Приходской листок Троицкого собора г. Подольска № 46 (546), 2009 г.

Приходской листок Троицкого собора г. Подольска № 46 (546), 2009 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким; потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

(Послание к Ефесянам, 2 глава, ст. 14-22)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом; потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! Народ окружает Тебя и теснит, - и Ты говоришь: "кто прикоснулся ко Мне?" Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто; ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему пред всем народом, по какой причине прикоснулась к нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

(Евангелие от Луки, 8 глава, ст. 41-56)

Слово на евангельское чтение о воскрешении дочери Иаира и исцеление кровоточивой (Лк. VIII, 41-56)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дух Святый в Церкви Православной действует через Таинства церковные. Таинства церковные – это особые обряды, через которые людям преподается благодать. 

Эта благодать действительная, реальная, действующая на сердца людей. Так в Крещении человек духовно рождается от воды и Духа. В Святом Миропомазании он получает печать дара Духа Святаго так же, как святые апостолы в день Пятидесятницы. В Таинстве Исповеди Сам Господь Иисус Христос очищает душу человека и прощает ему его грехи. В Таинстве Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых – в причащении их – мы соединяемся с Господом, и Господь пребывает с нами. Таинство Священства обеспечивает нам непрерывную духовную связь, восходящую к Самому Господу Иисусу Христу, ибо епископы есть преемники святых апостолов. В Таинстве Брака таинственно во едино тело и плоть, во едину семью соединяются муж и жена во образ Христа и Церкви. В Таинстве Елеосвящения человеку преподается благодать во исцеление души и тела и всесовершенного оставления грехов. 

Это – действительные Таинства Церкви Христовой. Но зададим себе вопрос мы, православные христиане: действенны ли они в нашей жизни? То есть, когда мы приступаем к Таинству, насколько открыта наша душа для действия Духа Святаго? Иногда думают люди о том, что, приходя в Церковь Христову, с ними может что-то произойти без их личного участия. Да, бывают у человека иногда в жизни озарения, когда перед его душой открывается то, чего раньше он не знал, когда радость снисходит на него, когда он познает сладость молитвы, когда перед его умом ясным становится, что нужно жить вместе со Христом. Но потом, в повседневной жизни, настолько мы питаемся Таинствами церковными, насколько действенны Таинства в нашей жизни. Ведь человек порой даже в отчаяние впадает, думая, что он не получает должной благодати. Поэтому и бытуют между людьми следующие разговоры: «Вот в таком-то храме хороший батюшка, благодатный, к нему мы пойдем. А в таком-то храме – не благодатный, плохой батюшка…»

Смотрите, как враг рода человеческого тонко искушает нас! Вместо того, чтобы думать нам о своей душе и о том, насколько она открыта для Бога; вместо того, чтобы думать нам о том, насколько мы сожалеем о своих грехах и каемся; вместо того, чтобы думать нам о том, насколько мы веруем, мы пытаемся совершать суд над другим человеком, нам неподсудным и неподвластным. И уже человек вместо собственного спасения ищет осуждения. И враг ему потом уже так глаза застилает, что потом он считает, что ни один только батюшка не благодатный, а тот и другой, третий, четвертый… и епископы уже плохие. А потом уже шлют листовки: и патриарх плохой, и вообще все уже у нас плохо.

Вы, вероятно, и разговоры такие слышали, и, может быть, даже листовочки такие антихристианские читали. Так вот, что делает враг рода человеческого с нашей душой, как он нас обманывает! Мы ходим рядом с источником благодати и отворачиваемся от него. Как будто от провода электрического зависит, что лампочка горит! Так и мы, служители Церкви Христовой, являемся только лишь проводниками Божьей благодати.

Знаете ведь, какое время было еще совсем недавно – лет тридцать, сорок, пятьдесят назад. Были священники, которые даже от Церкви, и от Бога отрекались. Особенно в шестидесятые годы старались это сделать, чтобы было всем известно, как некоторые слагали с себя сан. 

Вообще в этом ничего удивительного и страшного нет, ведь и среди учеников Христовых был Иуда-предатель. Но как это обставлялось! Делалось так порой. Священник служил литургию, даже причащал, а в конце выходил на амвон и говорил: «Вот я столько лет думал, что Бог есть, теперь я узнал, что Гагарин в космос летал и Бога и не видал, и я теперь отрекаюсь от сана», – и начинал с себя сбрасывать одежды. А потом в газете писали: вот какой он молодец, передовик! И на доску почета его вешали. Вы, люди старшего поколения, помните, наверное, о таких вещах. А вот встает тогда вопрос: а те, кто в эту службу исповедовался и причащался, причастились ли они Христу или нет? – Ответ однозначный: причастились, ибо по вере их было и дано им. Вне зависимости от того, каков был священник. 

В «Отечнике» есть прекрасный рассказ о том, как один прозорливый человек, стоя за Божественной литургией, видел, что священник как будто в углу связанный сидит, а за него службу совершает Ангел Божий. Ибо недостоинства наши человеческие и грехи наши человеческие с нами остаются, и мы за них ответственны. А настолько, насколько мы открываем душу для благодати Божией, настолько мы от Господа получаем.

Вот именно об этом мы слышали сегодня Святое Евангелие. Смотрите, каковы примеры подлинной веры! Господь Иисус Христос идет исцелить больную девочку. Вместе с ним идут апостолы. Много народа вокруг Христа, все Его теснят со всех сторон. Смотрите: к Самому воплощенному Богу Господу Иисусу Христу люди прикасаются. Но что происходит? – Среди этих людей один единственный человек – женщина, которая много-много лет страдала тяжелой болезнью, решила для себя: если подойду сзади и хотя бы края одежды Христовой коснусь, то я исцелюсь. И с такими мыслями, и с такой верой она подошла и коснулась края одежды Иисуса Христа. И только она сделал это, как тотчас исцелилась! 

Она все имение свое истратила на врачей и не могла исцелиться. Но прикоснулась к краю ризы Христовой и получила исцеление. Господь останавливается и говорит: «Кто прикоснулся ко Мне?» – Апостол Петр удивляется: «Господи, о чем Ты спрашиваешь? Со всех сторон люди теснятся, толкаются, почему Ты так спрашиваешь?» – А Господь говорит: «Я слышал силу, которая изошла от Меня». 

Для чего Господь остановился и так сказал? Что, всеведущий Бог, Он не знал о том, что женщина прикоснулась к Нему с такой верой? – Знал! И именно поэтому она и исцелилась. Но для того Он это сказал, чтобы мы с вами тоже это знали. 

Сколько людей тогда прикасалось ко Христу, видели Его своими глазами, слышали Его. А что, все уверовали в Него? А что не кричали: «Распни, распни Его»? Они Самого Господа Иисуса Христа видели, а в сердце веры не было. Что же с нами происходит? Мы ищем каких-то особых чудес, особых знамений, ищем каких-то пророчеств, потаенных книжек, каких-то сказаний; разыскиваем каких-то старцев. Чего нам еще недостает? – Сам Господь Иисус Христос с нами в Церкви Святой. Таинства Его святые на нас изливаются. А мы слепы душою своею и не пользуемся этим великим даром. – Возьмем пример с этой больной женщины, которая за счастье почла для себя к краю одежды Иисуса Христа прикоснуться. Возьмем с нее пример – не только к краю одежды прикасающиеся, но причащающиеся Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых. Возьмем этот пример, ибо Господь, остановившись, сказал этой женщине: «О, женщина! Как велика вера твоя! Дерзай!» – Так Господь обращается к тем людям, которые имеют веру. Так Он указывает нам всей жизнью Своею, что для нас самое важное.

Дорогие братья и сестры! Ничего в жизни не бывает случайно. И ныне нас Господь не случайно в храм Божий привел, чтобы мы услышали это евангельское благовестие и научились просить у Господа самого главного – горячей и спасительной веры. Ибо какой мы будем мерой и силой веровать и молиться, так по вере нашей и будет дано нам. 

Все есть в Церкви, все необходимое для спасения. В каждом храме Божием есть все, необходимое для спасения. В каждой иконе есть благодать и отблеск Церкви Святой. Каждый, кто возносит молитву перед Господом в единстве со Святой Церковью Православной, на пути спасения может быть в том случаем, если сердце его наполнено верой. И торжество этой веры раскрыто в окончании сегодняшнего евангельского чтения. 

Когда совершил Господь чудо исцеления этой женщины, то к Нему пришли и сказали, чтобы Он уже не беспокоился идти посещать заболевшую девочку, потому что она умерла. А Он все равно пошел к ней и, взяв Петра, Иакова и Иоанна – ближайших Своих учеников– и отца этой девочки, вошел к ней и стал говорить Своим ученикам, что она не умерла, н спит. А те и то не смогли в это поверить. 

Вот так душа у нас иногда нам кажется умершей, погребенной грехами. Нам кажется, что мы не способны подлинно веровать, не способны жить по заповедям Божиим, не способны молиться. Нам кажется, что мы погибаем, и греховный мир нас захлестнул, и нам не исправиться. Но это не так! – Иисус Христос говорит: «Не умерла, но спит», – и совершает чудо: воскрешает умершую девочку к жизни. 

Так, дорогие братья и сестры, и наши с вами души Господь Иисус Христос может воскресить. В этом Его сила. В этом Его слава. В этом – радость наша. В этом смысл того, что мы принадлежим к Святой Церкви Православной. «Не бойся, только веруй», – такими словами Господь обращается ныне к нам. Услышим эти слова! Будем просить дара веры пламенеющей. Будем приступать к Таинствам церковным. Будем с верой, надеждой и любовью уповать на Спасителя мира, могущего наши окаменевшие и умирающие во грехах души воскресить и оживить. Аминь.

16 ноября 2003 года

Священномученик Петр (Никотин) и мученики Виктор (Фролов), Иоанн (Рыбин), Елизавета (Куранова), Николай (Кузьмин)

Память 8 (21) октября

(Окончание, начало в № 42, 43, 45, 45)

Мученик Николай (Николай Васильевич Кузьмин) родился 10 октября 1899 года в городе Москве. Отец его был заведующим епархиальной свечной лавкой. В 1917 году Николай окончил коммерческое училище и в 1918 году был призван на службу в Красную армию. Служил до 1921 года в главном артуправлении делопроизводителем. С 1921 по 1929 год работал в морском научном институте в качестве заведующего хозяйством, а также участвовал в экспедициях в качестве научно-технического сотрудника. В 1929 году сильно заболел и до 1932 года нигде не работал. В 1933 году устроился агентом снабжения в военный совхоз Главвоенпорта. В 1935 году Николай Кузьмин переехал в Москву, где устроился певчим хора Сергиевского храма на Рогожской Заставе. Николай Кузьмин был арестован 29 сентября 1937 года и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

Mucheniki/kuzmin.jpg

Николай Васильевич Кузьмин 

Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год

Арестованный ранее сторож Сергиевского храма на вопрос следователя о том, что он знает о Николае Кузьмине, ответил: «Ярый церковник, недовольный советской властью. Свое недовольство советской властью он выразил среди верующих так: “я не признаю никаких партий и власти, кроме партии Христа, членом которой я состою”…»

– Как у вас сложились твердые религиозные убеждения и когда? – спросил следователь у Николая.

– Раньше я к религии относился критически, особенно после революции, не посещал церковь и не выполнял религиозных обрядов. Твердые религиозные убеждения у меня сложились после болезни в 1929 году, когда я, будучи при смерти, обратился с молитвой к Богу, в результате чего выздоровел. Мои религиозные убеждения тверды, на основе их я строю всю свою жизнь и отношение к людям. Свое отношение к советской власти я вывожу из учения Христа: любите враги ваша и не сопротивляйтесь предержащим властям… Все мои родственники критически относятся к моим религиозным убеждениям.

Следователь потребовал от Николая Кузьмина дать политическую характеристику протоиерею Петру Никотину и другим знакомым и рассказать об их отношении к советской власти. На это требование Николай ответил, что знает их только по отношению к Церкви, а об отношении их к советской власти ничего не знает.

– Следствие располагает данными о том, что вы занимаетесь антисоветской агитацией среди верующих. Дайте показания по существу этого дела.

– Антисоветской агитацией я не занимался. Сказать о том, что не пойду на демонстрацию, а скорее пойду в церковь, если в ней совершается служба, я мог… Предъявленные мне факты антисоветской агитации среди верующих я отрицаю.

17 октября 1937 года тройка НКВД приговорила арестованных к расстрелу.

Протоиерей Петр Никотин и миряне Виктор Фролов, Иоанн Рыбин, Елизавета Куранова были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой 21 октября 1937 года, а Николай Кузьмин – 31 октября 1937 года. Все они погребены в безвестной общей могиле.