Приходской листок Троицкого собора, 40 (957) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии в Неделю по Воздвижении.

Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

(Послание к Галатам, 2 глава, ст. 16-20)

Евангельское чтение на литургии в Неделю по Воздвижении.

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

(Евангелие от Марка, 8 глава, ст.34 – 9 глава, ст. 1)

Слово в Неделю по Воздвижении.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас с вами слышали Евангелие, которое нам очень важно внутренне духовно усвоить, для того чтобы помнить о том, как нам правильно вести себя в современной жизни. Обратим внимание на такие слова из услышанного Евангелия: «Кто постыдится Меня и Моих слов в этом роде, прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, когда приду во славе с Ангелами Своими» (см. Мк. 8, 38).

О чем это говорит Господь? Господь говорит о манере нашего поведения в повседневной жизни. Задумаемся: постоянно ли мы ведем себя в человеческом общении, в нашем внутреннем целеполагании, в наших стремлениях так, как христиане? То есть христиане ли мы в действии в нашей обычной жизни? Не стыдимся ли мы своей собственной веры? Иногда кажется, что стыдиться веры – это значит бояться, чтобы узнали о тебе, что ты ходишь в храм; такое было несколько десятилетий назад, когда наша страна была безбожно-атеистической. Иногда думают, что стыдиться быть христианином – это когда человек боится носить крест, что увидят, что он верующий; и это было. Но сейчас никого не удивишь ношением креста, на это уже никто не обращает внимания, никого не удивишь и тем, что ты приходишь в храм Божий. Так что, значит, эти слова Иисуса Христа уже к нам никак не относятся? Что, мы такие уже хорошие христиане?

Дорогие братья и сестры! Обратим внимание на то, что сейчас современный мир для себя считает самым важным и самым главным. Это так называемый успех. Когда человек успешен? Когда у него есть деньги, и он покупает те вещи, о которых говорят по телевизору с утра до вечера в рекламе. И вот человек смотрит и думает: «Вот ведь когда я буду успешен, вот когда я буду достоин называться человеком – если я буду правильным шампунем мыть свою голову, правильной пастой чистить зубы, одевать правильную одежду, я буду тогда счастлив!» – Это не смешно, это страшно. Потому что и на самом деле современный мир именно на это нацелен: какую купить машину, в каком доме ты живешь, какую должность ты занимаешь, – это главная цель, это самое важное. А вот теперь представьте, если вы не это ставите главным в своей жизни.

Представьте себе, если мы начинаем проявлять сострадание к тем, от кого другие люди отворачиваются. Представьте, если мы бываем милосердны вдруг к тем, кто по всем меркам человеческого мира недостоин нашего милосердия. Представьте себе, если нас обижают, а мы в ответ не мстим. Представьте себе, если мы не желаем, образно говоря, идти по трупам, чтобы во что бы то ни стало достигнуть какого-то жизненного положения. Представьте себе: семья не желает уничтожать детей во чреве матери, делать аборты, и рождает детей, и становится многодетной, – на них пальцем показывают, смеются над ними. Смеются также над любым проявлением подлинных христианских чувств: прощения, сострадания, истинной любви. Истинная любовь уже в посмешище предается в современном мире! Любые способы так называемой «любви», особенно извращенной и греховной, воспеваются, восхваляются – кроме подлинной любви.

Так вот что значит: «Кто постыдится Меня и Моих словес в роде сем, прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь, когда приду со Ангелами Своими». Мы должны быть христианами в этом мире. Нам надо сохранить себя от этой заразы потребительского отношения. Да, сейчас нет гонения на Церковь: пожалуйста, носи крест, ходи в храм. Но весь мир живет по безбожным законам. Это языческое общество. Разве думают те люди, которые друг с другом соревнуются в тщеславии и гордыне, о Боге?

А мы не увлекаемся ли тем же? Нас не соблазняет это?

Так какой же путь? Как нам сохранить себя? Как оставить в себе эту веру?

Об этом тоже сегодня мы с вами слышали в Евангелии. Христос сказал: «Если хочешь последовать за Мной, отвергнись от себя, возьми крест свой и иди за Мной» (см. Мк. 8, 34).

Что значит «отвергнись от себя»? От чего отвергаться? От какого «себя»? Вот вдумаемся в эти слова: «отвергнись от себя». Из чего проистекают в основном все грехи? Мать всех грехов, согласно учению православному, гордыня. Гордыня – это славянское слово. А растолковать его, чтоб было более понятно, переводя на современный язык, можно так: подлинная гордыня проистекает из эгоизма, когда я во главе всего. Для меня все нужно. Важно, чтобы меня не обижали, меня не трогали, меня любили, мне помогали. Важно, чтобы мне было хорошо, как другим – все равно.

Вот это и есть та самая гордыня, тот эгоизм. Это то самое, о чем говорит Иисус Христос: «Отвергнись от себя». Перестань себя ставить во главу угла. Перестань думать, что весь мир для тебя существует. Нет. Отвергнись от своего самолюбования, самоуслаждения, от того, чтобы самому из себя делать идола. Помните, в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского есть такие слова, когда самолюбие он называет: «самоистукан бых страстьми своими», – то есть когда сам себе служишь, как идолу.

Итак, Господь предлагает нам другой путь: отвергнуться от себя, взять свой крест и идти за Ним. А что значит взять свой крест и идти за Иисусом Христом?

Иисус Христос пришел в мир не для того, чтобы Ему служили (см. Мф. 20, 28). Смотрите, Он же Бог, воплощенный Бог, что может быть выше и больше? Он приходит в мир – казалось бы, весь мир должен повергнуться ниц и только служить Ему. Но нет. Христос приходит для того, чтобы послужить миру. И Его служение миру простирается до того, что Он берет наши с вами грехи на Себя и за нас умирает на Кресте. Вот уж где нет ни малейшего эгоизма. «Я пришел исполнить не Свою волю, – говорит Господь, – но волю пославшего Меня Отца» (см. Ин. 5, 30).

Итак, взять свой крест и идти за Христом – значит, отвергнувшись от своего самолюбия и эгоизма, следовать в своей жизни святым заповедям Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Чтобы не наша воля была главной, не наши стремления были в нашей жизни главными, но заповеди Божии.

Вот от этого труднее всего нам отказаться. Даже в вере и то мы пытаемся свое поставить выше того, что заповедал нам Господь. А так уж ли много нам Господь заповедал? Так уж ли трудны Его заповеди? Так уж ли трудно их запомнить и исполнить? Казалось бы, чего проще: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею крепостию твоею, и всею душою твоею, и ближнего твоего, как самого себя» (см. Мф. 22, 37–39; Мк. 12, 30–31). Вот, казалось бы, как просто. Но нет в нашем сердце этого дара любви.

Об этом-то нам и надо просить. Будет в сердце дар любви – найдем силы отвергнуть свое самолюбие. Будет в сердце дар любви – найдем силы нести свой жизненный крест и переносить все то, что посылается нам промыслом Божиим для нашего исправления. Смотрите, как Господь предупреждает нас, мы слышали сегодня это в Евангелии, Он говорит: «Что пользы, если вы весь мир приобретете, а душу свою погубите?» (см. Мк. 8, 36).

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение дает обильную пищу для наших с вами духовных размышлений, чтобы у нас открылись глаза, и мы видели, что те ценности, которые предлагает нам греховный и прелюбодейный мир, ведут к гибели нашей души, чтобы мы видели, что у нас единственный путь спасения – идти за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Крест, который мы носим с вами на груди, пусть будет напоминанием нам о том, что мы должны отвергнуться от себя, от своих грехов, взять свой жизненный крест и идти за Спасителем нашим и Господом Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

30 сентября 2012 года.

Преподобный Силуан Афонский.

Память 11 (24) сентября

(Окончание, начало в № 39)

Святая Гора

Возвратившись после прохождения службы домой, Симеон пробыл там несколько дней, а затем, собравшись в дорогу и приготовив подарки, простился с близкими и отправился на Афон. Шёл 1892-й год.

Прибыв на Святую Гору, он поступил в Русскую Пантелеймонову обитель. Первое время трудился на мельнице. Затем ему стали назначать другие послушания.

Физический труд был ему по плечу, ведь он вырос в крестьянской семье, прошёл армию. Гораздо сложнее было противостоять искушениям.

В какое-то время Симеон настолько пал духом, что предполагал оставить обитель. И лишь мысль о том, что он вновь огорчит Божью Матерь, отрезвила смутившийся дух.

В другой раз он испытал искушение самомнением. Терзавшие его помыслы разрушали зачатки смирения, способствовали формированию гордости и тщеславия. В конце концов посредством молитв, послушания и советов священников Симеон преодолел и это искушение.

Но здесь его подстерегала другая опасность: чрезмерное, вплоть до отчаяния, осознание личной ничтожности, разуверение в возможности спасения. Тогда милосердный Господь вознёс Его духом в Горнее Царство. Почувствовав присутствие Вседержителя, Симеон ощутил, что он словно наполнился благодатью «мученичества». Этот благотворный опыт переживания встречи с Небесным Царём запомнился ему на всю жизнь.

Однажды познав сладость Рая, он всеми силами стремился к стяжанию благодати, усилил подвиги, борьбу с лукавыми помыслами. Позднее он сравнивал человека, утратившего через грех благодать, с малым дитятей, лишившегося радости общения с матерью.

Какого-то определенного старца-наставника Симеон не имел. В качестве ближайшего примера для подражания он всегда держал в памяти деятельность Серафима Саровского, великого молитвенника и светильника Русской земли.

В 1896 году Симеон принял монашеский постриг и новое имя – Силуан, а в 1911 году был возведён в схиму.

Возрастая возрастом духовным, он увеличивал подвиги. Стремясь подчинить себя Богу, усиливал воздержание и смирял себя едва ли не во всём: ел мало, содержал строгий пост; часто ограничивал сон двумя часами в сутки, при этом спал урывками, не ложась, а сидя на небольшом табурете.

Как-то раз, когда несмотря на прилагаемые отцом Силуаном усилия, моление не складывалось (лукавые духи препятствовали молитвенному порыву, не получалось сосредоточиться и отстраниться от посторонних движений в душе), он обратился за помощью к Богу. Господь внял обращению и ответил, что гордые страдают от демонов. Кроме того, Бог повелел ему не отчаиваться и помнить об адском огне.

Со временем в молитвах старца всё чаще стали звучать прошения о мире, грешащем и забывающим Творца. Эти прошения сопровождались скорбью и любовью.

Молитвам за ближних отец Силуан предавал огромное значение и в некотором отношении сопоставлял их с пролитием крови за людей. Он считал, что благодаря молитвам сохраняется мир, а когда молитва ослабнет, мир не устоит.

Прожив долгие годы по правилам общежительного устава, старец не стремился к уединённой жизни затворника, как это делали другие подвижники. Он считал, что на это требуется особое Божье благоволение, которое даётся не всем.

24 сентября 1938 года отец Силуан оставил земную храмину, предстал перед Судом Божьей Правды и переселился в Царство святых.

От его поучений до нас дошли некоторые, в том числе записанные и составленные воедино в виде пособий другими людьми, как то: иеромонах Софроний «Старец Силуан Афонский»; епископ Диоклийский Каллист «Спасение по учению преподобного Силуана Афонского».