Приходской листок Троицкого собора, 50 (967) 2017 год.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

(Послание к Ефесянам, 6 глава, ст. 10-17)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась, и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те дни приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли пить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже семнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И, когда говорил Он это, все противящиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

(Евангелие о Луки, 13 глава, ст. 10-17)

Слово на евангельское чтение об исцелении согбенной женщины (Лк. XIII, 10-17)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Чтобы понять суть нашей святой веры, в первую очередь необходимо иметь сердце, открытое к принятию Слова Божия. Потому что, с одной стороны, Иисус Христос сказал: «Иго Мое – благо есть» (см. Мф. 11, 30). То есть поверить в Христа и быть с Христом – благо, легко, в том случае если действительно ты примешь всем сердцем, и всею душою, и крепостью своей, жизнью своею то, чему учит Спаситель мира. А с другой стороны, когда мы начинаем вникать в наши православные церковные обряды, Таинства, молитвословия и начинаем идти этим путем, нам очень часто оказывается это трудно. Трудно исполнять все. Трудно молиться. Трудно поститься. Трудно в храме Божием находиться. Трудно сосредоточиваться в душе своей. Трудно. Так как же на самом деле: легко благо Христово или тяжел путь идти за Христом?

И вот здесь перед каждым из нас встает следующий вопрос: так много всего в Церкви, так о многом говорится, но что главное, самое главное, а что, может быть, второстепенное? Возьмем пример или подобие из жизни. Для чего строится дом? Дом строится для того, чтобы в нем человек жил, и чтоб там ему было удобно, все было приспособлено для его жизни. А вот при императрице Анне Павловне для развлечения и потехи построили красивейший, прекраснейший ледяной дворец. Он был очень красив. В нем даже для придворных шутов свадьбу сыграли. Но жить в нем было невозможно, потому что он не приспособлен для жизни. Красота была, видимость дома была, а жить в нем было невозможно. Можно другие примеры взять. Ну, например, для чего создают автомобиль? Для того чтоб на нем удобно было ездить. А если кто-то сконструировал или построил очень красивый, хороший на вид автомобиль, в котором вроде бы есть и колеса, и кузов, и сиденья, и все украшено, и, может, даже драгоценными камнями все сделано, но эксплуатировать, ездить на нем невозможно. Кому тогда это нужно?

Дорогие братья и сестры, это постоянный конфликт, который происходит в нашей жизни между внутренним и внешним. Что для чего? Для чего в храме существуют иконы, прекрасное пение, замечательная архитектура, богослужебные облачения, свечи, кадила? Для чего все это? Это само по себе эстетически красиво, прекрасно. Некоторые говорят: «Да, это наша древняя культура. Ее надо изучать». И даже когда безбожники были, атеисты, и то музеи устраивали: храмы были закрыты, там не молились, а водили, как в музей. Экскурсовод показывал палочкой-указочкой, рассказывал, какого века какая икона, да как художник-иконописец ее рисовал. Все с умным видом слушали.

Ну а для чего храм-то ведь строится? Ведь не для того, чтобы по нему ходили и разглядывали то, что здесь красиво устроено. Конечно же, нет. Храм мы строим для того, чтобы в нем молиться. А если молитва не совершается, то будь он сколь угодно красив, он не выполняет своего предназначения. Вот, дорогие братья и сестры, это и есть взаимоотношения внешнего и внутреннего.

Часто мы совершаем вот какую ошибку. Когда мы пытаемся в жизни идти за Господом Иисусом Христом, мы очень много пытаемся проявить внимания к внешнему. Это даже в вопросах, которые задают священнику, проявляется. О чем спрашивают обычно люди, подходящие к батюшке? «Батюшка, вот у меня заболел там ребенок. А вот какой акафист читать? Великомученику Пантелеймону или Божией Матери Целительнице? А мне к какой иконе свечечку поставить? Вот к Косьме и Дамиану или к Святителю Николаю?» А вдумаемся: а есть ли разница в том, что ты читаешь и куда свечку ставишь? Почему никто не спросит: «Что в душе у меня должно быть? Как горячо я должен обратиться к Богу? С какими внутренними слезами я должен молиться? Какие чувства у меня должны быть?» А то: «Сколько молебнов заказать? А вот хорошо заказать семь молебнов в семи храмах? Или отстоять раннюю и позднюю литургию одновременно – это полезно?» Вот, дорогие братья и сестры, типичные ошибки, которые совершает человек, ища путь к Богу. Это на простонародном русском языке есть пословица, называется «За деревьями леса не видно». Внешние вещи мы пытаемся исполнять, а ради чего все это, мы забываем. Можно десятки акафистов прочитать, а при этом ненавидеть свою соседку. И будет ли польза от этих акафистов? Можно сотню свечей поставить, а при этом завидовать своим родным и близким, и скрежетать на них злобою, и потом еще клеветать на них, а потом еще ссориться. Можно подавать записки на молебен и одновременно при этом воровать и думать: «Ну что ж, я на молебен все подал, все хорошо, в жизни будет мне удача».

Сегодня мы слышали Евангелие, как раз объясняющее нам через чудо, совершенное Господом Иисусом Христом, что же самое главное в Законе Христовом. Христос говорил о Себе: «Я пришел не нарушить Закон, а исполнить его» (см. Мф. 5, 17). А сейчас я хочу вам напомнить Ветхозаветную заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней: в них делай дела твои; день же седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (см. Исх. 20, 8–10). Согласно этой заповеди, данной Богом на Синае пророку Моисею, в субботу нельзя было делать никаких дел. Это был день, посвященный Богу. Чтобы человек не думал только о себе, ему четко было ограничено: шесть дней для себя работаешь, седьмой день для Бога посвящаешь. Но вместо того чтобы этот день посвятить Богу, люди стали посвящать этот день безделью. Ничего не делать стали. И чем лучше ничего не делаешь, тем праведнее. Даже высчитали, сколько шагов можно пройти. Не дай Бог, больше пройдешь – субботу нарушил. Произошло извращение заповеди.

А это у нас тоже такое в голове бывает. Приходит человек на исповедь и говорит: «А я ничего плохого никому не делал. Ничего не воровал, никаких абортов не делал. Все. Все хорошо у меня». А разве Господь сказал: «Заповедь новую даю: не делайте ничего друг другу»? По-моему, Господь сказал: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга» (см. Ин. 13, 34). Значит, мало ничего не делать. Вон, статуя стоит, тоже ничего не делает. Что ж, она добродетельная такая? Надо творить добро, дела любви, милосердия. Вот к чему призывал нас Господь Иисус Христос. И это называется – исполнение Закона Божия. Закон Божий заключается в любви, и милосердии, и добрых делах. Но люди об этом забыли. И поэтому Иисус Христос очень часто именно в субботу, именно в день Божий совершал чудеса.

И мы сегодня слышали в Евангелии, как Он пришел в субботу в молитвенное собрание евреев – синагогу, а там была женщина, скорченная 18 лет. У нее позвоночник был настолько искривлен, что она голову не могла поднять к небу, только землю видела. И Господь исцеляет ее. Совершается чудо. Она становится, распрямляется, позвоночник у нее распрямился. Она видит небо. Здорова стала. Совершил Господь дело милосердия. И что же? Обрадовались все? А ничего подобного. Фарисеи тут же стали говорить: «Да разве можно исцелять в субботу? Нельзя этого делать!» Видите, какое помрачение. Господь Свою Божественную любовь проявляет, чудо любви совершает, а Ему говорят: «Нет. Нельзя ничего делать в субботу». А тогда Господь их называет лицемерами. Говорит: «Лицемеры вы. Неужели вы в субботу своего осла от стойла не отвязываете и не ведете, чтобы водой его напоить? А эту женщину, которую 18 лет связал сатана, неужели ее нельзя было разрешить в субботу?» И им стало стыдно, говорит об этом Евангелие (см. Лк. 13, 10–17).

Так вот, дорогие братья и сестры, надо, чтобы нам не стало стыдно, чтобы мы научились видеть, что самое главное: ради чего наши молитвы, ради чего наши посты, ради чего наши церковные обряды и Таинства. Самая главная цель, которую для нас определяет Спаситель мира Господь Иисус Христос, и Сам показывает в этом пример, – любовь друг ко другу. Учиться нам нужно любить друг друга. Учиться нам нужно прощать друг друга. Учиться нам нужно быть милосердными, искать возможности помочь, поддержать, укрепить, не подтолкнуть, а, наоборот, поднять. Вот чему мы с вами должны учиться. И если мы будем учиться, то тогда все будет нам в помощь: и молитва нам поможет, и богослужение, и Таинства, и посты, – все будет нам в помощь. Важно знать, что главное, а что второстепенное. Главное – это вера, которая в душе нашей зажжена Господом нашим. А внешние все исполнения – это следствия нашей веры, а не наоборот.

Да поможет же нам Господь никогда не уподобляться тем фарисеям, которые осуждали Иисуса Христа, сотворившего чудо в субботу. Да поможет нам Господь учиться любить друг друга, дабы исполнить Его главную и первую заповедь: «Заповедь новую даю вам, – говорит Господь, – да любите друг друга». Аминь.

11 декабря 2016 года.

Святитель Иаков, епископ Ростовский

Память 27 ноября (10 декабря)

Святитель Иаков, епископ Ростовский, по местному преданию, принял постриг в Копырском на реке Ухтоме монастыре, в 80 километрах от Ростова. Долгое время он был игуменом этого монастыря, а в 1385 году поставлен епископом Ростовским при митрополите Пимене и великом князе Димитрии Донском.

Защищая осужденную на казнь женщину, святитель, следуя примеру Спасителя, велел бросить в нее первый камень тому, кто считает себя безгрешным, и отправил женщину на покаяние. Князь и ростовские бояре, недовольные епископским судом, изгнали святого Иакова из Ростова.

Выйдя из города, святитель подошел к озеру Неро, разостлал на воде свою святительскую мантию, и, осенив себя крестным знамением, поплыл на ней, как в лодке, управляемый благодатью Божией. Удалившись от города версты на полторы, святитель Иаков вышел на берег у места будущего монастыря. Князь и народ, раскаявшись, просили прощения у святителя. Кроткий епископ простил их, но обратно не вернулся.

На берегу озера Неро он поставил себе келлию и построил небольшую церковь в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, положив начало Зачатьевскому Иаковлевскому монастырю. Скончался святитель Иаков здесь же 27 ноября 1392 года.