Приходской листок Троицкого собора г. Подольска №2 (554), 2010 год

Приходской листок Троицкого собора г. Подольска №2 (554), 2010 год 

Апостольское чтение на литургии в Рождество Христово

Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

(Послание к Галатам, 4 глава, ст. 4-7)

Евангельское чтение на литургии в Рождество Христово

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском; ибо так написано через пророка: "И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля". Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли: и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

(Евангелие от Матфея, 2 глава, ст. 1-12)

Слово в праздник Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Ссвятаго Духа!

Силою молитвы, силою нашей веры, силою благодати Духа Святаго ныне Церковь Христова призывает нас духовно сопережить величайшему событию в истории мироздания – Рождеству Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 

В богослужении все совершается для того, чтобы мы с вами внутренне ощутили ту величайшую радость, которую принес нам наш Господь, родившийся для того, чтобы мы с вами не погибли в грехах своих. Мы слышали из Святого Евангелия, что имя нашего Господа, родившегося ныне в Вифлееме, – Иисус, что в переводе означает – спаситель, ибо Бог для того и стал Человеком, чтобы нас, людей, спасти от власти греха над душами нашими. 

Событие Рождества Христа невозможно осмыслить разумом, ибо как Бог, Которого нельзя даже представить в своих помыслах, вечный и бесконечный, создавший этот мир, неприступный и непостижимый, как Бог стал Младенцем? Как Тот, слову Которого повинуются все стихии вселенной, лежит беспомощный запелёнутый в яслях и видом Он, как младенец? Но не вид только внешний младенца у Богочеловека Господа Иисуса Христа – Он истинный Человек, воплотившийся в нашу природу человеческую, для того чтобы нас с вами исправить и изменить. Потому что через грех в существо наше человеческое вошли болезни, страдания и смерть. И Господь воплощается в Человека, становится истинным Богом и истинным Человеком – Богочеловеком для того, чтобы дать нам с вами возможность, пройдя через земную жизнь, освободить от власти смерти, болезни и греха, чтобы нам вместе с Господом, Который пришел к нам для нашего спасения, воскреснуть и иметь вечную жизнь. 

Великое духовное значение рождения Спасителя в мир. Как мы можем воздать Господу за то, что Он нам сотворил? Что мы можем сделать в ответ на Его любовь? 

Евангелие описывает, как волхвы принесли свои дары ко Господу – золото, ладан, смирну. Вот так и нас Святая Церковь призывает ныне Христу принести дар нашей веры. Чтобы она, как золото, была чиста. Чтобы она являлась для нас главным богатством нашей жизни, которого никто у нас отнять не сможет. И если обычное золото не имеет никакого значения для вечности, то золото нашей веры – наше сокровище, которое спасает нашу душу. 

Церковь призывает нас, как ладан, вознести к Господу наши с вами молитвы, чтобы они были благоприятны пред лицом Божиим. Чтобы мы с вами молились, простив друг другу обиды и согрешения. Чтобы мы с вами обращались к Богу, не имея в сердцах наших скверных и нечистых помыслов. Чтобы как ладан благоуханный была наша молитва благодарения и возносилась к алтарю Господню. 

Нас Церковь призывает принести Богомладенцу Христу смирну наших добрых дел, чтобы мы по заповедям Господа Иисуса Христа стремились в жизни совершать благие поступки, совершать добрые дела – те, которые заповедал нам совершать Господь Иисус Христос, – дела любви и милосердия. 

Вот, что можем мы ныне принести ныне, когда все наполнено воспоминаниями о событии Рождества Христова. Вот, что можем мы ныне духовно принести к вертепу, где возлежит Спаситель мира.

Да, Христос родился в вертепе – в пещере, куда загоняли пастухи свой скот. Ему не нашлось места в человеческих жилищах. И ныне мы молимся Господу, чтобы нашлось место для Христа в наших сердцах. Чтобы не получилось так, как когда-то в древнем Вифлееме, когда двери домов были закрыты для Богомладенца, хотящего родиться в мир, и негде было родиться Иисусу Христу, пришедшему для спасения людей. Он пришел к людям, а люди закрылись от Него, захлопнули свои двери. Да не закроются наши с вами сердца пред лицом Божиим. Пусть наши сердца будут открыты для Спасителя и Господа нашего, Который родился в мир, чтобы мы с вами не погибли. 

Мы ныне молимся в этот святой праздничный день, чтобы так, как ангелы воспевают славу в вышних Богу и на земли мир, наши сердца воспевали славу Богу, а в душах наших воцарился бы мир. И он может воцариться и воцаряется. И тишина, и покой, и благодать, и мир, и добро, и любовь – все это воцаряется в сердце человека тогда, когда человек душу свою для Бога открывает и с Богом Спасителем своим живет, и Господь царствует в жизни его, и он следует по пути Христову. Праздник Рождества Христова, прославляя Спасителя и Бога Господа нашего Иисуса Христа, будем молиться о том, чтобы наша жизнь была открыта для Бога. Чтобы воистину, так как говорил древний пророк Исайя о Господе Иисусе Христе, называя Его таинственным именем Эммануил, что означает – с «нами Бог». Чтобы мы всегда помнили, что с нами Бог, что Господь – наше спасение, что Бог – опора нашей жизни, что Бог – наш Спаситель, ведущий нас к жизни вечной.

Христос рождается – славим Его! Аминь. 

7 января 2009 года

Mucheniki/rogdestvo.jpg

Рождественское послание

митрополита Крутицкого и Коломенского

Ювеналия

священнослужителям, монашествующим

и всем верным чадам

Русской Православной Церкви

Московской епархии

Возлюбленные о Господе

служители алтаря Господня,

всечестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

Покланяемся Рождеству Твоему, Христе

(стихира навечерия Рождества)

Святая Церковь вновь призывает нас встретить Богомладенца Иисуса словами священного песнопения: Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите; Христос на земли, возноситеся… (Ирмос Рождественского канона).

Пришествие в мир Единородного Сына Божия явилось исполнением обетования роду человеческому. Иисус Христос призывал к праведности и покаянию, дал заповеди, исполнение которых открывает верующим путь в Царство Небесное.

Исполненными глубокого символического смысла были обстоятельства смиренного и неприметного Рождества в Вифлееме. Убогой была пещера, и в скромности совершали жизненный путь Пресвятая Богородица и праведный Иосиф Обручник. Поклониться Рождшемуся Богомладенцу в те дни пришли лишь восточные мудрецы, издревле ожидавшие пришествия Спасителя, да простые пастухи, показавшие силу веры и чистое сердечное стремление к богопознанию. И ангелы небесные воспели: «Слава в вышних Богу и на земли мир».

С тех благословенных времен минули тысячелетия, но мы, люди XXI века, столь же трепетно радуемся свершившемуся Рождеству Иисуса Христа, как и христиане древности.

«В Рождестве Христовом раскрывается тайна Божией любви, — говорит святитель Лука исповедник, архиепископ Симферопольский, — и путь, который предуказал нам Спаситель, — это путь Церкви и каждого из нас, если мы хотим быть верными Господу. Встречая Рождество Христово, станем жить по-новому».

Что сегодня мы принесем к яслям Богомладенца Иисуса? Дары Ему — покаяние в грехах, добрые дела и верность Евангельским заповедям. Каждый из нас пусть по велению сердца своего окажется там, где его ждут: в детских домах и больницах, у обездоленных и страждущих. Пусть пастыри Церкви будут неустанны и усердны в священническом и просветительском делании. Пусть родители последуют призыву Церкви воспитывать детей в вере, благочестии и преданности земному Отечеству.

Все виды служения Церкви имеют одну цель: помочь людям следовать за Спасителем, сказавшим: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6).

Жизнь со Христом неразрывно связана с пребыванием в Церкви. Здесь мы постигаем основы духовной жизни, здесь получаем благодатную помощь, приступая к Таинствам, здесь соединяемся с Господом в Святой Евхаристии, здесь черпаем силы для исполнения заповеди о любви к ближнему.

Мысленно устремляясь поклониться Рождшемуся Богомладенцу, в трепете верующих сердец воспоем и прославим Его Рождество, испросим Его помощи, дабы пребывать нам во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:2).

Шлю вам, дорогие отцы, братья и сестры, мое сердечное поздравление с Рождеством Христовым и Новолетием. Благодарю за усердные труды во славу Божию, желаю всем вам мира душевного, здоровья и счастья. Призываю на вас благословение Родившегося Господа!

+ Ювеналий,

митрополит Крутицкий и Коломенский

Рождество Христово

2009/2010 г.

Москва