертная.

А дальше говорится еще о подобии Божием. Подобие – это потенциальная возможность человека в себе собрать дары Божии: вера, надежда, любовь. Вот мы называем святых людей некоторых преподобными. Что это значит – преподобный? Это значит, что он в своей жизни уподоблялся Самому Иисусу Христу, совершенствуясь в любви, в молитве, в добрых делах, а главное – в жертвенном служении другим людям, как и послужил всем нам Господь наш Иисус Христос. Вот в нас образ и подобие. Наше это? Нет. Это не наше. Это Божье в нас. Вот это Божье в нас. И мы это должны и обязаны совершенствовать: возрастать в добрых делах, возрастать в вере, возрастать в надежде, возрастать в любви. «Без Меня, – говорит Господь, – не можете творить ничего» (см. Ин. 15, 5). Ничего доброго мы без Бога совершить не можем. Значит, когда мы совершенствуемся в добре, мы развиваем в себе нашу божественную сущность.

А теперь от чего же предлагает нам отвергнуться Иисус Христос? От себя. То есть от того, что не Божье. А чего же Бог не создавал в этом мире? Бог создал этот мир. Что, может быть, Бог и зло создал? И грех, может быть, Бог создал? Ничего подобного. Вот как раз грех, зло, а через них болезни и смерть – вот это-то создал человек. Человек, имея богоподобную свободную волю, имея волю творить – как Бог является Творцом, так, подобно Ему, человек тоже является творцом, – сотворил зло. И вот это вот зло мучает его самого, человека. И вот это вот зло мучает и каждого из нас. И вот этого-то и следует отвергнуться. От этого надо отвергнуться. Вот от чего предлагает нам отвергнуться Иисус Христос.

А главное «от себя», вот этот корень «себя» – это значит себялюбие. Еще раз повторюсь, это тот эгоизм, который рождает всяческое зло. Когда человек думает о себе: чтобы получить ему, как бы было хорошо ему, – и при этом не видит никого, кто рядом с ним, – это эгоизм, противоположность любви.

Бог есть любовь. Если бы Бог не был любовью, зачем бы Ему было создавать подобных Ему существ, то есть людей? Бог по любви Своей создал мир, ибо любовь не может сосредотачиваться сама в себе. Бог создал мир, потому что любовь не знает границ. А вот когда человек эгоист, и сосредотачивается только на своих желаниях и чувствах, то ни о какой любви не может быть и речи.

Итак, дорогие братья и сестры, в сегодняшний воскресный день, который следует после праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, когда мы вспоминаем о Кресте как орудии веры, а главное – орудии любви Бога к нам, потому что через крестную смерть Господь дарует нам освобождение от нашей смерти и вечную жизнь, в сегодняшний день мы услышали слова, что если мы желаем быть христианами, не на словах, не по названию, не чтобы записать где-то вот: «Я христианин», а если мы желаем быть христианами по жизни, нам обязательно нужно отвергнуться от своего эгоизма и отбросить свой эгоизм.

А далее Господь говорит, что надо взять крест свой. Так вот «свой крест» – это и есть та жизнь, через которую мы должны пройти не с эгоизмом, а с любовью. И как же нам трудно жить по этой простейшей заповеди Божией! Как нам трудно любить друг друга! Мы не умеем этого. Но для того Господь на земле и создал Церковь, чтобы мы учились этому единственному и спасительному пути жизни – пути любви к ближнему, чтобы мы умели прощать друг другу, помогать друг другу, чтобы мы сострадали друг другу, переживали друг за друга, поддерживали друг друга, молились друг за друга. Этому всему нам надо с вами учиться. А поможет в этом нам наша Святая Церковь, которая вразумляет, с одной стороны, нас, предупреждая, что никакой пользы не будет нам, даже если мы весь мир приобретем, а душе своей повредим (см. Мк. 8, 36), но одновременно давая нам духовные силы, и дары духовные, и крепость. Здесь мы черпаем все необходимое для нашего спасения, в Церкви Христовой.

Сегодняшнее Евангелие закончилось словами о том, что Иисус Христос сказал, что стоят здесь некоторые, которые не увидят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (см. Мк. 9, 1). Это Иисус Христос сказал о грядущем Своем преображении и о трех апостолах, которых Он возьмет с Собой на Фаворскую гору. Но эти слова относятся также и к нам, потому что Церковь Христова – это и есть Царствие Божие, пришедшее в силе, уже здесь, сейчас, на земле. И вот именно здесь мы с вами будем черпать силы, укрепляться духовно, учиться веровать, надеяться и любить. И именно здесь Господь подает нам Свою величайшую благодать.

Восславим же Спасителя мира и Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел в мир, чтобы никто из нас, верующих, не погиб, но имели бы жизнь вечную. Отвергнемся от себя, возьмем крест свой и пойдем за Спасителем нашим, Ему же слава во веки веков. Аминь.

1 октября 2017 года