Приходской листок Троицкого собора, 51 (968) 2017 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

...Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство...

(Послание к Колоссянам, 1 глава, ст. 12-18)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

(Евангелие от Луки, 17 глава, ст. 12-19)

Слово на евангельское чтение об исцелении десяти прокаженных (Лк, XVII, 12-19)

Прот. Александра Ганабы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Зачем мы приходим в храм Божий? Что делаем мы здесь? Главная цель того, что мы здесь находимся, – это то, что мы пришли обратиться к Богу с молитвой. Молитва – это то, что является единственным верным признаком веры человека. Потому что если человек даже наизусть знает всю Библию и разбирается во всех тонкостях богословского и догматического учения, а при этом не молится, такого человека можно назвать ученым, можно его назвать профессором, можно его назвать знатоком, но ни в коем случае не верующим человеком. А другой человек, может быть, с трудом Евангелие один раз прочитал и далеко не все там понял, но при этом горячо обращается к Богу, молится. И такой человек, несомненно, верующий человек.

Молитва – это общение человеческой души с Богом. Без молитвы любые рассуждения о вере бессмысленны и бесплодны, потому что молитва – это дыхание души. Но о чем мы молимся чаще всего и дома, и в храме Божием? К чему сводятся наши молитвы по сути? В основном, когда мы обращаемся к Богу, мы у Бога чего-то просим. Просим! Просим здоровья себе, просим здоровья своим близким, просим вечного упокоения для ушедших из этой жизни, просим успеха нашим детям, просим благополучия в наших семьях. Все это правильно и нужно. У кого же нам просить больше? Ведь Бог и есть Раздаятель всех благ. Все доброе, что существует в мире, исходит от Бога, ибо Он источник и жизни, и всего благого и доброго в этом мире. «Без Меня, – говорит Господь, – не можете творить ничего» (см. Ин. 15, 5).

Да, мы чаще всего просим. Но святые отцы, отдавая должное просительной молитве, тем не менее, говорят и о том, что есть и другие роды молитв, более высокие духовно. Представим себе, если бы мы дружили с человеком, который при встрече с нами только бы у нас чего-либо просил. Вот никаких других разговоров бы он с нами не вел. А как встретится, увидит: дай мне то, дай мне се, дай мне это. Интересно, какое бы у нас было отношение к этому человеку? Да и так, со стороны если посмотреть на такие взаимоотношения: вот человек, которому только все дай, дай, дай, – это как его характеризовать можно?

Святые отцы говорят, что есть еще и другой род молитвы. Это – покаянная молитва. Когда человек видит свою собственную нечистоту и греховность и оплакивает ее перед Богом, кается, сокрушается о своем недостоинстве, стремится к своему исправлению. Покаянные молитвы – это уже следующая ступенька к восхождению к Богу. Ступив на эту ступеньку, мы понимаем, что мало нам просить у Бога блага для себя и для своих родных и близких, а надо еще нам самим что-то сделать, самим как-то приложить усилия и в чем-то исправиться, увидеть, где нужно нам себя очистить, омыть. Правда, и тут мы просим – естественно, просим! – но уже не материальных благ, а благ духовных. Уже просим благодати Духа Святаго, чтобы Дух Святой нас очистил, омыл, возродил, освятил. Да, тоже просим, но уже просим духовного. Это следующая ступенька молитв.

Но есть еще высочайшая ступень молитвы. Это – та молитва, которой наслаждаются Ангелы; та, в которой пребывает мир духовный и святой, выше которой нет ничего. Это молитва благодарения, когда мы благодарим Господа Бога, и счастливы тем, что мы имеем возможность благодарить, и находим великую радость в этом благодарении. Вот это уже равноангельная молитва. Потому что ее достигнуть может тот человек, который понимает, что все в этом мире от Бога исходит. Так могут понимать только дети. Но, впрочем, Господь и сказал нам, что если мы не будем как дети, то не войдем в Царство Божие (см. Мф. 18, 3). Вот, только ребенок может прижаться к матери, и ему радостно уже от того, что он рядом с матерью. Он ничего у нее сейчас не просит. Может, потом будет просить. Сейчас ребенку хорошо, прекрасно, он счастлив. Вот так счастлива человеческая душа, которая находит радость в благодарении Богу. Ничего не нужно тогда человеку, кроме одного – чтобы Бог был с ним, а он был с Богом. Вот есть высочайшая молитва – молитва благодарения.

Я вчера на всенощном бдении говорил о молитвословиях суточного круга и об их содержании. Но все эти молитвословия, начиная от девятого часа и завершая шестым часом, полным кругом богослужения, являются только лишь подготовкой к самой главной и самой важной службе Церкви Православной. И вот мы с вами сейчас молимся за этой службой. Эта служба называется Божественная Евхаристия. Евхаристия в переводе с греческого означает «благодарение». И главный смысл молитв литургических, которые сейчас мы с вами совершаем и которые священник читает перед Престолом Божиим, – это благодарение Богу. Вот, главный возглас перед тем, как совершится чудо схождения Духа Святаго на хлеб и вино и преложения их Им в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христовы, главный призыв к народу священник какой говорит? Он говорит: «Благодарим Господа!» Вот стержень всего богослужения, главный смысл.

Да, увы, этой высокой ступеньки духовного развития мы с трудом достигаем и если и благодарим Бога, то делаем это крайне редко. И тогда, увы, мы впадаем в грех, который называется неблагодарностью. Большой грех, когда мы не благодарим своих друзей, которые нам помогают, а мы потом быстро это забываем. Большой грех, когда мы не благодарим своих родителей, которые о нас заботились, растили нас, а мы потом бываем неблагодарными. Вообще неблагодарность, даже если не по-религиозному говорить, а по человеческим взаимоотношениям, это страшная вещь – неблагодарность. Да избавил бы нас Господь от этого греха. Но, увы, этот грех очень распространен. И вот мы слышали сегодня Евангелие, которое буквально иллюстрирует, как распространена неблагодарность в этом мире, насколько это известный порок.

Мы слышали о том, как Иисус Христос совершил чудо. Он подошел к одному селению, и там стояло десять человек, которые страдали страшнейшим заболеванием – проказой. Это заболевание до сих пор существует в мире, и практически невозможно его излечить. При этом заболевании человек заживо гниет. И он нечувствительный даже к тому, что происходит. У него отгнивают пальцы на руках и на ногах, а он даже этого не чувствует. Люди всегда боялись проказы, и прокаженным не разрешалось приближаться к человеческим жилищам. Они жили – и сейчас так живут – в отдельных селениях, которые называются лепрозории. И даже по закону Моисееву имели право жители, к которым приближаются прокаженные, взять камень и бросать в них, чтобы их отогнать. Боялись этой заразы. Хотя неизвестно, заразна ли эта болезнь или нет. Так вот, эти десять прокаженных издалека, потому что не смели приблизиться, нельзя им было, начали кричать, обращаясь к Иисусу Христу и прося Его помощи. Господь спрашивает, что они хотят. Они хотят очиститься. И Господь посылает их к священнику. А ветхозаветный священник по закону Моисееву имел право определять, кому можно жить в обществе, а кого надо изолировать. И когда они пошли к священнику, чудо совершилось: пока они шли, они очистились. Проказа ушла. Неизлечимая болезнь прекратилась. Чудо! Десять человек. И вдруг Христос видит – к Нему бежит один человек и падает на колени, и благодарит, и прославляет Его за то чудо, которое Он совершил (см. Лк. 17, 12–16). Вот вам процент благодарности. Из десяти один. Господь говорит: «Не десять ли исцелилось? Где же девять? Только один пришел воздать славу Богу». И говорит этому человеку: «Иди. Вера твоя спасла тебя» (см. Лк. 17, 17–19).

То есть, если эти девять человек и получили исцеление своего тела, души у них остались прокаженными. Потому что они были неблагодарны. А вот этот человек получил спасение. И спасла его вера. И не только тело у него исцелилось. Но потому, что он прославил Бога, душа его получила исцеление и спасение.

Вот, дорогие братья и сестры, как велика молитва благодарения. Она исцеляет нашу душу. Проказа нашей души отходит. Вера наша спасает нас. Будем же просить этого благодатного дара благодарить Господа. Будем постоянно помнить о том, что это высочайший род молитвы. Будем в нашей жизни хотя бы такими краткими молитвами обращаться к Богу, говоря: «Слава Богу за все!», восклицая: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!», говоря: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!». Прославляя Бога и благодаря Его, мы просвещаем свои души. Будем же возносить славословие Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Ему же слава во веки веков. Аминь.

18 декабря 2016 года.

Слово в праздник Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Протоиерея Александра Ганабы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ныне мы пришли в храм Господень обратиться с молитвой к великому угоднику Божию святителю и чудотворцу Николаю.

Мы видим его икону, а икона – это окно в мир духовный, невидимый. И взирая на икону, мы, конечно же, взираем не на стекло, не на изображение, не на оклад прекрасный, который в этой иконе. А мы, как через духовное окно, взираем на самого святителя и чудотворца Николая, который здесь, с нами, и благословляет нас на молитву.

Еще мы счастливы духовно, что в нашем соборе есть частица мощей святителя Николая, которая находится сейчас вот здесь перед нами в этом ковчеге деревянном, и нам не надо ехать за тридевять земель в город Бари, чтобы поклониться мощам святителя Николая. Святитель Николай и частичкой своего тела ныне здесь с нами.

Почему же так духовно успокоительно и радостно нам обращаться к этому святому? Потому что, дорогие братья и сестры, Церковь, которую Господь Иисус Христос на земле основал, это как большая семья. В семье есть старшие и младшие, более сильные и менее сильные, более разумные и менее разумные. Но в хорошей большой семье всегда старшие учат младших, а сильные помогают слабым, а разумные вразумляют неразумных. И вот мы в этой семье, в Церкви Христовой. И мы, конечно же, себя чувствуем младенцами духовно, потому что не умеем молиться, не умеем жить по благим заповедям Божиим. Конечно, мы чувствуем себя духовно слабыми, потому что не можем даже себя воздерживать, не можем бороться со своими недостатками, страстями, желаниями. Конечно же, мы чувствуем себя неразумными, потому что не хватает нам разума всегда выбирать доброе в этой жизни и избегать злого. Но какое счастье – в нашей церковной семье есть тот, кто может нам помочь, может силой своею наше бессилие исправить, и любовью своею каменность сердца нашего возместить, и разумом своим, который с Богом соединен, нас на разумный путь жизни направить. И вся история Церкви через опыт церковный – это ведь не рассказы просто, это жизнь, – из поколения в поколение опыт церковный жизненный передает, как помогает людям святитель и чудотворец Николай, как скор он услышать наши молитвы и обращения, как он помогает нам не только в великих делах, когда мы просим о вере, о надежде и любви, но как он снисходительно помогает нам в наших житейских, повседневных, простых делах, которые порой нам кажутся суетными и пустыми. Но если человек обращается к святителю Николаю в жизненных ситуациях простейших, и там он получает помощь от этого великого святого.

Дорогие братья и сестры, счастливы мы, имея такого старшего брата, мудрого управителя Церкви Христовой, горячего молитвенника за всех нас, счастливы мы, что имеем такого предстателя пред Престолом Божиим.

Вознесем же молитвы святителю и чудотворцу Николаю, да направит он нас с вами на путь спасения и поможет каждому из нас и в нашей повседневной жизни, и в наших повседневных обыденных делах.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Аминь.

19 декабря 2016 года.