Приходской листок Троицкого собора, 41 (1010) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

(Второе послание к Коринфянам, 11 глава ст. 31 – 12 глава, ст. 9)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Генисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь, и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли и наполнили обе лодки, так что они начали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.

(Евангелие от Луки, 5 глава, ст. 1-11)

Преподобная Евфросиния Александрийская

Память 25 сентября (8 октября)

            Преподобная Евфросиния родилась в начале V века в городе Александрии в семье знатных и богатых родителей и была единственным ребенком. Мать Евфросинии умерла рано. Воспитывал девочку отец, Пафнутий, который был глубоко верующим, благочестивым христианином. Он часто посещал монастырь, игумен которого был его духовным наставником. Когда Евфросинии исполнилось 18 лет, отец хотел выдать дочь замуж. Он направился в монастырь к своему наставнику, чтобы получить благословение на предстоящий брак дочери. Игумен беседовал с девицей и дал ей свое благословение, но святая Евфросиния стремилась к иноческой жизни. Приняв тайно пострижение от инока-странника, она покинула отчий дом и решила поступить в обитель, чтобы провести жизнь в уединении и молитве. Опасаясь, однако, что в женском монастыре ее обнаружит отец, она, назвав себя евнухом Измарагдом, пришла в тот самый мужской монастырь, который с детства посещала вместе с отцом. Иноки не узнали переодетую в мужское платье Евфросинию и приняли в свою обитель. В уединенной келии в трудах, посте и молитве святая Евфросиния провела 38 лет и достигла высокого духовного совершенства. Ее отец скорбел о потере любимой дочери и не раз, по совету настоятеля, беседовал с иноком Измарагдом, открывая ему свою печаль, и находил у него духовное утешение. Перед кончиной преподобная Евфросиния открыла скорбевшему отцу свою тайну и просила, чтобы никто, кроме него, не приготовлял к погребению ее тела. Похоронив дочь, Пафнутий роздал все свое имущество нищим и монастырю и принял монашество. Десять лет, вплоть до своей кончины, он подвизался в келлии своей дочери.

Слово на евангельское чтение о призвании апостолов (Лк. V, 1-11)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всех нас с вами к Себе призвал Спаситель мира Господь Иисус Христос. Он позвал нас, и мы уверовали в Него. Поэтому мы и называем себя христианами. Поэтому мы стремимся жить по благим заповедям Божиим. Очень важно человеку в повседневной своей жизни всегда иметь ориентир, всегда понимать, какой путь его жизни должен быть. Другой вопрос, что не всегда понимание, как нужно, соответствует тому, что есть на самом деле. Но беда нам, если мы даже не будем знать, как нужно, если мы вообще потеряем в жизни правильное направление. Надо всегда нам понимать, что самое важное для нас, а что второстепенное, без чего нельзя обойтись, а без чего и можно.

Только что мы с вами слышали Святое Евангелие, которое повествует о том, как Господь Иисус Христос призвал к Себе Своих первых учеников (Лк. 5, 1–11). И это евангельское повествование важно для нас с вами, чтобы мы понимали, что мы тоже призваны Господом. И чтобы, из Слова Божия черпая и узнавая, какая была реакция первых учеников-апостолов на призыв Иисуса Христа, мы с вами понимали, как и мы должны реагировать на голос Божий, который всех нас с вами призывает ко спасению.

Мы слышали с вами сейчас это евангельское повествование. Иисус Христос идет по берегу моря. За Ним идет огромное количество народу, которые жаждут Его слова. Христос видит рыбаков, которые закончили свой ночной труд. Они поставили свои лодки, полощут пустые сети. Значит, у них ночь прошла без всякого улова, и их труд оказался бесплодным. Тогда Господь заходит в лодку к одному из рыбаков – это будущий ученик Христа Петр, и просит его, чтоб тот немного отплыл, для того чтобы из лодки Христос проповедовал людям, которые стоят на берегу, чтоб Его все видели. Петр принимает Христа в свою лодку, немного отплывает от берега, и Христос начинает проповедовать людям. Закончив Свою проповедь, Господь желает отблагодарить как-то доброго рыбака и говорит ему: «Отплыви на глубину и брось сети». Петр говорит Ему: «Наставник, мы всю ночь трудились и ничего не поймали». Он опытный рыбак. Он знает, когда рыба идет, когда рыбы нет. Он понимает, что уже время, когда можно было поймать рыбу, закончилось. Он это понимает. Но, смотрите, какие он слова говорит, которые противоречат его собственному опыту. «Но, – говорит Петр, – по слову Твоему сделаю так» (см. Лк. 5, 1–5).

Видите, что происходит. Казалось бы, по всем естественным причинам бесполезно заниматься этим делом. Но по слову Иисуса Христа апостол Петр совершает то, что Господь ему сказал.

Что значит этот эпизод евангельского повествования? Он ведь имеет духовный смысл. В данном случае духовный смысл следующий. Всю ночь трудились рыбаки, но с ними не было Господа, и их труд оказался бесполезным. А посмотрим теперь, что получается, когда слово Господне произнесено и когда Петр проявляет послушание этому слову.

Они отплывают на глубину. Забрасывает Петр сети, и – о чудо! – сети тотчас наполняются огромным количеством рыбы, так, что даже начинают трещать и прорываться, да так, что уже сил не хватает вытащить этих рыб в лодку. Петр зовет своих друзей, Иакова и Иоанна, которые на другой лодке вместе с ним ночью ловили, чтобы они подплыли к нему. Они подплывают, вместе вытаскивают этих рыб. Наполняются две лодки, и так наполняются, что чуть не начинают тонуть (см. Лк. 5, 6–7). Чудо! Чудо, но чудо совершено Богом по вере того, кто слушает Его.

Запомним эти слова: «По слову Твоему совершу». Если бы мы в своей жизни всегда все совершали по слову Божию, если бы мы слушали слово Божие, слушали бы заповеди Божии, поступали бы, как Господь нам заповедал: прощали бы другу другу, помогали бы друг другу, сострадали бы друг другу, любили бы друг друга, – если бы мы поступали по слову Божию всегда в своей жизни: не лгали бы и не обманывали, не лицемерили, не искали бы удовольствия для себя, но стремились бы послужить ближнему, – о, если бы мы слушали слово Божие, чудо было бы и в нашей жизни. Но, увы, это не так, и мы с вами это понимаем.

А далее, смотрите, братья и сестры, мы понимаем, – понимал это и Петр. Когда он увидел, что произошло, его, как говорит Евангелие, ужас объял. Он понял, Кто рядом с ним в этой лодке. И с ужасом он падает на колени и говорит Христу: «Господи, выйди от меня, потому что я человек грешный» (см. Лк. 5, 8).

Смотрите, осознание. Чего осознание? Казалось бы, радуйся, сколько у тебя рыбы: лодка чуть не тонет, продашь, много денег получишь. А он вместо этого с ужасом осознает, что он человек грешный. Вот бы нам так осознавать, что мы грешные. Вот бы нам так видеть свои собственные грехи и обращаться к Господу! Но какое противоречие! Он говорит: «Выйди от меня», а с другой стороны, обнимает Его колени, прижимается к Нему и не отпускает Его. Как же так? С одной стороны – выйди, а с другой – ухватился за Него. Вот так и мы должны понимать, что, с одной стороны, мы недостойны милости Божией, но с другой стороны, без Бога нет никакого нам спасения. Только Спаситель мира Господь Иисус Христос нас, грешных, может спасти. Да, нам надо осознать, что мы грешные. Да, мы видим, что мы не поступаем по слову Божию. Но ухватимся за Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, как апостол Петр, и не будем отпускать Его из нашей жизни, понимая, что хотя мы и грешные люди, но без Господа нам никогда не будет никакой жизни и никакого спасения, потому что Он для того и пришел к нам, грешникам, чтобы нас спасти, чтобы никто из нас не погиб.

Что дальше происходит? Лодки с богатым уловом подплывают к берегу. И что же рыбаки? Начинают быстрее сгружать эту рыбу? Начинают ее сортировать, готовить в мешки, чтобы повезти на базар, или как-нибудь засолить, или еще что-то с ней сделать? Какая огромная прибыль! Собственно говоря, это их ремесло, это их жизнь, они этим зарабатывают себе. Но нет. Происходит что-то невообразимое. Господь говорит Петру: «Я сделаю тебя ловцом человеков» (см. Лк. 5, 10). И Петр, и Иоанн, и Иаков оставляют все: оставляют дорогие лодки, дорогие сети, прекрасный небывалый улов – и, бросив все, идут за Христом (см. Лк. 5, 11). Они увидели, что главное в жизни. Они поняли, что вот, сейчас, вот он, их шанс на спасение. Никакая рыба, никакие лодки, никакие сети не дадут им того, что дает им Спаситель мира.

Вот бы нам так всегда видеть, что в жизни самое главное. Вот бы нам не прозевать, когда нас Христос зовет и говорит: «Идите за Мной». Чтобы мы в суете и в поисках каких-то своих внешних – нужных! – нужных для жизни человека вещей: и пищи, и одежды, и положения в обществе, и определенного человеческого удобства и комфорта, – это все нужно, но чтобы мы за этим не просмотрели бы Христа, Который нас зовет за Собой идти.

В сегодняшний день мы услышали в Святом Евангелии, как Господь Иисус Христос, сотворив чудо о ловле рыбы, призвал к Себе Своих первых учеников. Извлечем урок из этого повествования, поймем, что без Бога мы ничего сотворить доброго не можем, и успеха ни в каком деле у нас не будет. Поймем, что нам надо осознавать себя грешными. Запомним, что без Господа Иисуса Христа мы, грешники, не спасемся. А самое главное, будем просить у Господа, чтоб Он дал нам разумение, что самое важное в жизни нашей, чтобы нам идти по жизни по Его благим заповедям, Ему же слава во веки веков. Аминь.

8 октября 2017 года