Приходской листок Троицкого собора г. Подольска № 49 (549), 2009 г.

Приходской листок Троицкого собора г. Подольска № 49 (549), 2009 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

(Послание к Ефесянам, 6 глава, ст. 10-17)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась, и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те дни приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли пить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже семнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И, когда говорил Он это, все противящиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

(Евангелие о Луки, 13 глава, ст. 10-17)

Слово на евангельское чтение об исцелении согбенной женщины (Лк. XIII, 10-17).

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В слышанном нами сейчас евангельском чтении объясняется то, как мы должны относиться к установлениям заповедей Божиих и правил церковных. Это очень важно нам хорошо понимать и осознавать, – людям, приходящим в храм Божий, участвующим в молитве общественной, стремящимся дома совершать молитвы, стремящимся исполнять церковные уставы, – очень важно нам с вами знать, зачем это мы с вами делаем.
Для чего Господь на земле создал Церковь? В первую очередь для того, чтобы наши с вами души не погибли под властью зла. Господь на земле создал Церковь для того, чтобы мы с вами совершенствовались в любви и имели вечную жизнь. Господь создал Церковь на земле для того, чтобы мы жили вместе с Ним, с Богом, то есть пребывали в любви друг ко другу и к Богу. Если мы этого, самого главного, не будем всегда помнить, то с нами может произойти беда.
Ведь все, что происходит в Церкви, имеет свой внутренний духовный смысл. Например, приходит человек в храм Божий, заходит, и вот он желает взять свечу и поставить ее перед иконой. Какой в этом смысл? Смысл очень разнообразный и глубокий. Первое: когда человек подходит и берет за свечным ящиком свечу, он после этого из своих средств, из своих денег совершает жертву на храм Божий. Это первый духовный смысл. Человек совершает жертву из своих трудов. Далее: подходит человек к иконе. Ведь икона – это образ мира духовного. То, что мы не можем видеть своими телесными глазами, – мир духовный, невидимый, но который присутствует рядом с нами, – через икону раскрывается нам. Это как окно в духовный мир. Мы не имели счастья видеть Господа Иисуса Христа, пришедшего во плоти, но мы знаем, что Христос в Церкви во вся дни до скончания века. И когда мы видим икону Господа Иисуса Христа и перед ней молимся, мы не доске, не краскам, не стеклу поклоняемся, не произведению художника, не старине какой-то, не древнерусской традиции – нет! Мы поклоняемся Господу Иисусу Христу. Потому что честь, которую мы воздаем самой иконе, она восходит к Тому, Кто на ней изображен.
Итак, второй смысл того, что мы совершаем: мы подходим к иконе, проникая тем самым во внутренний духовный смысл.
Но и дальше, следующие являются смыслы – внутренние. Человек зажигает свечу и ставит ее на подсвечнике. Вспомните, в Святом Евангелии есть такое место, в котором говорится: «Никто, зажегши свечу, не ставит ее под спудом, – не прячет ее, – но ставит ее на подсвечнике, чтобы светила всем» (см. Мф. 5, 15). И дальше Господь говорит: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца Небесного» (Мф. 5, 16).
Значит, когда мы зажигаем свечу, мы просим у Господа Бога сил на то, чтобы нам в нашей жизни светить светом Христовым. «Свет Христов просвещает всех», – говорит Церковь. Что это значит? Это значит, учение Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа о любви людей друг ко другу, о прощении, о вере, о надежде, о жизни с Богом должно через нашу жизнь проявляться, то есть через наши поступки, через то, что мы делаем. Точно так же как когда свеча горит, ее видно, так и нас должно быть видно, что мы христиане. Вот еще духовный смысл.
Но еще есть духовный смысл. Сама свеча, сгорая сама, дает тепло. Так и человек, совершая добрые дела, должен не жалеть себя.
Но и еще есть духовный смысл. Сама свеча означает молитву нашего верующего сердца. Сердце наше должно гореть в молитве.
Вот смотрите, сколько разнообразных духовных смыслов от одного простого, казалось бы, действия. И если мы в это не будем стараться вникать, если мы этого не будем стараться осознавать, если мы не будем проникаться этим учением церковным, то во что может превратиться даже такое простое дело, как свечу поставить? Вот иногда люди говорят: «А вот для чего храм? Вот зайди туда, свечку поставь. Да еще ты там, в храме-то, не бери, там очень дорого денег берут; по ходу, когда пойдешь, у бабки возьми свечу, да пойди там, воткни ее в подсвечник». И вот приходит человек и делает такое действие. Вопрос: имеет это какой-нибудь духовный смысл? Никакого смысла не имеет. Или передают свечу, чтобы ее поставить на подсвечник. А тот, которому передают, поворачивается и говорит: «Ты через какое мне плечо подаешь свечу? Ты неправильно ее подаешь!» И начинают вместо молитвы стоять в храме и ругаться. Есть в этом духовный смысл какой-то? Никакого. Так вот Господь Иисус Христос Своей проповедью во время земной жизни указывает нам, как нам надо жить в Церкви, как надо видеть во всем духовный смысл: в каждой заповеди, в каждом постановлении церковном.
И вот сегодня мы слышали, как Христос пришел в молитвенное собрание, в синагогу иудейскую, и там была женщина, которая страдала страшным недугом: она была скорчена 18 лет и не могла разогнуться. Дело было в субботу. И Господь, увидев ее, смилосердствовался над ней и исцелил ее. Она 18 лет болела, не могла разогнуться, а Господь ее исцелил, и она стала здорова. А что законники стали говорить? «Он неправильно сделал!» – Как неправильно? Ведь дело же Божие, дело любви, милосердия, сострадания, ради этого Бог и на землю пришел! – «Нет, неправильно сделал». Почему неправильно сделал? – «А сегодня суббота, в субботу нельзя ничего делать». И вот тогда Господь говорит им: «Лицемеры! Неужели каждый из вас в субботу своего осла или вола не отвязывает и не ведет его водой напоить? А неужели эту женщину, которую связал сатана, нельзя было развязать в субботу?».
А надо сказать, что суббота, по заповеди Моисеевой, – это день Божий. Шесть дней – в них надо было делать дела свои, «а день седьмой – Господу Богу твоему», – гласит заповедь. Так вот законники превратили эту заповедь в ничегонеделание. Надо было делать дело Божие, то есть дело милосердия, любви, сострадания, а они говорят – ничего не надо делать. Господь Иисус Христос не один и не два раза совершал чудеса в субботу. И делал это специально, чтобы мы с вами знали, в чем смысл Божиих установлений. Все церковные обряды, все церковные заповеди, все церковные правила устроены для одного: чтобы люди научились верить, чтобы люди научились прощать друг другу, любить друг друга – ради этого и Церковь на земле существует, и молитвы наши, и посты. И вот когда, дорогие братья и сестры, мы совершаем церковные обряды, соблюдаем церковные установления, нужно всегда помнить это чудо, которое совершил Господь Иисус Христос, и всегда помнить, что Он ответил лицемерам, которые Его обличали. Надо стремиться узнавать духовный смысл всего происходящего в храме Божием. Надо стремиться во всем видеть любовь Божию и стремиться к тому, чтобы свет Христов просвещал нас, и нам самим светить перед людьми своими добрыми делами, чтобы люди, видя свет наш, прославили Отца нашего Небесного, Ему же слава во веки веков. Аминь.

7 декабря 2008 года

Mucheniki/nikolaj.jpg 

Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы обращаемся ныне к святителю и чудотворцу Николаю, прося у него его святых молитв за нас, грешных. Мы имеем величайшее счастье быть сыновьями и дочерьми Святой Церкви Христовой. Это счастье заключается в том, что Господь Иисус Христос, придя на землю, не только для нас открыл путь жизни, говоря нам с вами о том, как мы должны жить, но более того: Сам, пребывая вместе с нами, сделал все необходимое для того, чтобы мы с вами не заблудились, не отступились, не погибли. Святая Церковь, имея в себе благодать дара Духа Святаго, своей жизнью в мире открывает всем нам то, что для каждого из нас открыта дверь к Богу.
Святые, которых мы прославляем, для нас не только пример праведной жизни для подражания, но, самое главное, святые – это наши с вами помощники, наши с вами старшие братья и покровители, которые ведут нас с вами по нашей жизни. Потому что в повседневной жизни мы больше всего, конечно, встречаемся с равнодушием и черствостью, и мы ищем, ищем, кто бы нас с вами понял, кто бы нас с вами утешил, кто бы нам с вами помог. Поэтому так понятны бывают поиски людей особого для себя покровительства, когда ищут для себя или особых молитвенников, или особых учителей, или особых прорицателей, или особых старцев. Как правило, люди иногда много тратят времени, переезжая из места в место; ищут – и не находят. Потому что единственное сокровище, которое мы должны искать, и утешение, и укрепление, и назидание, и исцеление – это Святая Церковь Христова. И в ней такое богатство, которое не нужно далеко разыскивать: каждый человек это богатство найдет у себя, в своем храме, в своем приходском храме, куда он приходит для молитв. Здесь все для него будет. Будет здесь для него и Горний Иерусалим, и Вышний Сион, здесь для него будет самая великая святыня – если только он, этот человек, всем своим сердцем обратится к Церкви и Богу.
И вот в том и сила Церкви, что, имея сонмы святых, она укрепляет людей, ищущих праведной жизни по заповедям Божиим. Святитель и чудотворец Николай – великий пастырь, который жил давно, в IV веке, но который и сейчас для нас остается таким же пастырем. Только ведь если в IV веке, чтобы найти святителя Николая, нужно было искать этот город, в котором он был епископом, прийти в этот город, найти возможность встретиться с ним, – конечно же, это практически для многих людей невозможно было, кроме тех людей, которые жили в Мирах Ликийских. А сейчас святитель Николай для каждого человека доступен. Не надо никуда идти – надо только обратиться с молитвой к нему в душе своей; встать перед его иконой, воззвать к нему и попросить у него помощи, и он тотчас нам эту помощь окажет. Вот в чем чудо Церкви Христовой! Она преодолевает время и пространство. Она не требует от нас, чтобы мы искали святыни где-то за тридевять земель. Она к нам идет! И ищет единственного от нас – нашей с вами веры.
Вот и ныне мы с вами собрались в храме Божием и знаем, что святитель Николай с нами. Не только с нами потому, что частица его святых мощей здесь перед нами предлежит в этом ковчеге, не только потому, что его святая икона перед нами, но и потому, что он, как истинный архиерей Божий, как истинный служитель Церкви, за нас с вами молится – так, как это дано даром Духа Святаго апостолам за нас молиться и приводить нас с вами ко спасению. Он слышит наши обращения и силою своей веры тысячекратно умножает их. Действительно, поодиночке мы слабы и сами не умеем и не знаем, как молиться, поэтому и ищем для себя покровителя. Но какое счастье – мы имеем таких покровителей. И великого покровителя ныне мы почитаем и прославляем – святителя и чудотворца Николая. Он за нас помолится, если мы обратимся к нему. Он поможет нам идти правым путем спасения, путем заповедей Божиих. Он вразумит нас к покаянию, он наставит нас к исправлению, он исцелит болезни наших душ и телес, если мы будем обращаться к нему.
Дорогие братья и сестры! Всегда будем помнить о нашем величайшем счастье – что Господь рядом с нами, что Церковь Христова рядом с нами, что мы имеем возможность получить неисчерпаемое море благодати. Только лишь для этого нам душу нужно свою открыть и приникнуть к этому великому источнику.
Сегодня великий праздник. Мы прославляем великого святого. Сегодня мы обращаемся к нему с молитвами, будем поклоняться его иконе, частице его святых мощей. И я хочу сказать, что помазание елеем тоже будет сегодня особое. Я в прошлом году говорил вам о том, что имел счастье быть у мощей святителя и чудотворца Николая, и от прошлого года я еще сохранил святое миро от его цельбоносных мощей, и ныне вот в ту чашечку, из которой мы помазуем, я влил от этого святого мира некую часть, и мы, помазуясь, каждый на себе ощутит благословение от мощей святителя Николая.
Дорогие братья и сестры! Всегда будем хранить нашу святую веру. А если слабы в вере, будем просить у святителя и чудотворца Николая и всех святых, чтобы они нас наставили на путь спасения.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Аминь.

18 декабря 2006 год