Приходской листок Троицкого собора г. Подольска № 47 (547), 2009 г.

Приходской листок Троицкого собора г. Подольска № 47 (547), 2009 г. 

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

(Послание к Ефесянам, 4 глава, ст. 1-6)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И вот, один законник встал, и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон, и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его, и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той дорогою, и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел, и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу, и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

(Евангелие от Луки, 10 глава, ст. 25-37)

Слово на евангельскую притчу о милосердном самарянине (Лк. Х, 25-37)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас в Святом Евангелии мы только что услышали рассказанную Господом нашим Иисусом Христом притчу о милосердном самарянине. Эта притча объясняет нам, как мы можем получить вечную жизнь. Потому что эту притчу Спаситель рассказал в ответ на вопрос, заданный Ему одним из законников: «Что я должен делать, чтобы получить вечную жизнь?»

Дорогие братья и сестры! Вера наша, которая возникает в наших сердцах под действием благодати Духа Святаго, это – желание нашей души жить вместе с Богом. Пока мы заняты повседневными делами своими, пока суета повседневная затмевает наш разум, и мы забываем о том, что мы имеем не только тело, подверженное болезням, страданиям, подверженное голоду и холоду, тело о котором надо заботиться – что поесть, во что одеться, где жить, но мы имеем также и душу, душу о которой тоже необходимо позаботиться – где она у нас с вами будет жить и в каком она будет состоянии. Поначалу, бывает, человек пренебрегает своей душой, не заботится о ней. И у человека душа засыхает, становится мертвой. И человек начинает страдать. И жизнь не доставляет ему радости. И печаль буквально гложет его, и уныние приходит. И люди, порой, настолько не видят смысла в жизни своей, что и руки на себя накладывают. 

Но тем мы с вами счастливы, что мы имеем откровение о вере, и нам Господь дал счастье веровать и иметь в своих сердцах спасительную веру в Господа нашего. И человек, который подошел к Иисусу Христу, он задал тот вопрос, который действительно важен для всех людей: Что нужно делать, чтобы наследовать вечную жизнь? 

На это Спаситель спросил у него, потому что он был законником: «А что в законе написано?» И человек правильно назвал закон – главный закон Божий, заповедь любви, говоря о том, что чтобы наследовать вечную жизнь, надо возлюбить Господа Бога всем сердцем своим, всею душою своею, всею крепостию своею, всею мыслью своею.

Дорогие братья и сестры! Мы слышали многократно об этом главном законе – законе любви к Богу. Но как мы можем любить Бога, Которого никогда не видели? Бога видеть невозможно. Как же мы можем Его любить? И дальше в том же законе Божием говориться: «И ближнего своего возлюби, как самого себя». 

Вот это ответ очень важный, но для нас, к сожалению, несмотря на всю его ясность, бывает непонятным. Мы можем говорить о любви к Богу, о нашей вере в Бога, о нашем старании жить по-Божиему. Но когда заходит речь о любви к своим ближним, то что-то сразу ломается в нашей душе. Мы находим себе какие-то оправдания, говоря, почему мы не любим свою соседку, и начинаем перечислять: вот она такая и такая, и то делает неправильно, и тут несправедливо. Мы начинаем говорить, почему мы не любим своих начальников на работе и перечисляем все их недостатки. Да что говорить о соседях или начальниках! Мы начинаем вспоминать обиды между братьями и сестрами родными, между детьми и внуками, между мужем и женой. И исчезает из нашего сердца то понятие, которое приводит нас к вечной жизни, то есть – любовь. 

И вот Господь Иисус Христос, чтобы научить нас не придумывать себе оправдания, а приучить нас к любви, потому что если не горит в сердце любовь, то нужно научить сердце свое любить. А как это можно сделать? – А это можно сделать через добрые дела, к которым человек должен себя принуждать. 

И вот когда этот законник прочитал Иисусу Христу главную заповедь, то Господь говорит: «Верно ты сказал! Исполняй это, и будешь жив». – Но законники, подобно и нам с вами, они различали и говорили: «Ближний мой – это тот, который такой же веры, как я, который благочестив, который исполняет заповеди». – То есть они делили людей на разные сорта, как и мы сортируем людей: кто-то нам нравиться, кого-то мы видеть не можем, к кому-то относимся терпимо. И тогда, желая оправдаться, законник задает Иисусу Христу вопрос: «А кто мой ближний?» – как бы искушает Христа. И в ответ Иисус Христос рассказывает простую притчу. Вникнем еще раз в ее содержание.

Один путник пошел из города Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники, забрали у него все, избили и еле живого бросили на пути.

Мимо шел ветхозаветный священник, посмотрел на него и прошел мимо. Толкователи спрашивают: «Почему же он прошел мимо?» – Наверное, у него тоже были какие-то резоны важные мимо пройти. По древним ветхозаветным законам не мог священник приступить к служению жертвенника, если он прикасался крови или к чему-либо нечистому. Он, вероятно, хотел себя сохранить в чистоте перед Богом. Так он думал. Но посмотрим, что ответит на это Христос. Итак, он прошел мимо этого израненного человека. 

После него той же дорогой шел другой уважаемый человек – левит, служитель храма. Раньше левиты носили на своих плечах ковчег закона Божия, переносили переносной храм-скинию. И это целое племя, потомки Левия – левиты, были очень почитаемы и уважаемы в народе. И он тоже проходит мимо. Наверное, и у него какие-то, как ему казалось, были причины.

Но вот той же дорогой идет самарянин – человек в глазах всего древнего иудейского общества грешный и никуда негодный. Потому что и плохо заповеди самаряне соблюдали, и веровали не совсем так, как Моисей заповедал. И в глазах иудеев они были отступниками, потому что они женились на язычниках и перемешались с язычниками в крови даже. И хуже самарянина для евреев не было никого. И что делает этот самарянин? – Берет израненного человека, перевязывает его раны, возливая на них масло и вино, сажает на своего осла, везет его до ближайшей гостиницы, дает денег начальнику этой гостиницы и говорит: «Поухаживай за этим человеком, а когда я буду назад возвращаться, то, если ты истратишь больше, чем я тебе дал денег, то я тебе добавлю».

И вот, рассказав такую притчу, Христос спрашивает у законника: «Как ты думаешь, кто же из этих трех ближний оказался этому несчастному человеку, который попал в разбойники?» – Законник говорит: «Оказавший милость ему». – По-другому ответить невозможно. И вот, вместо того, чтобы отвечать на праздный вопрос законника – «кто мой ближний», Христос говорит ему: «Иди и ты поступай так же». 

Вот, дорогие братья и сестры, указание нам с вами. Сколько бы мы не мудрствовали в своем сердце, сколь бы мы ни оправдывали себя за жестокосердие свое и равнодушие, сколько бы мы ни говорили, что мы и сами больные, у нас и у самих много дел, да у нас различные жизненные обстоятельства, каждому из нас в нашей жизни так или иначе встречается тот или иной человек, который нуждается в нашей помощи так же, как нуждался этот человек, на которого напали разбойники. И вот тут мы и должны услышать голос Иисуса Христа: «Иди и ты поступай так же». – Если мы желаем иметь вечную жизнь – жизнь с Господом нашим Иисусом Христом, мы должны поступать так, как поступил милосердный самарянин. 

На древних иконах, да и сейчас так же на росписях, когда изображают в картинах притчу о милосердном самарянине, под человеком, на которого напали разбойники, который лежал израненный, часто изображают Самого Господа Иисуса Христа. Потому что когда мы оказываем кому-нибудь милость, делаем кому-нибудь доброе дело, бываем кому-либо сострадательны, мы Самому Христу это оказываем. Вспомните рассказ Христа о Страшном суде (Мф. 25, 31-46). Когда Христос спрашивал, почему Я был голоден, а вы не накормили Меня, почему Я жаждал, и вы не напоили Меня, почему Я был без одежды, а вы не одели Меня, почему Я был в больнице, сидел в тюрьме, а вы не пришли ко Мне? – И тогда, помните, как ответил Господь тем людям, которые вопрошали Его: «Когда же мы видели Тебя или голодным, или раздетым, или в больнице, или в тюрьме»? – И тогда Христос сказал: «Все доброе, что вы делаете для ближних своих, вы для Меня делаете». 

Вот, дорогие братья и сестры, какой ключ к нашему спасению – стремится быть милосердными. Да, к сожалению, не горит в наших сердцах огненная вера друг ко другу. Это дар, который редко кому дается, – святой великий дар любви. Но чтобы огонь все-таки в нашей душе затеплился, хотя бы самый маленький, мы должны приложить к этому усилия, понуждать себя на добрые дела – принуждать себя к состраданию, принуждать себя к милосердию, бороться со своим равнодушием. – Сложно это, но нужно. Потому что у нас нет другого пути ко спасению. А Церковь помогает нам быть милосердными и сострадательными. В Церкви Господь дает нам эту благодать, умягчает наши сердца, делает сильной нашу волю к добрым делам и добрым поступкам. Обратимся же с молитвой к Господу Иисусу Христу, и попросим у Него, чтобы Он дал нам дар любви, научил нас любить ближних своих, не рассуждая, достойны ли они нашей любви. Чтобы Он научил нас делать добрые дела без разбора – нашей ли это человек национальности или не нашей, нашей ли он веры или не нашей, нравиться ли он нам или не нравится. Если просят нас о добром деле, если сам вид человека взывает к нашему милосердию, мы должны преодолевая свою гордость, свое тщеславие, свое малодушие, стремиться делать эти добрые дела. Будем просить Господа нашего Иисуса Христа, чтобы умягчил наши равнодушные сердца, чтобы Духом Своим Святым дал нам этот дар – уподобляться милосердным самарянам. Будем вспоминать эту притчу всегда, когда перед нами стоит выбор – помочь или не помочь этому человеку. Вспомним, что сказал Иисус Христос о добрых делах: «Иди и ты твори так же». Аминь.

28 ноября 2004 года

Слово в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Прот. Александра Ганабы

Богослужение Церкви нашей Святой Духом Святым так устроено, что через богослужения до сердец верующих людей, до их разума, до их душ доносится благодатный высокодуховный смысл откровения Бога в мире. Бог Сам Себя открывает для нас настолько, насколько нам это необходимо. Ибо существо Божие непознаваемо, человеческий разум понять его не может, человеческое существо, созданное по образу и подобию Божиему, тем не менее ограничено во времени и пространстве, и осознать величие Божьего замысла: и о нем, о человеке, и о мире – до конца никогда не может. Но настолько, насколько нам открыто это от Бога, мы познаем через Святую Церковь, в которой дышит Дух Святой. 

И вот сегодняшний праздник показывает соотношение Божественного откровения. Как Бог открывает Себя миру? – Через Священное Писание и через Священное Предание. Что такое Священное Писание? – Это Библия, Книги, которые написаны людьми, но по вдохновению Божию. И эти книги не являются единственным откровением о Божием промысле в этом мире, отнюдь нет. И вот сегодняшний праздник раскрывает нам глубину Божественного откровения. Ведь о том, что сегодня мы воспоминаем, в Священном Писании вы не найдете. Этого нет ни в одном из Евангелий, нет об этом и в апостольских посланиях, – но это есть в памяти Церкви. Значит, Господь-то создал на земле Церковь для того, чтобы люди жили вместе с Ним – и Бог вместе с нами жил. 

Сегодня мы вспоминаем о том, как Иоаким и Анна исполнили свое обещание, данное ими перед Богом. Они ведь были бездетными и дожили до глубокой старости, и так хотели, чтобы им было дано на старости лет утешение в виде дитя, что дали перед Богом обещание, что посвятят это дитя Ему, Богу. Они уж ни на что не надеялись; их считали скрытыми грешниками, их презирали. А Господь испытывал их, и то, что думали о них люди, было неправда. А Бог знал чистоту их душ, и благословил их, и они родили Пречистую Деву, Которая послужила спасению всего человечества. 

Но они ведь дали обещание, что посвятят Ее Богу, и, когда Ей исполнилось три года, они это обещание исполнили: они отдали свою Дочь. А ведь они уже были престарелыми; такая радость для них была, такое счастье, вот бы жить им с Ней и радоваться, и постоянно держать Ее вместе с собой, и любить Ее, и утешаться, – но обещание перед Богом гораздо важнее личной радости было для Иоакима и Анны. И они отдают Пречистую Деву в храм Божий.

Вот именно это событие сегодня мы и вспоминаем. Да, действительно, оно не описано в Писании. Более того, оно как бы противоречит Писанию. Потому что в Писании сказано, что никто не может войти во Святая Святых, кроме как первосвященник один раз в году должен был входить во Святая Святых. Это был древний храм, который был до пришествия Иисуса Христа и который символически изображал собой присутствие в мире Бога. И вот в этом древнем храме только первосвященник мог один раз в году войти во Святая Святых и произнести во уши народа Божия Имя Божие. А что происходит? Происходит невероятная вещь – нарушение всех правил, всего порядка: первосвященник вводит маленькую Девочку во Святая Святых, куда и сам он один-единственный раз в году имел право входить. 

Почему? Почему это совершилось? Да потому, что если до пришествия Иисуса Христа храм Божий лишь обозначал символически присутствие Бога среди людей, то Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица стала Той, Которая Святая Святых больше, потому что через Нее пришел в мир Сам Бог. Не для того, чтобы символически быть, не для того, чтобы обозначать Свое присутствие среди людей, нет! Для того, чтобы быть с людьми. И с тех пор, как только Иисус Христос через Деву Марию воплотился, Он пребывает с нами «во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). 

И в этом наша радость и наше счастье. И в этом смысл нынешнего праздника – что Христос с нами, что Бог не оставляет нас, что жизнь Бога с Его Церковью не может даже вместить и Священное Писание, потому что столько всего происходит в мире, и столько явлений духовной жизни в сердцах людей, что это и есть то, ради чего пришел в мир Спаситель Господь Иисус Христос. Это и есть Священное Предание нашей Святой Церкви – когда мы живем с Богом, Им движемся, Он нас освящает, Он нас укрепляет, Он нас прощает, Он дает нам силы в этой временной жизни и дает нам воскресение и жизнь вечную.

Праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии утверждает реальность пришествия в мир Бога для нашего спасения. Духовное содержание этого праздника, которое мы сейчас услышим в чтении канона, заключается в том, что ветхозаветный храм прообразовал – то есть изображал – то, что ныне мы с вами имеем и чему мы ныне радуемся. Ветхозаветный храм был прообразом присутствия Бога на земле, а мы ныне радуемся тому, что с нами Бог, и мы с Богом, и Господь спасает нас, Ему же слава во веки веков. Аминь.

3 декабря 2008 года