Приходской листок Троицкого собора, 48 (1017) 2018 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света: ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос». Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

(Послание к Ефесянам, 5 глава, ст. 8-19)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И вот, один законник встал, и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон, и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его, и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той дорогою, и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел, и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу, и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

(Евангелие от Луки, 10 глава, ст. 25-37)

Священномученик Иоанн Кочуров

Память 31 октября (13 ноября)

(Продолжение, начало в № 46, 47)

            Назначенный в 1895 году Указом Святейшего Синода настоятелем чикагской церкви святого Владимира отец Иоанн соприкоснулся с приходской жизнью, разительно отличавшейся от упорядоченной, укорененной в вековых традициях жизни православных приходов в России. Являясь одиноким островком православной церковной жизни, отделенным многими сотнями миль от разрозненных православных приходов Северной Америки, чикагский храм святого Владимира и приписанная к нему церковь Трех Святителей города Стритора за менее чем трехлетний период своего существования еще не успели сформироваться как полноценные православные приходы и требовали для своего становления поистине подвижнических пастырских трудов со стороны еще совсем молодого священника отца Иоанна.

            Оказавшись на малочисленном и многонациональном по составу своих прихожан чикагско-стриторском приходе, отец Иоанн окормлял представителей малоимущих слоев эмигрантов православного вероисповедания и не имел возможности при осуществлении своей деятельности опираться на прочную приходскую общину, которая располагала бы сколько-нибудь значительными материальными средствами. В одной из своих статей в декабре 1898 года отец Иоанн дал следующую выразительную характеристику состава прихожан чикагско-стриторского прихода. "Православный приход Владимирской Чикагской церкви, – писал отец Иоанн, – состоит из немногих коренных русских выходцев, из галицких и угорских славян, арабов, болгар и аравитян. Большинство прихожан – рабочий народ, снискивающий себе пропитание тяжелым трудом по месту жительства на окраинах города. К чикагскому приходу приписана церковь Трех Святителей и приход города Стритора. Стритор и при нем местечко Кенгли находятся в 94 милях от Чикаго и известны своими каменноугольными копями. Православный приход там состоит из работающих на копях словаков, обращенных из униатов".

            Столь своеобразный состав прихожан требовал от отца Иоанна умелого сочетания в его деятельности пастырско-литургического и миссионерско-просветительского элементов, позволявших не только духовно и организационно стабилизировать состав своей приходской общины, но постоянно расширять свою паству за счет новообращенных или возвращавшихся в Православие разноплеменных христиан штата Иллинойс. Уже в первые три года своего приходского служения отцом Иоанном были присоединены к Православной Церкви 86 униатов и 5 католиков, а число постоянных прихожан в храмах чикагско-стриторского прихода возросло до 215 человек в Чикаго и 88 человек в Стриторе. При обоих приходских храмах успешно функционировали детские церковные школы, в которых обучались более 20 учеников и курс обучения в которых предполагал еженедельные субботние занятия в период учебного года и ежедневные занятия в каникулярные периоды.

Продолжение следует

Слово на евангельскую притчу о милосердном самарянине (Лк. X, 25-37)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Одной из наших внутренних бед, которая мешает нашей праведной жизни, является наше с вами нецеломудрие, то есть то единство нашей природы, которое должно бы быть в нас, у нас нарушено. Какое единство природы? У нас есть разум. У нас есть чувства. У нас есть слова. У нас есть поступки. Из этого складывается наш человеческий характер. Но смотрите, что с нами происходит. Как часто мы разумом знаем, что правильно, знаем, а поступки совершаем неправильные. Как часто мы чувствуем, где правда, а поступаем не по совести. Как часто на словах у нас одно, а в мыслях совсем другое. Вот это и называется нецеломудрие, когда человек буквально разделяется на несколько личностей вместо того, чтобы быть одним целым.

Это нецеломудрие в нас произошло после нашего с вами грехопадения, после того, как человек отпал от Бога. И, с одной стороны, человек стремится внутренне к Богу, стремится к добру, стремится к любви и правде, а с другой стороны, ложь мира сего, и искушения, и греховные законы порабощают нас. И вот мы так с вами и мучаемся сами в себе.

Сегодня мы слышали Святое Евангелие, которое рисует очень ярко эту картину нашей с вами двойственности. Но одновременно в этом Евангелии, которое мы только что слышали, Сам Господь Иисус Христос дает нам указание, что нам надо делать, чтобы это наше нецеломудрие преодолеть, совершенно четкий дает Иисус Христос ответ, простой, несложный. Итак, что же мы с вами слышали только что?

Рассказ об одном человеке, который подошел к Иисусу Христу, ну и, как бы испытывая Его, – по-славянски сказано: «искушая Его», – спрашивает у Него: «Господи, а что мне делать, чтобы получить вечную жизнь?» Простой вопрос. А Иисус Христос говорит ему: «А что написано в Законе, ты знаешь?» Оказывается, этот человек знает. Он говорит, что надо возлюбить Господа Бога всем сердцем своим, всею крепостию своею, всем помышлением своим и ближнего своего, как самого себя. Замечательно, знает человек, по памяти цитирует Закон. Все у него с головой в порядке, понимает, что надо. Ему Христос говорит: «Ты правильно сказал. Вот так поступай, и будешь иметь вечную жизнь» (см. Лк. 10, 25–28).

А далее в Евангелии говорится, что этот человек, «желая оправдать себя»… Вот обратим внимание: «оправдать себя». Значит, знать-то он знал, что нужно делать, а поступать-то, вероятно, так не поступал. И он, желая оправдать себя, спрашивает Иисуса Христа: «А кто мой ближний?» То есть кого надо любить, как самого себя?

Кто такой ближний? Этот вопрос был не праздным в словах человека, задававшего его Иисусу Христу, потому что законники много спорили, кто же такой ближний. Тот ли человек, который дружит с тобой, который делает тебе хорошо, не обижает тебя? Или, может быть, ближний – это члены твоей семьи? Или, может быть, ближние – это те, кто исповедует ту же веру, что ты? А тогда если кто-то другой веры или живет в грехах, как тебе кажется, то он уже считается и не ближний, его уже любить не надо. Законники фарисейские так и говорили. Например, целые племена, народности, людей они объявляли хуже собак. Например, такими были самаряне. Самаряне происходили от одного племени вместе с евреями. Но в историческом их развитии был момент, когда они отошли от соблюдения полного Закона и перемешались с язычниками. И поэтому в глазах иудеев они были отступниками, предателями. И конечно, разве это – ближние?

Вот о чем задавал этот человек вопрос Иисусу Христу. Но, вероятно, совесть-то его мучила, что он делал разбор между людьми: одних любил, а других ненавидел. И поэтому и сказано в Евангелии, что он желал себя оправдать и спрашивает: «А кто мой ближний?» (см. Лк. 10, 29)

Иисус Христос не стал отвечать на этот вопрос впрямую. Вместо этого Он рассказывает ему притчу, простой рассказ, но символический, со значением. И говорит Иисус Христос: один человек путешествовал из Иерусалима в Иерихон. По дороге на него напали разбойники. Все забрали у него, избили, бросили его избитым. Еле живой лежит этот избитый человек. Идет священник ветхозаветный. Смотрит на него. Посмотрел и прошел мимо. Идет левит, служитель храма ветхозаветного. Смотрит. Посмотрел и прошел дальше.

Вообще, и священник ветхозаветный, и левит – это уже были очень почетные люди в древнем мире. Вот уж, действительно, они в понимании этого спрашивающего – самые ближние должны быть. Но они прошли мимо. У каждого на это были причины, конечно. Священник не имел права: человек лежал избитый, а по Ветхому Завету к крови священник не имел права прикасаться. Левит шел – ему нельзя было запачкать своих одежд, он шел на служение. Каждый себе оправдание, конечно, нашел. Об этом даже Христос и не говорит в Своей притче. Он просто говорит: «Посмотрел и прошел мимо, посмотрел и прошел мимо».

А вот подходит один человек, увидел, сжалился над ним, стал его омывать, перевязывать, дезинфицировать его раны маслом, вином. Потом положил его на своего ослика, на котором путешествовал, и повез его в ближайшее место, в гостиницу. И, поскольку он сам путешествовал, и ему надо было дальше держать путь, дает денег хозяину этой гостиницы, говорит: «Поухаживай за этим человеком, чтоб он выздоровел. Пусть он здесь лежит. А если ты больше что-то истратишь, я, когда назад буду идти, тебе отдам» (см. Лк. 10, 30–35).

А дальше Иисус Христос говорит: «И этот человек был самарянин». Ну то есть уже все, хуже некуда. А после этого уже Христос задает вопрос человеку, вопрошавшего у Него: «И как ты думаешь, кто из этих трех был ближним для того человека, который попал к разбойникам?» (см. Лк. 10, 36) Тот отвечает: «Конечно же, тот, кто сотворил ему милость».

А вот дальше, дорогие братья и сестры, ответ, который сказал, вернее, указание, которое дал Иисус Христос тому, кто у Него спрашивал, относится и к нам с вами. Откроем свои уши и услышим – это нам говорит Господь. Господь говорит этому человеку: «Иди и ты поступай так же» (см. Лк. 10, 37).

Все, не надо никаких вопросов, кто ближний и кто дальний. Иди и ты поступай так же. Поступай так же, как поступил самарянин. А то голову ломают: кто ближний, кто дальний, кому можно делать добро, кому нельзя. Нет, Христос предлагает нам совсем другой путь: совершать добро, невзирая на человека и на его достоинства или недостоинства. А то мы получаемся как судьи какие-то. Сначала рассуждаем: «А достоин он, чтобы я его полюбил, или недостоин? Ну-ка я исследую его дело, рассужу, а уж потом подумаю, буду я его любить или не буду, буду я ему делать добрые дела или не буду». – Какой ужас! Один Судия у нас есть. Он только Праведный, и Он знает душу каждого из нас. А нам Господь говорит: «Иди и поступай так же, как поступал милосердный самарянин».

Вот и увидим, как в зеркале, самих себя. Да, мы тоже так рассуждаем. Мы, как этот совопросник, знаем, что правильно, знаем заповеди Божии, знаем, как надо любить. Знаем. Головой своей знаем. А поступками, а сердцем нашим? Что с нами происходит?

И вот сегодня Святая Церковь предложила нам услышать притчу, рассказанную Самим Господом Иисусом Христом, чтобы мы не только знали, но и выполняли то, что говорит Господь. Потому что нет другого пути, чтобы наследовать вечную жизнь. Нет другого спасения, не предлагает Иисус Христос другого спасения. Он в ответ на то, что нужно делать, чтобы получить вечную жизнь, говорит этому человеку: «Иди и будь милосердным, как милосердный этот самарянин».

Дорогие братья и сестры! Святая Церковь есть не только училище благочестия, где нам Само Слово Божие, Сам Господь Иисус Христос указывает, как нам жить, но Святая Церковь – это и помощница наша. Здесь же, в Церкви Христовой, нам дается благодать и силы на то, чтобы исполнять слово Божие, на то, чтобы идти путем спасения.

Обратимся же ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, открывшему нам путь вечной жизни, чтобы Он укрепил нас, чтобы Он вразумил нас, чтобы Он помог нам преодолеть наше нецеломудрие, чтобы мы с вами последовали примеру милосердного самарянина и в жизни своей всегда совершали дела милосердия, которые ведут нас ко спасению. Аминь.

26 ноября 2017 года