Приходской листок Троицкого собора г.Подольска №1 (553), 2010 г.

Приходской листок Троицкого собора г.Подольска №1 (553), 2010 г.

Апостольское чтение в Неделю святых праотец

Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

(Послание к Колоссянам, 3 глава, ст. 4-11)

Евангельское чтение в Неделю святых праотец

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин, и звал многих. И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: "идите, ибо уже все готово". И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: "я купил землю, и мне нужно пойти, посмотреть ее; прошу тебя, извини меня". Другой сказал: "я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня". Третий сказал: "я женился и потому не могу придти". И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: "пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых". И сказал раб: "господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место". Господин сказал рабу: "пойди по дорогам и изгородям, и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина, ибо много званных, но мало избранных".

(Евангелие от Луки, 14 глава, ст. 16-24)

Слово на всенощном бдении в Неделю святых праотец

Прот. Алексадра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

До праздника Рождества Христова осталось два воскресных дня. И по церковному уставу во второй воскресный день, предшествующий празднику Рождества Христова, совершается память святых праотец. Сегодня мы с вами эту память молитвенно совершаем.
Кто такие праотцы? Праотцы – это праведные люди, жившие до пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Об этих праведниках повествуется в Священном Писании, в Библии. Праотцами называют тех праведных людей, которые жили от Адама и до Авраама.
В чем духовный смысл воспоминания этих древних праведников? Духовный смысл заключается в том, что Господь Иисус Христос пришел в мир – спасти все человечество – и праведных, и грешных. Иисус Христос пришел в мир для того, чтобы никто из тех, кто уверует в Него, не погибли (см. Ин. 3, 16). И Его рождение в мир, которое мы сейчас с вами ожидаем духовно и к которому готовимся рождественским постом, было предсказано многими праведными людьми, потому что они ожидали этого рождения, потому что они уже тогда – задолго до рождения Иисуса Христа – понимали, что силы личной праведности, то есть своей собственной силы, не может хватить человеку, чтобы спастись от греха.
Если мы внимательно будем читать Библию, и почитаем о жизни этих праведных людей, мы увидим, что устоять перед искушениями им было невозможно. Адам, первый человек, не смог устоять перед искушением диавола, и нарушил заповедь Божию, и потерял райское общение. И уже тогда, когда он потерял рай и богообщение, ему было обещано, что «семя жены сотрет главу змия» (см. Быт. 3, 15). Это – пророчество о Богородице, Которая родит в мир Спасителя, Который победит змия, желающего поглотить души человеческие, то есть врага рода человеческого. И ожидая этого события, духовно встречая праздник Рождества Христова, Святая Церковь предлагает нам вспомнить и праведного Адама и Еву, которые, хотя потеряли рай, но потом раскаялись и в покаянии взывали к Богу. И праведного Авеля, который претерпел от руки брата своего Каина смерть, духовно преобразуя будущую смерть Спасителя Господа Иисуса Христа за весь мир; и праведного Ноя, который построил ковчег, когда наступал всемирный потоп, и на этом ковчеге спасся сам и спасся потому, что послушал слово Божие. А ковчег, на котором спасаются от гибельного потопа, это – прообраз Церкви Христовой, которая как ковчег спасает всех нас от потопа греховного. И также как Ной спасся в ковчеге от гибели, так люди, пребывающие в спасительном корабле, в ковчеге Церкви Святой Православной, спасаются от греховной бездны.
В сегодняшний день Святая Церковь предлагает нам вспоминать праотцев и их веру в грядущего Христа Спасителя. Потому что верою праотцы были спасены, и верую спасемся мы с вами. Для Бога нет времени – ни прошедшего, ни будущего, ибо Бог вечен. А это значит, что наш Спаситель вне зависимости от того, в какое бы время ни жил каждый из нас, по вере нашей спасает нас. Это мы вот иногда оправдываем себя в том, мы почему плохо веруем, плохо заповеди исполняем, и говорим – время такое, время тяжелое – да нет, время всегда одинаковое, это мы с вами такие, и вот празднование памяти святых праотец напоминает нам о том, что какое бы ни было время, верою человек спасается. И Святая Церковь призывает всех нас стяжать, приобретать эту самую спасительную веру.
Праведный Авраам поверил Богу в невозможно ситуации. У него не было совсем детей, и он дожил до глубокой старости, так что ему уже девяносто было. А Бог говорит ему, что от него произойдет великий народ. И Авраам верит Богу и исходит из того места, в котором он жил, в то место, которое ему Бог указывает. И когда Бог дарует ему сына, и Авраам рождает вместе с женой своей Сарой сына Исаака, наступает время и Авраам, не раздумывая, готов принести в жертву сына своего, хотя и не понятно, как тогда исполнится пророчество, что от него произойдет великий народ. Но по вере Авраама воистину великий народ происходит от него – мы все, верующие люди, можем называть себя сыновьями Авраама, так и Господь называет нас, потому что по вере своей Авраам получает спасение.
Невозможно перечислить все примеры из Ветхого завета о святых праотцах, которые предшествовали явлению в мир Господа Иисуса Христа. Чтобы читать Святую Библию – Ветхий завет – и понимать ее, конечно же, вначале надо многократно прочесть Новый завет – Святое Евангелие, Деяния святых апостолов, послания апостольские, и после этого с молитвой приступать к чтению Ветхого завета, тогда многое станет ясно и понятно. Но в Церкви Христовой даже тот человек, который в повседневной суете своей жизни, может быть, не успевает внимательно читать Священное Писание – Библию, все равно получает духовную пищу – через церковные богослужения, через праздники, через установления святые церковные. И вот сегодня мы с вами такую духовную пищу получаем. Сейчас будет читаться канон, в котором будут прославляться праотцы – праведники, жившие до Иисуса Христа. Внимательно слушая его, будем молиться Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу, чтобы и нам уподобиться в вере им. Они ведь еще не знали Иисуса Христа, а только ждали, когда Христос придет, когда Христос родится, но уже стремились жить праведно. А мы живем в пришествие Иисуса Христа и Христос с нами, и Господь благословляет нас и укрепляет. Конечно, о себе можно только сказать, что, увы, вероятно, мы слабее в вере, чем святые праотцы, но именно поэтому нам надо молиться и просить у них – у праотцев, у праведников, чтобы по их молитвам и нам с вами быть праведными, и нам с вами жить и спасаться верою в Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.

27 декабря 2008 года

Слово перед Новогодним молебном

Прот. Александра Ганабы

Мы собрались ныне в храме Божием для того, чтобы совершить молитву перед наступлением нового года. Это очень правильно, благочестиво и по-христиански – совершать таковую молитву. Потому что время, которое дано нам, – это такая ценность, которую мы с вами не можем приобрести ни за какие деньги, ни за какие средства. Ведь мы пришли в мир не по нашей воле. Не от нас зависело, в какое время, в каком году нам родиться. Иногда мы думаем, читая Евангелие: «Вот бы мы родились тогда, когда жил Христос! Как бы было хорошо! Как бы радостно было увидеть Его, услышать, быть вместе с Ним... Как бы мы пошли бы за Ним!» Но Господь дал нам для нашей жизни то время, в котором мы живем, и оно ничем не лучше и ничем не хуже любых времен. Не надо думать, что если бы мы оказались тогда где-то рядом в Палестине и увидели Христа, то мы бы оказались лучше. Потому что ведь Христос какой был в Палестине две тысячи лет назад, какой был в чудесах Своих святых, каких Он являл, в том числе и в нашей стране, – через преподобного Сергия, через благоверного Иоанна Кронштадского, – такой же Он и сейчас. Господь всегда с нами. Весь вопрос в том – мы с Ним или нет. Вот в чем вопрос. Не время довлеет над нами. Иногда мы имеем такое суждение: «Ох, какие раньше были хорошие времена, ох, какие раньше были благочестивые люди, а как сейчас все не так». – Это просто наша хитрая совесть оправдывает нас за то, что мы не благочестиво поступаем, за то, что мы не делаем правильных поступков, а делаем неправильные. И мы придумываем себе и говорим: «Время плохое. Раньше время было лучше».
Да нет, дорогие братья и сестры, – время всегда было одинаковое. Не во времени дело. Внимательно читающие Священное Писание увидят, каковые были преступления и грехи во времена Ветхого завета, внимательно читающие и знающие историю, в том числе и церковную, представляют, какие были отступления, преступления, расколы, разделения на всем протяжении христианской истории. Да что говорить о христианской истории далекой – мы сами на себе знаем, на ближайшие десятилетия, как мы сами поступали: как от веры отрекались, как храмы разрушали... как теперь снова воссоздаем. Значит, не от времени зависит – а от души нашей зависит, от того, как мы относимся и что мы делаем.
Иногда говорят: «Ну вот, много икон. Это праздник не церковный». И правильно говорят, – он действительно не церковный. Ибо церковный новый год, как большинство уже из вас теперь знают, ибо большинство из вас прихожане образованные, знают, что церковный год начинается 1 сентября старого стиля. Но можем ли мы, христиане, равнодушно относиться к тому, что исчисление гражданского года теперь такое, как ныне есть? По этому гражданскому году мы выходим на работу, по этому гражданскому году нам начисляют зарплату, по этому гражданскому году мы получаем пенсию, по этому гражданскому году мы планируем всю свою работу и всю свою жизнь. И что же, мы должны придумать и сказать: «Нет, это нас не касается»? Какие же мы будем христиане тогда? Нас все касается в этом мире и должно касаться... кроме греха. Вот грех бы нас не должен бы касаться. Но, увы, мы знаем, что, к сожалению, и грех нашей души касается. И в том-то и смысл теперь нашей с вами молитвы перед новым годом, чтобы попросить у Господа прощения за все то плохое и греховное, что мы совершили в прошлом году, и попросить у Господа помощи на то, чтобы в новом году наступающей благости Его нам стремиться жить по-христиански, свидетельствовать о своей вере, – свидетельствовать не языком, а свидетельствовать жизнью, добрыми делами: милосердием, состраданием, любовью.
Об этом мы сейчас как раз с вами и будем молиться. Для этого-то у нас сегодня и молебен. И я радуюсь и благодарю вас, дорогие братья и сестры, что из года в год на этот молебен все больше и больше людей приходит. Потому что кто же, как не мы, христиане, будем в этот момент, когда наступает новый год, новое время, кто же, как не мы, должен в этот момент благодарить Бога и просить у Бога помощи. Это наш с вами христианский долг. И я думаю: провожая уходящий год, мы не можем не возблагодарить Господа Бога за те благости, которые Он оказал и на нашем храме, которые мы с вами ныне своими глазами видим. Мое сердце не перестает радоваться, и никак я не могу успокоиться, видя ту красоту и благолепие, в которое приведен наш собор... Я не раз уже говорил, и, думаю, не будет для меня стыдным еще раз повторить, что мы, взирая на этот сияющий храм, просим теперь у Бога, чтобы и души наши тоже бы обновились и тоже бы воссияли.
Благодаря Бога, мы не можем не возблагодарить всех тех людей, которые послужили орудиями Божиими, руками Божиими, сотворившими это чудо. Есть люди известные и неизвестные, есть люди, много пожертвовавшие, и есть люди, буквально, по-евангельски, лепту пожертвовавшие. Но всех их возблагодарит Господь Бог и да воздаст им Своею благостию… Мы же, совершая сию святую молитву, испросим у Господа Бога, чтобы в будущем году нам не повторять своих ошибок, не возвращаться к своим грехам, но усердно творить дело Божие. Чтобы мы вошли в новый год, – как по-славянски вы сейчас услышите в молебне, в «новое лето благости Божией», – чтобы мы в это новое лето вошли с новыми силами, здравием, которое подаст нам Господь, и с усердием.
Совершим же сию молитву, да внидем в благословенное новое лето благости Божией! Аминь.