Приходской листок Троицкого собора г. Подольска № 48 (548), 2009 г.

Приходской листок Троицкого собора г. Подольска № 48 (548), 2009 г. 

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света: ибо все, делающееся явным, свет есть. Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос». Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

(Послание к Ефесянам, 5 глава, ст. 9-19)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

(Евангелие от Луки, 12 глава, ст. 16-21)

Слово на евангельскую притчу о безумном богаче (Лк. XII, 16-21)

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Одной из важнейших и спасительных добродетелей для человека является постоянное памятование о Боге. Если бы мы с вами всегда помнили, что Бог рядом с нами, если бы мы всегда с вами помнили о том, что Бог знает и видит не только наши дела и поступки, но наши мысли и чувства, мы бы с вами всегда пребывали бы в добре, любви и радости. Если бы постоянно мы с вами помнили о присутствии Божием, мы были бы счастливы в своей жизни, мы избегали бы множества и множества грехов, мы пребывали бы в благодарности к Богу и в духовной радости, мы бы не имели уныния и печали, – если бы мы всегда памятовали о Боге. Такая добродетель, как памятование о Боге, приобретается людьми не сразу. Подвижники святые многие годы старались, поддерживая себя постом и молитвой, приходить к этой памяти Божией, и то не каждый из них, по их свидетельству, этого достигал. Тем не менее нам к этой памяти Божией, к тому, чтобы помнить о Боге, надо стремиться. Почему нам надо к этому стремиться?
То Евангелие, которое только что с вами слышали, объясняет нам это. Давайте подумаем, когда чаще мы молимся и когда искреннее и горячее бывает наша молитва? К глубокому сожалению для нас, наша молитва бывает горячей и искренней тогда, когда вдруг у нас случается какое-то горе. Когда вдруг болезнь какая-то приходит, или какое-то несчастье у нас случается или беда, или мы кого-то теряем, кто-то умирает. Вот тогда наши молитвы вдруг становятся горячими и искренними, и мы молимся, и молимся со слезами, и никто, как будто, нас и не заставляет это делать. Но что с нами происходит тогда, когда у нас все хорошо, когда все у нас ладится, все у нас правильно и всем мы довольны? Мы как будто отупеваем. Мы забываем о том, от Кого исходят все блага. Мы забываем о том, что жизнь-то наша – ее начало и ее конец – в руках Божиих. Мы этого уже не помним. Мы забываем о Боге и думаем, что в том наслаждении, которое мы имеем на сегодняшний день, и есть смысл жизни, не понимая, что эта жизнь может в любой момент оборваться.
И вот сегодня Сам Господь через Святое Евангелие призывает нас вспомнить о том, что жизнь человеческая в руках Божиих, а те дары, которые мы имеем в жизни, и то, чем мы с вами пользуемся и наслаждаемся, – это всего лишь навсего милость Божия к нам. Господь призывает нас это помнить, призывает нас к тому, чтобы мы помнили о Нем. Почему? Да потому, что когда мы забываем о Боге, получается так, что как будто мы сами ждем, чтобы Господь через какое-то серьезное происшествие вновь обратил нас к Нему. Мы как будто призываем на себя бедствия. И, смотрите, промыслом Господним каждый человек приводится ко спасению, то есть в жизни для человека появляются те обстоятельства, которые бы приводили его ко спасению. Значит, когда мы совсем не желаем думать о Боге, не желаем обращаться к Нему и молиться к Нему, мы как будто ждем, что случится что-то такое в нашей жизни, что наши мысли направит к Богу. Иными словами, своей неблагодарностью мы призываем на себя фактически бедствия, несчастья и страдания. А потом удивляемся, почему они с нами в жизни происходят.
Итак, притча, которую рассказал Господь и которую только что мы с вами слышали, очень проста. Жил богатый человек. И вот, у этого богатого человека случился огромный урожай. Не сказано в притче, что этот богатый человек много трудился, или что-то придумал, или что-то сделал для получения этого урожая, – человек сам удивился. То есть это был дар Божий. Этот человек говорит: «Что теперь я сделаю? Сломаю все свои старые житницы, амбары, построю новые, большие, засыплю в них полученный урожай и скажу душе своей: «Душа моя! Всего у тебя довольно на многие годы. Ешь, пей, веселись». А Бог говорит ему: «Безумный! В эту ночь душу твою от тебя ангелы истяжут. Кому все оставишь?»
Дорогие братья и сестры! Под образом этого безумного богача изображается наша с вами неблагодарная душа. Ведь не вздумал этот богач Бога поблагодарить за свой урожай, не вздумал он подумать, как распорядиться ему этим урожаем: или, может быть, поделиться с тем, у кого его нет, или сделать что-то доброе. Нет! Он думает, что он будет наслаждаться этим, радоваться свою долгую жизнь – не зная о том, что жизнь его окончится внезапно.
Дорогие братья и сестры! Эта притча учит нас ценить те дары Божии, которые мы с вами имеем. Эта притча учит нас постоянно помнить о Боге. Она заканчивается словами: «Так бывает с теми, кто для себя, а не в Бога богатеет». Что значит «богатеть в Бога»? – Это значит постоянно помнить о Нем, обращаться к Нему, веровать в Него и любить Его. И через эту веру и любовь стремиться для ближних своих творить добро, быть сострадательным и милосердным, стремиться учиться любить своих ближних, стремиться в душе своей собирать то богатство, которое с нами останется тогда, когда наша душа будет разделена от тела. Это богатство веры, надежды и любви – духовное богатство, духовная радость и счастье, которое всегда будет с человеком, если он его приобрел.
Услышав эту спасительную притчу, будем просить у Господа нашего и Спасителя, чтобы нам всегда помнить о Нем. В повседневной жизни будем стараться как можно чаще в своей душе обращаться к Богу. Не только утром, когда встанем и полагается читать утренние молитвы, или вечером, когда ложимся спать и полагается вечерние молитвы совершать, но на протяжении дня находить одну-другую минуточку, чтобы в сердце своем воздохнуть ко Господу, обратиться к Нему, испросить благословения на дела свои. Чем чаще мы будем открывать душу свою для Бога, тем больше благословений Божиих в нашей жизни будет с нами, и Господь тем больше будет пребывать с нами. И мы, помня о Нем, – не только тогда, когда нам плохо, но помня о Нем всегда в нашей повседневной жизни и благодаря Его за все благодеяния, – будем сами избавлены от великих бед и зол и, пребывая во временной жизни с Богом, будем с Ним и в вечной. Аминь.

2 декабря 2007 года

Священномученик Иоанн (Тарасов)

Память 25 ноября (8 декабря)

Mucheniki/svmch._ioanntarasov.jpg

Протоиерей Иоанн Тарасов.
Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год

Священномученик Иоанн родился 18 февраля 1867 года в селе Бородино Клинского уезда Московской губернии в семье крестьянина Якова Ивановича Тарасова. Иван окончил городскую начальную школу и с десятилетнего возраста служил у состоятельных торговцев в Клину, а затем перешел служить в контору прокурора Шмидта. С 1895 года и до самой революции 1917 года Иван Яковлевич работал у многих крупных торговцев, а после революции поступил чиновником в Народный комиссариат путей сообщения, откуда уволился по болезни и по возрасту в 1921 году. С этого времени он посвятил свою жизнь служению Церкви, поступив псаломщиком в московский храм Живоначальной Троицы в Листах, и к этому же храму в 1923 году он был рукоположен диаконом.
В 1924 году диакон Иоанн был рукоположен в сан священника к Дмитровской церкви в селе Шевырева Слобода Епифаньского района Тульской области. В 1925 году он был награжден набедренником и скуфьей и в том же году переведен в Успенский храм в селе Обухово Клинского района Московской области. В 1928 году отец Иоанн был награжден камилавкой, в 1930 году – назначен в Константино-Еленинский храм в селе Майдаково. В 1931 году священник был награжден наперсным крестом, в 1934 году – возведен в сан протоиерея и в том же году переведен в Николаевскую церковь в селе Голенищево. В 1935 году протоиерей Иоанн был назначен в Одигитриевскую церковь в селе Воронино, в 1936 году – в Казанскую церковь в селе Фроловское, а в августе 1937 года был переведен в храм Рождества Пресвятой Богородицы погоста Вырки Орехово-Зуевского района.
Эти частые перемещения священника с прихода на приход избавили его от нескольких арестов, которым он безусловно бы подвергся, оставаясь на одном месте. Но пришло время столь беспощадных гонений, что от них, по замыслу гонителей, не должен был ускользнуть никто.
22 октября 1937 года был допрошен председатель Нестеровского колхоза, который показал: «Иван Яковлевич Тарасов враждебно настроен к советской власти и ВКП(б), часто высказывает среди населения антисоветские настроения. В начале сентября 1937 года Тарасов в личной беседе со мной заявил: “У вас, видно, дела-то плохо обстоят в колхозе. Есть ли крестьянам интерес в дальнейшем работать сообща в колхозе? Не думают ли у вас колхозники опять быть единоличниками? Посмотрю я на ваших колхозников, товарищ председатель, и думаю, что не люди стали, а тени. Все они замучены, изнурены непосильной работой в колхозе. Сразу видно, что они при такой колхозной жизни долго не проживут”».
26 октября 1937 года протоиерей Иоанн был арестован, заключен в тюрьму в Орехово-Зуеве и тут же допрошен. Ему были предъявлены показания лжесвидетелей, в том числе и председателя колхоза, но все показания отец Иоанн категорически отверг.
Следствие длилось около месяца, и 16 ноября следователь снова допросил священника, надеясь, что условия содержания в тюрьме и примененные к священнику меры воздействия изменят его позицию.
– Подтверждаете ли вы свои показания, данные вами 26 октября? – спросил он.
– Да, эти показания я полностью подтверждаю, – ответил священник.
– С какого времени вы являетесь служителем культа? – спросил следователь.
Отец Иоанн ответил.
– Вы арестованы за антисоветскую агитацию. Дайте следствию показания о вашей контрреволюционной деятельности, – потребовал следователь.
– Контрреволюционной деятельностью я не занимался – виновным себя не признаю, –ответил отец Иоанн.
29 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Иоанн Тарасов был расстрелян 8 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей на полигоне Бутово под Москвой.