Приходской листок Троицкого собора, 42 (959) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

(Второе послание к Коринфянам, 11 глава ст. 31 – 12 глава, ст. 9)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.

(Евангелие от Луки, 6 глава, ст. 31-36)

Слово на евангельское чтение Недели 19-й по Пятидесятнице (Лк. VI, 31-36)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Самое страшное последствие грехопадения человека – это потеря человеком целомудрия. Что такое целомудрие? Это целостность всего существа человека. Пока человек пребывал в полном единении с Богом, Его образ и подобие в человеке в наибольшей мере реализовывались таким образом, что человек пребывал в любви, правде, истине, в блаженстве, радости, счастье. Но когда человек попробовал оторваться от Бога и разрушил связь свою с Богом, то произошло страшное: образ и подобие Божии в человеке повредились. Человек в своем существе повредился, потерял свое целомудрие, свою целостность.

Пример нашей повседневной жизни. Чтобы понять не как рассказ о каком-то далеком событии, а рассказ о нас самих. Утеря целомудрия на современном языке еще называется «двойной стандарт». Когда мы к одному человеку относимся одним образом, а к другому человеку – совсем по-другому. Это «двойной стандарт» называется сейчас. Но на самом деле это потеря человеком целомудрия. Когда я думаю одно, а говорю другое – это потеря целомудрия. Когда я понимаю, и воля моя хотела бы сотворить что-то одно, а совершаю я совсем другое – это потеря целомудрия. Когда мы думаем о себе, что мы поступаем по заповедям Божиим, а на самом деле поступаем по своим похотям, и желаниям, и грехам – это потеря целомудрия. Нет в нас целостности.

В мир пошел Спаситель, чтобы нас спасти. И как же нас желает спасти наш Спаситель Господь Иисус Христос? Он желает нам вернуть это целомудрие, вернуть нам эту целостность, чтобы мы как думали, так и говорили, чтобы мы к чему стремились, то и делали, чтобы мы во что веруем, соответственно нашей вере и поступали. Воссоздать грехопадшего человека пришел Иисус Христос. Но это воссоздание образа и подобия Божия в человеке требует труда, нашего с вами труда. Потому что воссоздание нашего целомудрия – это обоюдный труд: труд человеческий и труд Божий. Господь Иисус Христос Свою часть труда совершил. Придя в мир, Он взял на Себя наши с вами грехи, чтобы мы не были рабами греха. Он вернул нам нашу свободную волю. То есть так же, как когда-то человек свободно отошел от Бога и стал рабом диаволу, теперь Иисус Христос освобождает его от рабства диаволу и дает ему свободу вернуться к Отцу своему Небесному, снова стать чадом Божиим. Господь для этого все сделал. Он не только искупил наши с вами грехи, Он еще создал на земле Церковь, в которой обитает Дух Святой. И благодатью Духа Святаго мы все с вами, все можем воссоздать образ Божий в себе и вернуть себе целомудрие. Но для этого нам надо потрудиться.

А как же потрудиться? С чего начать? Господь дает нам простейшую заповедь, которая должна упразднить наше двоемыслие. Он говорит о том, что мы одинаково должны относиться и к тем, кто нас любит, и к тем, кто нас ненавидит, одинаково относиться к тем, кто делает для нас добрые дела, и кто нам вредит. Вот это очень сложно. Но если мы не преодолеем этого психологического порога, если мы с вами не научимся одинаково относиться к людям вне зависимости от их отношения к нам, мы не сможем быть христианами.

Христос, придя в мир, разве пришел только к тем, которые Его любили, и за Ним шли, и Его прославляли? Разве Он не молился даже о тех, кто Его распинал и вбивал Ему гвозди в руки и ноги? Разве в этот момент проклятия Господь призывал на них от Отца Небесного? Нет. Он говорил: «Отче, прости им, они не ведают, что творят» (см. Лк. 23, 34).

Быть христианином – это значит не делать различия между людьми в зависимости от их отношения к нам. Сегодня мы слышали об этом в Святом Евангелии. Господь говорит: «Какая польза, если ты любишь того, кто и тебя любит? Язычники так же делают. Какая польза, если ты взаймы даешь и надеешься назад получить? Язычники так же делают. Какая польза тебе, если ты делаешь добрые дела тем, кто тебе добро творит? Язычники так же делают» (см. Лк. 6, 32–34). То есть люди, которые даже Бога не знают, они естественно это так делают. Но Господь призывает нас подняться над естественным (а естественным – это в скобках: греховным) образом жизни. Мы настолько погрузились в грех, что грех для нас стал естественным. Мстить – естественно. Врать – естественно. Это все естественно для нас, привычно, повседневно. Осуждать – это естественно. Впустую проводить время – естественно. Унизить другого человека – нормально, он того заслужил. А Господь пытается нам открыть глаза и хочет нас привести действительно на нормальный путь – путь жизни, который Он Сам и есть. Но как же научиться и избавиться от этого двоемыслия, двойного стандарта и нецеломудрия?

Господь дает простой рецепт самопроверки для наших повседневных поступков. Он говорит, и мы сейчас слышали это в Евангелии: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (см. Лк. 6, 31). Все.

Вот и делаем вывод. Нам нравится, когда нам помогают. Значит, что мы должны стремиться сделать? Помогать другим. Нам нравится, когда нас жалеют. Что мы должны делать? Правильно. Мы должны жалеть других. Нам нравится, когда нам прощают наши недостатки и не замечают их. И мы так же должны делать – прощать другим их грехи и не замечать. Нам нравится, когда нас хвалят, порой даже совершенно незаслуженно. Значит, и мы должны к людям относиться по-доброму и хвалить. Нам не нравится, когда нас обманывают. Разве мы должны теперь обманывать? Очень легко проверить себя: что нравится тебе, то делай другим, а что не нравится тебе, не делай никому. Кому понравится, когда его обворуют, обманут, унизят, оклевещут? Никому не понравится. Как же мы можем это делать по отношению к другим?

Господь указывает нам путь, которым мы можем воссоздать в себе подлинный образ Божий и целомудрие – истинный путь христианина. Если мы желаем быть христианами не по имени только, а по сути, если мы действительно берем свой крест и идем за Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, нам следует в жизни воплощать это простое правило. Примеров каждый для себя найдет сколько угодно. Можно час и два перечислять, что нравится каждому из нас – значит, что мы должны делать для других. И чего мы не любим по отношению к себе, значит, то мы не должны делать другим. Простой алгоритм жизни. Но он ведет нас к спасению. И нет другого пути, потому что, не преодолев грехопадшее состояние нашей души – по благодати Духа Святаго мы можем его преодолеть, – мы не сможем войти в Царство Божие, мы не сможем назваться сынами Божьими. Потому что Иисус Христос поставил такое условие. Он сказал, что именно когда мы будем поступать вот так, тогда мы станем сынами и дочерьми Божьими. То есть мы с вами войдем в Царство Божие.

Обратимся же к Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, все сотворившему для нашего спасения, дабы даровал Он нам благодать Духа Святаго, чтобы мы всегда во всем поступали с людьми так, как мы желаем, чтобы поступали с нами. Аминь.

16 октября 2016 года.