Приходской листок Троицкого собора, 47 (1016), 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

(Послание к Ефесянам, 4 глава, ст. 1-6)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом; потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! Народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: "кто прикоснулся ко Мне?" Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто; ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему пред всем народом, по какой причине прикоснулась к нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

(Евангелие от Луки, 8 глава, ст. 41-56)

Священномученик Иоанн Кочуров

Память 31 октября (13 ноября)

(Продолжение, начало в № 46)

            По окончании 10 июня 1895 года Санкт-Петербургской духовной академии со званием действительного студента отец Иоанн в соответствии с его давним желанием был направлен на миссионерское служение в Алеутскую и Аляскинскую епархию.

            Приезд отца Иоанна, незадолго до оставления России вступившего в брак с Александрой Чернышевой, в протестантскую Америку привел его в соприкосновение с жизнью, во многих отношениях не схожей с привычной для него жизнью православной России. Оказавшись в первое время своего пребывания в США в Нью-Йорке, разительно отличавшемся по своему бытовому и духовному укладу от русских городов, и еще не успев освоить английский язык, отец Иоанн благодаря братской поддержке представителей небольшой православной общины Нью-Йорка смог без особых психологических и житейских осложнений включиться в жизнь незнакомой ему страны. Следует подчеркнуть, что церковная жизнь обширной по своей территории, но весьма малочисленной по количеству своего духовенства Алеутской и Аляскинской епархии в различных районах страны обладала весьма существенными особенностями. Если в Северной Калифорнии, на Алеутских островах и Аляске, где русские православные приходы существовали к тому времени около 100 лет, церковная жизнь осуществлялась на основе достаточно многочисленных приходских общин, обладавших значительными материальными возможностями и уже не в одном поколении своих членов связанных с традиционным укладом жизни Америки, то в большинстве остальных районов страны православная церковная жизнь только зарождалась и в значительной степени предполагала со стороны православного духовенства необходимость миссионерского служения, призванного создать полноценные православные приходы в среде разноплеменного и многоконфессионального местного населения. Именно в один из таких районов епархии и предстояло отправиться отцу Иоанну, рукоположенному в сан священника 27 августа 1895 года Преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским.

            Начало приходского служения отца Иоанна оказалось связано с открытым в 1892 году Преосвященным епископом Николаем православным приходом города Чикаго. Назначенный в 1895 году Указом Святейшего Синода настоятелем чикагской церкви святого Владимира отец Иоанн соприкоснулся с приходской жизнью, разительно отличавшейся от упорядоченной, укорененной в вековых традициях жизни православных приходов в России. Являясь одиноким островком православной церковной жизни, отделенным многими сотнями миль от разрозненных православных приходов Северной Америки, чикагский храм святого Владимира и приписанная к нему церковь Трех Святителей города Стритора за менее чем трехлетний период своего существования еще не успели сформироваться как полноценные православные приходы и требовали для своего становления поистине подвижнических пастырских трудов со стороны еще совсем молодого священника отца Иоанна.

Продолжение следует

Слово в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Премудро и многообразно создал Бог мир, в котором мы с вами живем. Первые строки Священного Писания говорят: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). На библейском языке «небо» означает мир духовный. В самом начале творения Бог сотворил мир духовных Сил. Далее Господь, творя мир, создал мир материальный – то, что называется на библейском языке «земля». Все, что есть на земле: и моря, и суша, и растения, и животные, – это мир материальный, земля, созданная Богом. Эта земля живет по данному ей от Бога закону. Эти законы еще называются законами физическими. Их люди изучают. Чем больше изучают, тем больше дивятся премудрости Божией, и тому, сколь сложен и многообразен этот мир физический.

А далее, как венец Своего творения, Бог создал человека, в котором соединено и земное и небесное. Земное – это то, что у нас есть с вами тело, которое живет по законам физическим. Небесное – это то, что в нас есть душа, которая живет по законам ангельским, духовным. Человек – особенное существо, богоподобное, потому что человек создан по образу и подобию Божию.

В самом начале существования и истории мира в мире духовном произошла борьба и война духовная. Война – это по-русски, а по-славянски это называется «брань». Она заключалась в том, что один из высочайших духов, созданных Богом, возомнил себя равным Богу и не захотел жить вместе с Богом. Гордыня поразила его. И он был низвергнут от предстояния пред Богом. Другие высшие духовные Силы – Архангел Михаил и другие Архангелы и Ангелы, низвергли его, и он потерял свою изначальную божественную славу. Так появилось в мире зло.

Зло имеет начало, как видите, духовное. Человек, призванный в этот мир и имеющий душу, в своей жизни тоже ведет духовную борьбу, духовную войну, духовную брань. В чем она заключается? Она заключается в том, что нужно отбить от своей души зло, которое пытается в нее проникнуть, потому что низвергнутый с неба сатана не терпит и, как говорит Писание, как лев рыкающий, ищет, как бы погубить человека (см. 1 Пет. 5, 8). И как нам защититься от этого? Ведь что такое духовная брань? Да это всякие искушения, которые к нам приходят. Всякий грех, он с чего начинается? Он не с поступка начинается. Он с нашей души начинается. Прежде чем чем-то согрешить, мы в душе уже начинаем что-то плохо думать, плохо чувствовать, и только после этого мы уже что-то плохо делаем. Грех в нашей душе находит место, в нашей душе поселяется. И поэтому, чтобы нам освободиться от зла, чтобы нам не иметь ничего общего со злом, нам надо вести духовную борьбу.

А что это такое – духовная борьба? Как ее вести? Вот как раз для того Господь Иисус Христос и пришел на землю, чтобы возглавить эту духовную борьбу. И не просто возглавить, но помочь каждому из нас.

Если бы мы в одиночку попробовали бороться с этими силами зла, ничего бы ни у кого из нас не вышло. Слишком силен противник. Бессмысленно и бесполезно в одиночку бороться против этого. Но со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом все возможно.

И мы слышали сейчас Евангелие о том, как Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам: «Кто слушает вас, – говорит Иисус Христос Своим ученикам, – Меня слушает. И кто делает то, что вы говорите, тот делает то, что Я говорю» (см. Лк. 10, 16). Это Он говорит Своим ученикам. Ученики создали на земле Церковь. Значит, кто слушает Церковь, тот слушает Самого Господа. Кто поступает так, как говорит Церковь, поступает так, как говорит Сам Господь.

А дальше-то, дальше послушайте, какие слова – почему это важно, почему важно слушать голос Церкви, почему важно делать то, что говорит Церковь. Послушайте, что говорит Господь Своим ученикам. «Я даю вам власть, – говорит Господь, – наступать на змею и скорпиона, и ничто не повредит вам» (см. Лк. 10, 19). Конечно же, Он говорил не о животных, Он говорил о силах зла, которые, как змеи и скорпионы, жалят нашу душу. А Господь дал Своим ученикам эту власть. И ученики радуются, что им Господь дал такую власть, говорят: «Господи, о Твоем имени и бесы нам повинуются!» Видите, какая сила Церкви Христовой! А Господь говорит: «Вы этому не радуйтесь, что бесы вам повинуются. – То есть это само собой, понятно. – Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (см. Лк. 10, 20).

Вот, дорогие братья и сестры, нам с вами ясное указание, что нам делать, как нам победить в духовной брани. Очень просто: быть в Церкви Христовой, быть ее членами. Слушать голос Церкви. Исполнять голос Церкви. Чему Церковь учит, к тому и стремиться. И никакая змея и скорпион нам не будут страшны, потому что наши имена будут написаны на небесах, если мы будем верными сыновьями и дочерьми Церкви Христовой.

А в духовной брани Церковь нас чему учит?

В первую очередь, из-за чего зло произошло? Из-за гордыни. Возгордился Денница, и был низвержен с неба. Значит, первое дело в духовной брани – это что? Покаяние. Покаяние разбивает гордыню. А дальше что? А дальше молитва. Вот тоже духовное оружие. А дальше – в одиночку молиться трудно, невозможно практически. Значит, молитва церковная, Таинства церковные, служба церковная. Вот, дорогие братья и сестры. И тогда, если мы вот это все примем, тогда мы будем ограждены от всякого зла.

Но ведь что получается? Казалось бы, как просто! Как просто – и от зла избавишься, и спасен будешь, и имя твое будет написано на небе. Ан нет. Что-то с нами не так. Все мы что-то ищем. И Церковь нам не такая, и что-то непонятное тут в установлениях, и батюшки не такие, и вообще там, почитать если интернет, так все на свете не пойми какие. И человек начинает сомневаться, начинает Бог весть о чем думать, считать и видеть чужие грехи. О своих он уже не думает. Все ищет, какие новости, кто какую гадость сделал. Быстрей другому рассказать, а другого послушать. И что происходит? А происходит, что человек из-под покрова Церкви уходит и становится уже доступен и для змей, и для скорпионов. И уже вся сила вражия хватает его душу и лезет туда. А он ничем не защищен, потому что ему Церковь – не мать. А кому, – по слову священномученика Киприана Карфагенского – Церковь не мать, тому и Бог не Отец!

И вот как Господь Иисус Христос, предвидя это, сказал – вы слышали сегодня в Евангелии, как Господь говорит: «Господи, Отче небесе и земли, благодарю Тебя, что Ты утаил это от разумных и мудрых (то есть от тех, которые все только ищут чего-нибудь), и открыл сие младенцам» (см. Лк. 10, 21).

Что имел в виду Иисус Христос о младенцах? Конечно же, чистоту. Как младенец тянется к матери, так душа человеческая должна тянуться к матери-Церкви. Закрыта для греховного, горделивого ума, пораженного гордыней, тайна Церкви Христовой, но открыта младенческой вере.

Вот о чем нам надо просить, дорогие братья и сестры, – чтобы дал нам Господь эту чистую веру, чистую веру в Церкви Христовой. И тогда нам ничего не страшно.

В сегодняшний день Святая Церковь прославляет Ангелов и Архангелов, духовные Силы, которые возглавляют духовную брань в Церкви Христовой против сил зла. Под покровом их крыл, когда мы находимся в Церкви, мы сохраняемся от стрел вражиих. Они укрывают и оберегают нас. У каждого из нас есть Ангел-хранитель, покрывающий нас от всякого зла. Ныне, прославляя Силы Небесные, Силы духовные, мы вспоминаем о своей душе, просим у Господа сил на духовную брань, а главное, просим, чтобы Господь дал нам дар младенческой веры, чтоб нам быть верными сыновьями и дочерьми Церкви Христовой, и чтобы сила вражия никогда не повредила нам, ибо имена наши написаны на небесах. Аминь.

21 ноября 2017 года