Приходской листок Троицкого собора г. Подольска №3 (555), 2010 год

Приходской листок Троицкого собора г. Подольска №3 (555), 2010 год

Апостольское чтение на литургии в Неделю по Рождестве Христовом

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам: я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром, и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

(Послание к Галатам, 1 глава, ст. 11-19)

Евангельское чтение на литургии в Неделю по Рождестве Христовом

Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего». Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех приделах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышан, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться; ибо их нет». По смерти же Ирода, се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египет и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и иди в землю Израилеву; ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его, и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские. И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

(Евангелие от Матфея, 2 глава, ст. 13-23)

Слово в Неделю по Рождестве Христовом

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Как же происходит спасение человека? Что значит, что Христос – наш Спаситель? Как Он нас спасает? В чем сама суть спасения? Происходит ли это спасение «автоматически» – без нашего человеческого участия, или это от нас просит Господь этого человеческого участия и предлагает нам участвовать в деле нашего спасения?

Сейчас мы с вами слышали евангельское повествование о первых годах жизни Господа Иисуса Христа, и это повествование дает нам ответ на эти вопросы. Смотрите: родился в мир Бог. Бог стал Человеком. Ведь все во власти Божией. Но что дальше происходит? – Ирод, наполняясь злобою, желает убить Иисуса Христа, потому что он боится, что царство, которое принес в мир Иисус Христос, это – земное царство. Он не понимает, что Христос пришел царствовать в сердцах человеческих. Но тем не менее ярость у него вполне реальная и действия страшные: он повелевает убить всех младенцев в Вифлееме.

Что дальше происходит? Ангел во сне обращается к Иосифу и предлагает Иосифу взять Богомладенца и Пречистую Деву и спасаться бегством в Египет. Смотрите! Значит, фактически, Иосиф спасает Богомладенца. – Как же так? Ведь Христос пришел всех спасти, а тут Иосиф берет Марию и Ее Чадо и бегает, тем самым спасая их?!

Вот, дорогие братья и сестры, нам ответ на то, как происходит наше спасение – когда воля Божия и воля человеческая вместе трудятся. Иосиф послушал голоса Ангела и приложил большие усилия, предпринял тяжелое путешествие, он предпринял большой труд. Вот точно также спасение каждого из нас – это наш с вами взаимный труд с Господом. Господь открывает для нас двери спасения. Господь указывает нам путь спасения. А войти в эти двери и идти путем спасения – это наша с вами задача. 

Вот так и совершается наше спасение. Для этого и Церковь на земле, которая предлагает нам этот путь спасения, научая нас молитве, научая нас жизни по вере, научая нас любить Бога и друг друга, научая нас бороться со своими грехами и страстями – иными словами совершать дело нашего спасения вместе со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом. Насильно, без воли человека Бог не спасает человека. Наша воля человеческая должна совпасть с волей Божией. 

В эти рождественские светлые и святые дни, когда мы празднуем пришествие в мир нашего Спасителя, помолимся усердно Ему, чтобы у нас с вами были силы идти путем спасения. Будем усердно научаться заповедям Божиим, будем жить под покровом Церкви Христовой и таким образом будем идти по пути спасения в жизнь вечную. Аминь.

11 января 2009 года

Слово о святках 

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Время от праздника Рождества Христова до праздника Крещения в Церкви Православной называется Святками, или святым временем. То есть это тот период, когда наше особенное внимание должно быть обращено к словам, которые сказаны нам: «Вы – святы» (1Кр. 3, 16, 17). Христиане через Святое Крещение и через помазание Духом Святым призваны к святости. 

Но что такое святость? Для нас это непонятно; нам, скорее, понятно, что такое быть грешным, и трудно понять, что такое быть святым. Вот мы знаем из Священного Писания, что Ангелы, которые пребывают в славе Божией, они непрестанно славословят Господа, обращаясь к Нему: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» То есть они, постоянно видя Господа, прославляют Его. Человек, далекий от Церкви, может сказать – а что это за занятие такое – постоянно прославлять Бога? Что в этом хорошего, что в этом интересного? Точно так же непонятно может быть человеку, далекому от Церкви, какое удовольствие находим мы, верующие люди, в том, чтобы приходить в храм и стоять и молиться за долгими службами, которые порой три, а иногда чуть ли не четыре часа длятся? И им непонятна та радость, которую мы получаем, находясь в храме Божием во время молитвы. Так вот, дорогие братья и сестры, то состояние души, которое приходит к нам во время молитвы, когда мы славословим Господа, и есть предощущение той святости, к которой нас призвал Господь. 

Святость – это одно из свойств Божиих, в котором соединяется и вера, и надежда, и любовь с нашей стороны, и благодать Божия со стороны Господа. Святость – это состояние души такое, когда мы ничего другого, кроме как воли Божией, не хотим для себя. Ведь что такое грех? Грех – это когда мы вместо воли Божией привносим свои желания какие-то. Бог не создавал грех; грех возник тогда, когда человек уклонился от воли Божией. Если бы мы всегда пребывали в воле Божией, мы бы всегда и пребывали в святости. Есть люди, которых мы называем святыми, к которым мы обращаемся с молитвами. Это не значит, что они были безгрешны. Нет, они жили на земле так же, как и мы с вами. Но они, силой своей воли и благодатью Божией преодолевая искушения, свою человеческую волю вверяли в волю Божию и следовали за волей Божией. Так мученики отказывались отступить от Бога и предпочитали принять мучения и смерть, лишь бы не отказаться от веры. Так преподобные постоянно пребывали в молитве, не отступая от нее, несмотря ни на какие искушения и падения, лишь бы не отказаться от надежды. Так сонмы святых, просиявших в разных званиях, в разных человеческих должностях, предпочли жить по закону Божию, а не по закону мира сего, лишь бы закон любви исполнить. Таким образом, то, к чему мы призваны, – святость, – близко каждому из нас. И перед нами все время этот выбор стоит. И вот праздники от Рождества до Крещения, называемые Святками, напоминают нам с вами, что мы должны ходить во славе Божией и в святости своего христианского звания. 

Сегодня мы слышали Святое Евангелие, где Воскресший мира Спаситель Господь наш Иисус Христос спрашивает у Своего верного ученика, который не выдержал искушений и трижды отрекался от Него, Он спрашивает у него: «Симоне Ионин, любишь ли Меня?» И апостол исповедует свою любовь, говорит: «Да, я люблю Тебя». И трижды спрашивает так Спаситель у Своего ученика. Что, Господь не знает сердца человеческого? Знает. Но почему же Господь взывает к апостолу, каждый раз спрашивая его: «Любишь ли Меня?» – Тем самым Он побуждает апостола к исповеданию этой любви. 

Дорогие братья и сестры! И о богослужении нашем православном, когда многократно повторяются, казалось бы, одни и те же молитвы, одни и те же возгласы; могут люди сказать: «Да зачем же они одно и то же говорят? Все «Господи, помилуй» да «Господи, помилуй», «Отче наш» там по многу раз читается, да зачем так много повторять одно и то же?!» – А зачем Господь спрашивал одно и то же у Своего ученика? Чтобы побудить его к раскрытию той любви, которая была у него в его сердце. Так и нас с вами Господь через богослужение побуждает к раскрытию всего лучшего, что есть в нашей душе, – к раскрытию нашей святости. И, повторяя многократно священные молитвы, стоя в храме Божием, мы с вами раскрываем все святое, что есть в нашей душе. Ибо в нашей душе есть образ и подобие Божие.

Дорогие братья и сестры! Трижды Спаситель мира вопрошал апостола Петра «Любишь ли Меня?» – и апостол Петр исповедовал Ему свою любовь, – об этом мы слышали. И мы с вами исповедаем Господу Богу любовь свою к Нему, будем эту любовь через любовь к людям в жизни своей проявлять. Находясь за молитвой в храме Божием, многократно будем наслаждаться благодатью, которую дает нам Господь, и будем ею питать нашу душу. И в эти святые дни будем молить Господа, чтобы все святое, что есть в нашей душе, расцветало, питало и укрепляло нас и всех тех людей, которые рядом с нами. Аминь.

15 января 2005 года

Слово в субботу пред Богоявлением

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Мы с вами вступили в предпразднство Святаго Богоявления. Завтрашний день в церковном богослужебном календаре называется Неделей перед Просвещением и предпразднством Богоявления Господня. И, как и каждый день в церковном календаре, он предваряется специальным молитвословием. Которое называется – тропарь, и в этом тропаре объясняется духовное содержание этого дня. 

Ну мы знаем, например, тропарь Рождества Христова: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума…» Или в скором времени – через несколько буквально часов уже – мы услышим тропарь Крещению Господню: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…». Вот так и сегодняшнему дню по церковному уставу полагается тропарь, и в этом тропаре говорится о пророке Божием Елисее, который своею милотью, а «милоть» по-славянски это – плащ, разделил Иордан, как сказано в тропаре, «сюду и сюду». – О чем говорит этот тропарь?

Елисей пророк был учеником пророка Божия Илии. А вы знаете – великий пророк Божий был Илия. И о его делах много известно нам с вами, а также мы можем о его деяниях прочитать в Святой Библии в Ветхом завете в книгах Царств. Там же мы можем прочитать и о пророке Божием Елисее. Так вот, ученик пророка Илии Елисей очень хотел, чтобы на нем была такая же сила Божия и такая же благодать Божия, какая была на его учителе – пророке Илии. И тогда пророк Илия ему сказал: Если увидишь, как я отхожу от этой жизни, если увидишь мое отхождение от земли на небо, то будешь иметь туже силу. И вот они однажды шли и, подойдя к Иордану, им надо было переступить на другую сторону этой реки. Тогда, воззвав к Господу, пророк Илия взял свой плащ, ударил им по реке, и река расступилась, и они прошли на другой берег. И там, на другом берегу, случилось то, о чем мечтал и к чему стремился пророк Елисей, – пророк Илия был взят в вихре, как сказано в Писании – в колеснице огненной, от земли на небо. И уже восходя в этом огненном своем восхождении, пророк Илия бросил вой плащ пророку Елисею. Еще раз повторю: этот плащ по-славянски называется «милоть», вы слышали – в тропаре об этой милоти сегодня говорилось. И тогда пророк Елисей взял эту милоть, этот плащ, и размышляя о том, что он видел, и духовно радуясь, вновь подошел к Иордану. И он вспомнил, что сотворил пророк Илия и повторил тоже самое: воззвал к Господу, ударил этой милотью по Иордану, и воды расступились, и пророк Елисей перешел на тот берег, с которого они ранее с пророком Илией шли. 

Почему же вспоминается это библейское событие именно в преддверии праздника Крещения? А в самом тропаре говорится, что это событие было «во образ Крещения», ибо сила Божия и благодать Духа Святаго пророчески тогда явилась на этих двух великих людях, прообразуя ту силу Божию, которую в мир явил Спаситель Господь наш Иисус Христос. Вот это преемство духа, которое было от пророка Илии пророку Елисею, очень важно для нас. Нам важно знать, что в Церкви Христовой существует преемство духа. Мы называем нашу Церковь апостольской, потому что апостолы, принявшие Духа Святаго, передали Его своим ученикам, а те ученики дальше своим ученикам – и так до сегодняшнего дня благодать Духа Святаго почивает в Святой Церкви. И основание этому мы видим и в Священном Писании, как мы сейчас вновь вспомнили, даже и в Ветхом завете, как эта благодать переходила от пророка Илии к пророку Елисею. 

Чем важно это для нас? Если мы будем так же, как пророк Елисей, желать, чтобы и нам получить Духа Святаго, благодать и силу Божию, и стремиться к этому и также следовать за Церковью Христовою и так же слушаться заповедей Божиих, как слушал пророк Елисей пророка Илию, так же и мы получим по вере нашей благодать Духа Святаго. Так же и мы получим силу веровать, надеяться и любить. И то же, что делали святые, так же, как они горели верою ко Господу, как они совершали дела добрые, как они пребывали в любви Христовой, так и мы с вами будем пребывать, если будем стремиться находиться в этом духовном апостольском преемстве, которое есть в Церкви Христовой. И именно поэтому Святая Церковь перед праздником Богоявления напоминает нам это ветхозаветное событие, чтобы мы с вами готовились насытить души наши благодатью Духа Святаго. Чтобы мы готовились освятиться и просвятиться водами иорданскими. Чтобы мы готовились принять в свои сердца ту силу Божию, которую Господь уготовал для каждого верующего в Него и желающего следовать за Ним. 

Испросим же благословения Господня, чтобы нам всегда пребывать под рукой Божией и всегда ходить вслед благим Его заповедям. Аминь. 

17 января 2009 года