Приходской листок Троицкого собора г. Подольска № 50 (550), 2009 г.

Приходской листок Троицкого собора г. Подольска № 50 (550), 2009 г.

 Апостольское чтение на литургии (воскресное)

...Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство...

(Послание к Колоссянам, 1 глава, ст. 12-18)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

(Евангелие от Луки, 17 глава, ст. 12-19)

Слово на евангельское чтение об исцелении десяти прокаженных (Лк. XVII, 12-19).

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором через повествование о чуде, совершенном Спасителем мира Господом нашим Иисусом Христом, до наших душ доводится мысль о том, человек всегда должен иметь в своем сердце благодарность Господу Богу.

Вот это чувство благодарения Богу не сразу приходит в сознание человека. Потому что чаще всего человек обращается к Богу тогда, когда у него в жизни какая-то сложность или проблема, когда у него или у его близких случается болезнь, или когда посещает семью смерть. И тогда сердце человека, осознавая суетность и пустоту времени, которое он проводил без Бога, обращается ко Господу. Но в этом обращении чаще всего и больше всего человек изливает свою боль, свою скорбь, приносит ко Господу свои мольбы и свои просьбы.

Но вот наступает время спокойной жизни, проходят болезни, нет, вроде, серьезных неприятностей, жизнь течет повседневно, обычно, и человек успокаивается. И даже если он внешне и совершает молитву по привычке, или по воспитанию, или по необходимости, так как он понимает заповедь Божию о молитве, то сердце его часто бывает успокоенным и холодным, и молитва получается формальной, а порой, вообще никакой. 

Такие перепады духовного настроения, я думаю, известны каждому из нас, здесь сейчас стоящих. И вот Господь Иисус Христос делами Своими на земле призывает нас не быть такими, какими мы есть сейчас. Он напоминает нам о том, что главное чувство в человеке, через которое и вера рождается, и вера укрепляется, и вера держится в человеке, – это чувство благодарности Богу. Ведь не зря самая главная служба Православной Церкви, которую сейчас, в этот самый момент мы с вами совершаем, называется Божественная евхаристия, что в переводе с греческого означает благодарение. Ангелы, предстоящие пред престолом Божиим, непрестанно возносят Ему хвалу. И в этой хвале Богу они находят нескончаемую радость. Святые отцы говорят о том, что жизнь праведников в вечности тоже будет наполнена непрестанным славословием Божием, и в этом будет высочайшее счастье и торжество соединения любви Божественной и любви человеческой. Нам, по нашим грехам, порой бывает это непонятно. Вдумаемся же в то чудо, которое совершил Господь. 

Шло десять человек, которые были больны проказой, – страшнейшей болезнью, которая разъедает тело человека, и человек заживо гниет и даже сам не чувствует, что он гниет. Вернее, он глазами своими видит это загнивание, а боли нет. У него пальцы отмирают, нос отмирает, мягкие части тела сгнивают и исчезают, его можно протыкать иголкой, а ему не больно. Вот такая страшная болезнь – проказа.

И вот десять прокаженных человек, больных этой страшной болезнью, издалека увидев Иисуса Христа, начали кричать Ему, чтобы Он помиловал их. 

Дорогие братья и сестры! Каждое реальное чудо, совершенное Господом, еще изображает духовную часть, духовный смысл имеет. Так вот этих десять человек, прокаженных телом, можно сравнить с нашими душами, которые прокажены грехом. Вот мы грешим и видим даже свои грехи, но уже нам не больно от наших грехов, мы привыкли, свыклись. И даже греховные привычки стали частью нас самих, и мы даже не чувствуем боль и не чувствуем тот вред, который приносят эти грехи. Но вот прилучится нам собраться и промыслом Божиим оказаться в храме. И тогда мы начинаем обращаться к Богу и просить, чтобы Господь помиловал нас. Недаром самая краткая молитва и самая повторяемая в Церкви, это – «Господи, помилуй». Вот и эти десять человек кричали ко Господу и просили, чтоб Он помиловал их. 

Они не могли подойти близко, потому что по закону Моисееву прокаженные не должны были близко подходить к здоровым людям. И вот Иисус Христос говорит им: «Идите, покажитесь священнику». – Смотрите, Он отправляет их к священнику ветхозаветного храма, потому что согласно Ветхому завету и древнему закону священники определяли, где может жить человек, – вместе со всеми или отдельно. Бывали случаи, когда человек исцелялся от проказы. И вот только священник мог тогда разрешить ему жить вместе со всеми.

Не так ли и нас Господь, наши грешные души через Церковь Христову, через установленные Таинства приводит к тому, чтобы мы были вместе со святыми? Ведь грех – это то, что нас отделяет от Бога. А мы не призваны ко греху, ведь душа наша – образ и подобие Божие. И нас сам апостол называет святыми, нас – христиан; говорит: «Вы святы».

Но кто из нас может себя назвать святым? И мы, сознавая это, молимся Богу и просим у Него прощение за наши грехи, которыми прокажена наша душа. А Церковь Христова соединяет нас со святыми, очищает нас, исцеляет нашу душу Святыми Таинствами, благодатью Духа Святаго; и нас, грешных и недостойных, делает достойными даже единства с Господом, и мы причащаемся Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых.

Вот и эти десять прокаженных человек по слову Иисуса Христа пошли показаться священнику. И когда они шли, совершилось чудо – они исцелились, очистились. И один из них, увидев, что он исцелился, побежал назад – искать Иисуса Христа – и стал благодарить Его за то, что Он совершил. А Господь говорит: «А разве не десять исцелились, очистились? Где же девять? Почему только один возвратился воздать славу Богу?!»

Дорогие братья и сестры! Это – укор нашей с вами душе; укор нам – как мы благодарим Бога. Благодарим ли мы Бога так, как этот самарянин, который, почувствовав, что он исцелился, стал хвалить Бога? Или когда мы в жизни начинаем жить получше, и когда не так терзают нас наши грехи, мы забываем о том, чтобы радостно благодарить Бога? – Наша совесть подсказывает нам, что мы забываем об этом благодарении.

Но послушаем, что сказал Иисус Христос этому человеку. Он сказал: «Иди, вера твоя спасла тебя». – Он не сказал об этих девяти человеках, что их вера спасла. Они только тело свое исцелили. Они получили исцеление от Бога, но душа их не исцелилась. А этому человеку Господь говорит: «Вера твоя спасла тебя».

Дорогие братья и сестры! Как бы и нам с вами услышать от Иисуса Христа такие слова; чтобы Иисус Христос и нам сказал: «Вера твоя спасла тебя». Чтобы и мы, получая благодеяние от Бога, был такими же благодарными, как этот исцеленный самарянин. Об это помолимся сейчас. Помолимся о том, чтобы в нашей душе всегда было чувство хвалы Господу; чтобы мы благословляли Бога и в радости и в болезни; чтобы мы благословляли и хвалили Бога и тогда, когда у нас счастье, и тогда, когда у нас несчастье; чтобы мы возносили хвалу Господу и тогда, когда мы больны, и тогда, когда мы здоровы; чтобы мы непрестанно славили Бога и тогда, когда у нас во всем достаток, и тогда, когда мы нуждаемся и у нас во всем нехватка; чтобы каждый день у нас начинался и заканчивался также благодарением Бога.

Сейчас мы совершаем службу – Божественную евхаристию. Восхвалим Господа Бога за все те благодеяния, которые Он непрестанно изливает на нас. Будем просить у Него, чтобы Он дал нам дар веры, спасающий дар, исцеляющий наши души и телеса и ведущий нас к жизни вечной. Аминь.

22 декабря 2002 года

Святитель Амвросий Медиоланский

Память 7 (20) декабря

amvrosij_mediolanskij.jpg

Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в семье римского наместника Галлии. Еще в детстве святителя были явлены чудесные предзнаменования его великого будущего. Так, однажды пчелы покрыли лицо спящего младенца и улетели после того, как оставили на языке у него мед.

После смерти отца семья Амвросия переселилась в Рим, где будущий святитель и его брат Сатир получили блестящее по тем временам юридическое образование. Около 370 года, по окончании курса наук, Амвросий был назначен наместником областей (консульским префектом) Лигурии и Эмилии, но жил в Медиолане. В 374 году умер епископ Медиолана Авксентий, и это повлекло за собой раздоры между православными и арианами, так как каждая сторона хотела поставить своего епископа. Амвросий, как первый градоначальник, отправился в церковь для поддержания порядка Когда он обратился с речью к толпе, какой-то ребенок вдруг крикнул: "Амвросий – епископ!" Возглас был подхвачен народом. Амвросий, который в это время был еще в числе оглашённых, почитая себя недостойным, стал отказываться. Он пытался даже ложно опозорить себя, пробовал бежать из Медиолана. Дело дошло до императора Валентиниана Старшего (364 - 375), приказа которого Амвросий не посмел уже ослушаться. Он принял святое Крещение у православного священника и, пройдя за семь дней все ступени церковной иерархии, 7 декабря 374 года был рукоположен в сан епископа Медиоланского и сразу же роздал всю свою собственность, деньги и имение на украшение храмов, пропитание сирот и нищих, сам же обратился к строгой подвижнической жизни.

Суровое воздержание, долгие бдения и труды Амвросий сочетал с исполнением обязанностей пастыря. Святитель Амвросии отстаивая единство Церкви, энергично противодействовал распространению ересей. Так, в 379 году ему удалось поставить православного епископа в Сирмии, а в 385 - 386 годах он отказался передать арианам базилику Медиолана.

Проповедь святого Амвросия в защиту Православия оказывал глубокое воздействие. Об этом свидетельствовал другой знаменитый отец западной Церкви, блаженный Августин, принявший в 387 году святое Крещение благодаря проповеди епископа Медиолана.

Святитель принимал деятельное участие и в государственных делах. Так, Грациан (375 - 383), получив от него Изложение православной веры, убрал, по указанию святителя, из зала сената в Риме жертвенник Виктории, на котором принимались клятвы. Исполненный пастырского дерзновения, святитель наложил на Феодосия I (379 - 395) суровую епитимию за истребление невинных жителей города Солуни. Для него не было различия между царем и простолюдином: разрешив Феодосия от епитимий, святитель не допустил императора причащаться в алтаре, а заставил стоять вместе со всей паствой.

Слава о епископе Амвросии и его деяниях привлекла к нему многих последователей из других стран. Из далекой Персии приходили к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину. Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, часто нападавшего на Медиолан, просила святителя наставить ее в христианской вере. Святой в письме к ней убедительно изложил догматы Церкви. Уверовавшая царица обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей.

Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.

Кончина святителя Амвросия, преставившегося к Богу в ночь Святой Пасхи, сопровождалась многими чудесами, крещаемым же в ту ночь детям он явился в видении. Святитель был погребен в Амвросиевой базилике, в Медиолане, под жертвенником, между мучениками Протасием и Гервасием. Ревностный проповедник и мужественный защитник христианской веры, святой Амвросий получил особую известность и как замечательный церковный писатель. В догматических произведениях он отстаивал православное учение о Святой Троице, таинствах и покаянии (5 книг о вере; Изъяснение Символа веры; О воплощении; 3 книги о Святом Духе; О таинствах; 2 книги о покаянии). В сочинениях о христианской нравственности раскрывал превосходство христианского нравоучения пред нравоучением язычников. Известная работа святителя "Об обязанностях священнослужителей" свидетельствует о глубоком осознании им пастырского долга; в ней содержатся указания не только по ведению церковной службы, но и нравственные наставления служителям Церкви. Святитель Амвросий был также преобразователем церковного пения. Он ввел в Западной Церкви антифонное пение (по восточному, сирийскому образцу), известное как "амвросианский напев"; составил 12 гимнов, которые исполнялись при его жизни. Его благодарственный торжественный гимн "Тебе, Бога, хвалим", составленный в 386 году, вошел в Богослужение Православной Церкви и до сих пор поется на благодарственных богослужениях.