Приходской листок Троицкого собора, 43 (960) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам: я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром, и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

(Послание к Галатам, 1 глава, ст. 11-19)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел, и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

(Евангелие от Луки, 7 глава, ст. 11-16)

Слово на евангельское чтение о воскрешении сына наинской вдовы (Лк. VII, 11–16).

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Одним из страшнейших грехов, в которые впадают наши души, является отчаяние. Что такое отчаяние? Это слово славянского происхождения. Помните, как в символе веры мы поем: «Чаю воскресения мертвых». Если перевести на русский: ожидаю воскресения мертвых. «Чаять» по-славянски значит ожидать. Причем ожидать с полной уверенностью, что это произойдет. Следовательно, слово «отчаяние» означает, что человек уже ничего не ожидает от этой жизни. Представляете, человек уже ничего не ожидает. Он болеет – и не ожидает, что он исцелится. Он находится в неприязненных отношениях и уже отчаялся, то есть не ожидает, что эти отношения как-то исправятся. Он видит свои собственные грехи, осознает их и уже отчаялся измениться, то есть не ожидает, что он изменится.

Почему же отчаяние является непременным грехом, и как Святая Церковь предлагает нам бороться с этим грехом? Что нужно сделать, чтобы избавится от этого греха?

Мы слышим, как в псалме, за каждой Литургией поются такие слова: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же нет спасения» (Пс. 145, 3). Почему этот псалом поется постоянно на антифонах за Божественной Литургией? – Чтобы указать нам на нашу ошибку, из-за которой, собственно говоря, и приходит к нам отчаяние. Весь вопрос в том, на кого мы полагаем свою надежду. Можно ли вполне быть уверенным в том, что изменяется. Можно ли опереться на песок, который уходит из под опоры. Можно ли считать опорой воду, даже если это хорошо построенный корабль. Должна быть твердейшая опора в нашей жизни. Мы, люди, изменчивы. Сегодня у нас одно настроение – завтра другое. Сегодня мы исполнены благих чувств – завтра к нам приходят чувства злые. Сегодня у нас есть силы что-то исполнить, мы даем какое-то обещание, – а завтра мы обессилены, и это обещание исполнить уже не можем. Так теперь нам понятно, почему нам нельзя надеяться даже на самых сильных, которых псалмы называют князьями, т.е. сильными мира сего? И на них нельзя надеяться, потому что они такие же люди и так же изменчивы.

Так вот отчаяние приходит к нам тогда, когда мы в своей жизни никакой другой опоры, кроме как опоры на человеческие силы, не видим. И думаем, что все в руках человеческих. И думаем, что все можем сами сделать, или с помощью других людей. Любую проблему разрешить, все исправить, все изменить. Ничего подобного! Не может человек исправить самого главного и самого важного. Не может человек исправить того, что находится внутри его – в его душе. И вот мы с вами только что слышали Святое Евангелие, которое совершенно точно показывает нам, на кого нужно иметь надежду, в ком нужно иметь опору, и как не прийти нам в отчаяние. Мы слышали повествование о том чуде, которое совершил Спаситель мира Господь Иисус Христос (Лк. 7, 11-16).

Там рассказывается, как Иисус Христос подошел к городу Наину, а Ему навстречу из ворот города шла погребальная процессия, и рядом с телом несомого на погребение молодого человека безутешно рыдала женщина. Эти была его мать. И она была вдова. Она надеялась на то, что ее сын вырастет и станет ей в жизни опорой. На древнем Востоке женщина не могла сама по себе иметь опору в жизни. Обязательно кто-то должен был быть, кто должен был ее содержать, кормить, о ней заботиться, беспокоиться о ней, защищать ее. Или это должен был быть у молодой девушки отец, у замужней – муж, а у вдовы – сын. И вот вдова потеряла последнюю опору в жизни. Ее единственный, подчеркивает Евангелие, единственный сын, умер. И как велико было ее отчаяние. Она, положившая надежду на своего сына, в один миг потеряла все. И вот Господь Иисус Христос, увидев ее, сжалился над ней и говорит ей: «Не плачь». Почему такие слова говорит Иисус Христос, ведь это так естественно – плакать. Не плачь, говорит Он ей потому, что она в момент своего отчаяния, в момент своего горя, в момент своего плача, забыла о Том, к Кому ей нужно обратить упование. На кого возложить свою судьбу. Господь говорит ей «не плачь», ибо она плачет о себе самой, она предана своей скорби.

А Господь предлагает ей нечто другое. Он хочет открыть ей глаза на то, Кто является опорой в этой жизни. На Кого нужно опереться и на кого надеяться. Потому что Бог есть единственный краеугольный камень, который неизменяем, который является основанием всего мира, ибо Он создал этот мир. Ибо Он наш с вами Отец, и мы созданы по образу Его и по подобию. И к Нему нужно вознести все наши печали, скорби и наше горе. И в Его руки нужно отдать нашу с вами жизнь. Господь не просто говорит ей не плачь, но совершает действие: подходит к носилкам, останавливает их, берет умершего юношу за руку и говорит ему: «Тебе говорю – встань!» (Лк. 7, 14). Совершается чудо. Истинный Бог и истинный Человек Господь Иисус Христос проявляет Свою Божественную силу и открывает всем нам, на Кого нам следует надеяться, на кого возложить все свои чаяния. Он воскрешает сына этой бедной вдовы.

Дорогие браться и сестры. Это чудо Господь совершил не только из милосердия к несчастной вдове. Ибо в мире с того времени и по сегодняшний день тысячи и миллионы несчастных вдов и несчастных людей, которые приходят в отчаяние, забывая об опоре, которую предлагает Спаситель мира Господь Иисус Христос.

Он совершил это чудо для того, чтобы мы зримым образом знали, что есть у нас надежда в этой жизни, есть опора. Эта опора – это Он, пришедший в этот мир, чтобы никто из нас с вами не погиб, но мы имели бы жизнь вечную (см. Ин. 3, 16). И вот, внимательно вникнув в содержание сегодняшнего Евангелия, мы поймем, почему Церковь называет отчаяние грехом и почему нельзя отчаиваться. Потому что есть надежда, которая никогда не будет постыжена. Это наша вера в Господа Иисуса Христа. Но как пережить и понять? Одно дело услышать о том, что было когда-то, прочитать в Евангелии этот рассказ о величайшем чуде, а другое дело, когда тебе в этот момент плохо, тебе больно, тебе скорбно. Как это соотнести с нашей личной жизнью?

Сегодня мы слышали также чтение послания святаго апостола Павла, который делится своими сокровеннейшими переживаниями и чувствами (2Кор. 11, 31 – 12, 9). Он, проповедовавший Слово Божие, сам о себе говорит, «чтобы я не превозносился, был дан мне пакостник в плоти». Не раскрывается, что это значит. Это значит, что он переносил какие-то тяжкие физические страдания. «Да пакости ми деет» – слышали мы в апостольском чтении. То есть какие-то серьезные приступы болезненные, серьезная тяжесть душевная, телесная находила на этого великого апостола. И дальше он говорит: «И я трижды обращался к Господу, чтобы Господь меня от этого избавил». И далее он говорит: «Но Господь сказал: «Довольно тебе благодати Моей, потому что Сила Божия в немощи совершается». «И поэтому, – говорит апостол Павел, – не хочу ничем хвалиться, кроме как своей немощью. Да пребудет во мне благодать Христова»

Дорогие браться и сестры, слышите? Сам апостол переживал трудности в жизни. Но Господь свидетельствует, что через эти трудности как раз и приходит Сила Божия. И мы с вами сознаем свою немощь, сознаем свою слабость. Вместе с апостолом Павлом и мы можем сказать «нечем нам хвалится, кроме немощи своей». И даже наше уныние и отчаяние порой и является тем самым ангелом сатаны, который «стужает нам» и мучает нас, но сила Божия в немощи совершается.

Дорогие братья и сестры, исповедуя нашу немощь перед Богом, нашу слабость и наше недостоинство, возложим все упование наше на Него, всю надежду на Него. Будем чаять Его помощи. Будем чаять укрепления Его в этой жизни. Будем чаять благодати Духа Святаго. Будем чаять воскресения мертвых во Христе Иисусе Господе нашем. Ему же слава во веки веков. Аминь.

19 октября 2014 года.

Слово в Димитриевскую родительскую субботу.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Димитриевская родительская суббота в память усопших воинов, которую мы совершаем ныне, была установлена святым благоверным князем Димитрием Донским после Куликовской битвы.

Вы знаете из жития преподобного Сергия о том, как он молился во время Куликовской битвы, и Господь ему открывал, и он по именам называл павших воинов, совершая о них заупокойную молитву.

По указанию благоверного князя Димитрия в субботу перед праздником Димитрия Солунского была установлена эта суббота.

С тех пор прошло много уже времени. И сейчас мы не только поминаем всех воинов, которые сложили свою жизнь за веру и отечество, – распространилось это поминовение на всех. Потому что все нуждаются в молитвах перед Престолом Божиим. А молитвы Церкви – это сильнейшее средство для того, чтобы человек ощутил радость общения с Богом и не имел вечных мучений. Мучения мы создаем сами себе, потому что мы грешим. И грех – это тот самый адский огонь и есть, который мы возжигаем сами себе своими собственными руками уже сейчас. И душа наша уже сейчас опаляется этим мерзким адским огнем греха. И утолить это, затушить сей огонь может только молитва, которая совершается перед Престолом Божиим ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Который на Кресте пролил кровь за всех грешников, чтобы нас с вами искупить, чтобы мы не погибли, но имели вечную жизнь.

Поэтому поминовение усопших имеет большое значение в жизни Церкви. Мы знаем своих родных и близких, которые уже ушли из этой жизни. И сейчас будем молиться – давайте, каждый вспоминайте своих родных и близких и молитесь за них.

Но есть люди, которые уже давно жили, их уже никто не помнит. Они также нуждаются в нашей молитве, также ждут, чтобы мы за них помолились. Поэтому во время родительских суббот верующие призываются не только за своих родных и близких молиться, но молиться за всех от века почивших. Это утешение не только для тех людей, о которых мы будем молиться, но и утешение для нас с вами, потому что наступит время, закончится наша земная жизнь, и так же Святая Церковь будет молиться за нас с вами.

Нет человека, который бы прожил и не согрешил. Увы, это так. Один Господь наш без греха. И мы к Нему, безгрешному, ныне и возносим свои молитвы, чтобы Он простил всем усопшим все их согрешения, вольные и невольные, и вчинил их в обителях света и радости. Аминь.

5 ноября 2016 года.