Re: Приходской листок Троицкого собора, 46 (963) 2017.

Вс. 12 ноября – Неделя 23-я по Пятидесятнице.

Сщмч. Зиновия, еп. Егейского и сестры его Зиновии. Сщмч. Леонида пресвитера (1941); сщмч. Матфея диакона (1942). Апп. от 70 Тертия, Марка, Иуста и Артемы. Мц Евтропии. Мц. Анастасии Солунской. Свт. Стефана Милютина, короля Сербского, брата его Драгутина и матери их Елены. Озерянской иконы Божией Матери.

Еф. 2, 4-10. Лк. 8, 26-39.

Пн.

13 ноября –

Апп. от 70 Стахия, Амплия и иных. Мч. Епимаха. Сщмч. протоиерея Иоанна (1917). Прмч. Леонида (1918); сщмчч. Всеволода, Александра, Сергия, Алексия, Василия, Петра, Василия пресвитеров, прмчч. Анатолия, Евфросина и мч. Иакова (1937); прмч. Иннокентия (1938). Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских. Прп. Мавры.

1Сол. 2, 20 – 3, 8. Лк. 11, 29-33.

Вт.

14 ноября –

Бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии. Сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров (1918); сщмчч. Александра и Димитрия пресвитеров, мц. Елисаветы (1937); мч. Петра (1941). Сщмчч. Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших. Мцц. Кириены и Иулиании. Мч. Ермингельда, царевича Готфского. Мчч. Кесрия, Дасия и с ними пяти.

1Сол. 3, 9-13. Лк. 11, 34-41.

Бессребреников: 1Кор. 12, 27 – 13, 8. Мф. 10, 1, 5-8.

Ср.

15 ноября –

Мчч. Акиндина, Пигасия и иных с ними. Сщмчч. Константина и Анании пресвитеров (1918). Прп. Маркиана Киринейского.

1Сол. 4, 1-12. Лк. 11, 42-46.

Мчч.: Еф. 6, 10-17. Лк. 21, 12-19.

Чт.

16 ноября –

Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона. Обновление храма вмч. Георгия в Лидде. Сщмчч. Василия, Петра, Василия, Александра, Владимира, Сергия, Николая, Викентия, Иоанна, Петра, Александра, Павла, Космы пресвитеров и Симеона диакона (1937); мц. Евдокии (1938); сщмч. Сергия диакона (1942). Мчч. Аттика, Агапия и иных с ними. Прп. Акепсима. Прав. Снандулии.

1Сол. 5, 1-8. Лк. 11, 47 – 12, 1.

Свв.: Еф. 6, 10-17. Лк. 21, 12-19.

Пт.

17 ноября –

Прп. Иоанникия Великого. Сщмч. Никандра, еп. Мирского, и Еремея пресвитера. Св. Николая исп., пресвитера (1931); прмц. Евгении (1935); сщмч. Александра пресвитера (1937); сщмч. Исмаила пресвитера (1941). Прп. Меркурия Печерского. Прп. Никандра Городноезерского. Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого.

1Сол. 5, 9-13, 24-28. Лк. 12, 2-12.

Прп.: Гал. 5, 22 – 6, 2. Мф. 4, 25 – 5, 12.

Сб.

18 ноября –

Мчч. Галактиона и Епистимии. Свт. Ионы, архиеп. Новгородского. Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (избрание на Патриарший престол 1917). Сщмч. Гавриила пресвитера (1937). Апп. от 70 Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога. Свт. Григория, архиеп. Александрийского.

Свт.: Евр. 7, 26 – 8, 2. Ин. 10, 9-16.

Ряд.: 2Кор. 11, 1-6. Лк. 9, 1-6.

Начало богослужений в будничные дни и субботу: утренних – 7.00, вечерних – 17.00.

В воскресенье: начало ранней литургии – 6.30, поздней – 9.30.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которую возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

(Послание к Ефесянам, 2 глава, ст. 4-10)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним, и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека; потому что он долгое время мучил его, так, что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион», потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней: и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя ко Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них; потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку, и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел, и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

(Евангелие от Луки, 8 глава, ст. 26-39)

Слово на евангельское чтение об исцелении Гадаринского бесноватого (Лк. VIII, 26-39).

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Содержащиеся в Святом Евангелии повествования о чудесах и событиях, которые произошли во времена земной жизни Господа Иисуса Христа, для того написаны, чтобы каждый из нас, слушая или читая о тех далеких, но важнейших и близких нам и нашему сердцу событиях, мог для себя найти ответ на множество вопросов, которые обязательно возникают в нашей жизни. Христианин, сознательно ведущий свою жизнь, должен отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах, мыслях, действиях. Сегодня мы с вами слышали евангельское повествование о чуде, которое совершил Спаситель, – о том, как Он изгнал бесов из человека, который был ими одержим.

Тема эта сложная для понимания нашего человеческого восприятия, потому что когда мы говорим о борьбе сил духовных, могут быть две ошибки. Одна ошибка: говоря о силах зла, человек может впасть в страх перед ними, оцепенеть от этого страха, и его вера будет иметь не столько оттенок веры в Господа Иисуса Христа – Спасителя нашего, сколько страха перед силами зла. И тогда человек, видя это зло повсеместно, повседневно в своей жизни, видя знаки этого зла, отображения этого зла в действиях человеческих, в словах человеческих, видя отблески этого зла в своей собственной душе, полностью бывает парализован этим страхом и, вместо того, чтобы помнить, что Христос для того и пришел в мир, для того и умер на Кресте, для того и воскрес, чтобы сила зла не имела никакой власти над сердцами человеческими, сам, из-за своего малодушного и маловерного страха, отдает себя и душу свою силам зла.

Это - одна страшная крайность. Да избавит Господь нас от такого понимания и такой крайности. Но есть и другая крайность, не менее опасная. Человек вообще не видит действий сил зла в мире. Не видит их, не признает их и не считает нужным, что самое страшное, с этими силами зла бороться. И тогда он не видит своих грехов, не видит своих недостатков, не видит своих пороков, оправдывает любые свои действия и не различает между добром и злом. И просто-напросто в своей жизни катится по наклонной плоскости. И от этого да избавит всех нас Господь.

То Евангелие, которое мы только что с вами слышали, очень наглядно показывает нам, как мы должны относиться к той духовной борьбе, которая принадлежит каждому христианину и которую каждый христианин должен вести, то есть борьбе в своей душе против зла. Господь наглядно показывает нам, чтобы мы видели, какова подлинная сущность зла.

Когда Иисус Христос вошел в Гадаринскую область, там Его встретил человек, который наводил ужас на все местное население. Он не жил в человеческом доме, он рвал на себе всякую одежду, он вел совершенно нечеловеческий образ жизни – он был одержим бесами. И эта одержимость настолько была явна и страшна, что каждый, кто смотрел на это, мог бы понять для себя, что значит грешить и жить в грехе. Для чего так явно описывается в Священном Писании этот одержимый человек? Для того, чтобы мы увидели в нем образ души, одержимой грехом. Когда человек грешит, он в глазах Божиих дико выглядит – так же, как дико выглядел этот человек, не живший в человеческом доме. Всякий грех в конечном итоге есть безумие, потому что человек, греша, сам себе делает вред.

Нет на нем одежды, – потому что подлинная одежда души человеческой – это заповеди Христовы, это любовь к Богу, любовь к ближним, это добродетели. Помните, как в молитве ко Святому Причащению мы молимся, что мы приступаем и не имеем должной одежды, брачной одежды, хитона должного. Вот если бы нам быть всегда облеченными в светлую одежду добрых дел! Для того и Евангелие нам сейчас прочитано, чтобы мы увидели, во что мы сейчас одеты духовно. Какая на нас одежда? Есть ли на нас одежда милосердия и сострадания? Есть ли на нас покров любви и благодати? Или мы все это разорвали своими безумными поступками?

Человек этот не жил даже в домах человеческих. Домом - истинным домом для души человеческой является храм Божий. Даже в славянском тексте сегодняшнего Евангелия так и сказано: …и в храмех не живяша. То есть образ души, не знающей храма Божия, не имеющей добродетелей, – это и видимым образом был этот самый бесноватый. Церковь, предлагая нам это евангельское чтение, говорит: Душа человеческая, посмотри, не похожа ли ты на этого бесноватого? Так ли ты живешь? Тем самым Церковь вразумляет нас и предлагает нам одеться в одежду благочестия, жить душою под покровом Церкви Христовой.

Но как это можно сделать? Люди пытались насильно привлечь этого человека к нормальному человеческому образу. Они заковывали его в железо, в кандалы, в цепи, но он эти цепи рвал.

Дорогие братья и сестры, это тоже образ. Невозможно человека насильно сделать верующим. Невозможно человека насильно сделать благочестивым. Невозможно человека насильно заставить любить другого человека. Невозможно человека силой сделать благочестивым. Так иногда нам кажется, – особенно это в семье бывает, по отношению к нашим родным, близким, к детям нашим, когда мы думаем, что через внешний приказ, через внешнюю силу мы можем сделать что-то лучшее, хорошее для человека. Как мы часто ропщем и говорим: Вот нет у нас порядка в государстве, вот если бы сверху нас всех бы заставили, чтобы мы все были хорошими, благочестивыми, верующими…

Возможно ли это? Вот 70 лет железной рукой пытались согнать человечество к счастью, навязывали силой коммунизм – и только миллионы, десятки миллионов людей погубили, а ничего доброго не достигли. Неужели мы думаем, что если Бог хотел бы силой Своею Божественной сделать нас такими, как Он хочет, Он бы не мог этого сделать? Он и сделал нас такими, как Он хочет, – Он сделал нас богоподобными, создал нас по образу Своему и подобию. Но в том высота подобия Божия, что человек, подобно Богу, может свободно любить. А эту свободу мы сами порой меняем на жестокое рабство – на рабство греху. Это рабство греху производит для души человеческой большое мучение. Вот как в Евангелии говорится про этого человека: то он в огонь бросался, то он в воду бросался. Так и наша душа, бывая порабощена грехом, то бросается в огонь безудержных страстей – гнева, тщеславия, самолюбия, похоти, пьянства и иных всевозможных мерзостей, которые разжигают нашу душу и губят ее, – а то впадает в холод отчаяния, когда говорит: Ничто меня уже не спасет, бесполезно мне, такой я грешный, что не спасусь.

Где же на самом деле есть спасение? Сегодня мы слышали это еще перед Святым Евангелием, при чтении апостола: Спасение человека в благодати и вере в Господа Иисуса Христа. Вот наш Спаситель. Вот Кто нашу душу избавит от любой власти зла. Вот Кто дает нам полную свободу. И в Евангелии мы слышим об этом. Иисус Христос повелевает бесам, которые мучили этого человека, и они покидают его. Одного слова Христова достаточно, чтобы душу человека покинули силы зла. Так и мы с вами приходим в храм Божий, на нашей душе легион грехов разных, всех не перечислишь, всех не упомнишь. Но мы с покаянием приходим к исповеди и говорим, и сознаем свою вину перед Богом, и каемся – и одного слова Божия, произнесенного через уста священника, достаточно, чтобы наша душа была освобождена от этих грехов и снова стала чистой. Чудо в Церкви Христовой происходит. Поэтому никто не может насильно связать нашу душу, ибо Христос с нами, Он освобождает нас от наших грехов, Он освобождает нас от нашего зла, Он исправляет наши недостатки, Он же дает нам силы жить по Его благим заповедям.

Обратите внимание на одно важное обстоятельство, которое мы тоже услышали в Евангелии. Нужна решимость и желание человека жить с Христом. Если нет этого желания, насильно Себя Христос навязывать не будет. Эти гадаринские жители разводили свиней. Нельзя было по закону Моисееву свиней разводить, свинина запрещена к употреблению в пищу для этого народа. Может быть, они и не ели этих свиней. Скорее всего, как предполагают толкователи, они этих свиней держали для того, чтобы продавать их язычникам, ну и получать с этого доход. И вот огромное свиное стадо бросается с крутизны в море и гибнет. И что же гадаринские жители, которые увидели исцеленного своего бывшего бесноватого, который раньше на них наводил ужас, а теперь сидит у ног Иисуса Христа в здравом разуме, с чистым ликом, вернувшимся образом человеческим? Они об этом обрадовались и захотели, чтоб Христос и их души тоже привел в такое же светлое состояние? - Нет. Страшная вещь происходит. Им жалко своих свиней. И они просят, чтобы Христос от них ушел. Они пожалели свой доход, они больше любили эти свои свинские деньги, нежели хотели бы узнать Христа и жить со Христом.

Вот, дорогие братья и сестры, страшный образ жителей страны Гадаринской. Да не будет с нами этого! Ведь иногда наша душа настолько прилепляется к нашим грехам, что нам наше свинское греховное состояние больше нравится, чем жизнь в Господе Иисусе Христе. Так бывает, что человек, заболев, настолько уже заражается болезнью, что не чувствителен к своему болезненному состоянию. И вот сегодняшнее евангельское чтение предлагает нам устрашиться этого образа, предлагает нам поступить так, как Иисус Христос сказал этому исцеленному: чтобы он шел и проповедовал о том, что сотворил для него Бог. А для нас Бог сотворил следующее. Он избавил наши души от власти зла, Он открыл для нас дорогу к раю, Он дал нам силы жить в земной жизни с верой, надеждой и любовью, Он дает нам спасение от грехов и жизнь вечную.

Будем ценить то, что дал нам Спаситель. Извлечем уроки из услышанного сегодня Святого Евангелия. Будем молиться Господу Иисусу Христу, чтобы Он пребыл всегда с нами, а мы с Ним, и чтобы нам ходить под благим покровом Святой Церкви Христовой. Аминь.

13 ноября 2005 года.