Re: Приходской листок Троицкого собора, 52 (969). 2017 г.

Апостольское чтение в Неделю святых праотец

Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

(Послание к Колоссянам, 3 глава, ст. 4-11)

Евангельское чтение в Неделю святых праотец

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин, и звал многих. И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: "идите, ибо уже все готово". И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: "я купил землю, и мне нужно пойти, посмотреть ее; прошу тебя, извини меня". Другой сказал: "я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня". Третий сказал: "я женился и потому не могу придти". И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: "пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых". И сказал раб: "господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место". Господин сказал рабу: "пойди по дорогам и изгородям, и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина, ибо много званных, но мало избранных".

(Евангелие от Луки, 14 глава, ст. 16-24)

Слово в Неделю святых праотец

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Каждый человек должен знать, что в его жизни самое главное. Чтобы правильно нам с вами совершать поступки и правильно строить саму нашу жизнь, нам очень важно отличать второстепенное от насущно необходимого. Увы, очень часто мы такой разборчивостью не отличаемся, и много сил и внимания уделяем разным несущественным мелочам нашей жизни, а то, что важно, просто-напросто упускаем. Можно приводить примеры, причем они могут быть просто придуманы. Ну, например, если в доме пожар и надо спасаться самому и своим близким, ну представьте себе – пожар в доме! А человек уселся и смотрит футбол – там, может, ему интересно, чем же матч закончится. Реальна такая ситуация или нет? Можно это представить себе? Но в жизни-то мы поступаем так. Мы часто откладываем очень важное ради совершенно бессмысленного. Или человек тяжело болен, ему говорят – вот лекарство продается, совсем рядом, и, если ты пойдешь, это лекарство купишь, ты точно выздоровеешь! А человек скажет: нет, мне надо лучше пойти в парикмахерскую и волосы покрасить. Реальная ситуация или нет? Нет, она кажется безумной. Но в жизни мы очень часто именно так поступаем.

У нас духовная слепота какая-то. Мы не видим того, что нам нужно, а зато обращаем внимание на то, что не имеет, по большому счету, никакого значения. Да нет, иногда и имеет значение, но не настолько высокое. Есть вещи повседневные, необходимые, которыми надо заниматься: и пищу надо приготавливать, и одежда должна быть достойная, и жилище должно быть в должном порядке, – но и дети должны быть воспитаны, и они должны знать, чем отличается добро от зла, и мы сами должны находить время для того, чтобы к Богу обратиться и душу свою насытить.

Можно сказать, существует некая лесенка – иерархия ценностей, начиная от самого неважного, что легко упустить и ничего плохого не произойдет, и завершая очень важным, которое, если мы упустим, то тогда произойдет трагедия нашей жизни.

Вот только что мы с вами и услышали в Святом Евангелии притчу, которую рассказал Сам Иисус Христос (Лк. 14, 16–24) и в которой именно об этом и говорится – о том, как важно услышать, что необходимо нам в нашей жизни. В этой притче Иисус Христос изобразил Себя как радушного хозяина, который позвал своих друзей на вечерю – на торжественный пир. И что происходит? Эти друзья отказываются приходить к нему на эту вечерю. И, более того, находят причины, и оправдываются. Один говорит: «Я не могу прийти – земельный участок получил, надо его обмерить». Другой говорит, что он купил пять пар волов, и ему надо о них позаботиться, на них посмотреть, как они будут у него на поле работать. Третий говорит, что он женился, и сейчас ему не до того, чтобы прийти к зовущему его хозяину.

Такая простая притча. О чем она говорит? О том, как нас с вами Господь позвал в Свое вечное Царство, для нас приготовил такую радость, которой мы на земле и представить себе не можем: дает нам вечную жизнь, открывает нам Царство Любви, дает нам силы необыкновенные – все дает нам, открыты двери, зовет: «Придите! Придите на Мою вечерю!» Но, оказывается, у нас более важные дела, у каждого свое.

Вот, дорогие братья и сестры, услышав сегодня эту притчу, рассмотрим свою жизнь. Рассмотрим, какими порой пустяками мы занимаемся, и постараемся найти в своей жизни больше времени для важного и необходимого. И освободимся от ненужной суеты и ненужного мусора, на которые мы тратим драгоценное время нашей жизни, которая настолько скоротечна и так быстро пролетает. А самое главное – помолимся и попросим у Господа, чтобы нам услышать этот призыв, которым зовет нас с вами Господь на Свою вечерю. Услышать – и ни на что не отвлекаться, но прийти к Нему, Который дает нам спасение и вечную жизнь, Ему же слава во веки веков. Аминь.

30 декабря 2012 года.

Слово о святых праотцах

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Для Безначального и Вечного Бога времени нет, потому что время Он Сам создал. Время есть для нас с вами, людей, живущих по воле Божьей, ибо именно Господь призвал нас к этой жизни и даровал нам дар жизни. И, зная это, нам очень хорошо можно воспринимать и понимать, почему в Церкви устроено так, что день за днем, месяц за месяцем совершаются воспоминания священных событий.

Сейчас мы с вами находимся в Рождественском посту. Это время, в которое нам Святая Церковь предписывает готовиться к празднику Рождества Христова. Не то чтобы Господь родился, и мы об этом не знаем, и нам нужно как-то приготовиться для того, чтобы узнать, что Господь в мир родился. Конечно же, мы знаем, что Господь родился! Конечно же, мы знаем, что Он пришел в мир! Но зачем Святая Церковь предлагает нам приготовиться к воспоминанию этого события? Да именно потому, что, в отличие от Бога, для Которого нет времени, мы с вами живем во времени. Мы планируем свои дела, свою жизнь, мы распределяем различные свои житейские планы. И Святая Церковь предлагает нам, чтобы среди наших планов жизненных, человеческих были еще планы духовные, божественные, чтобы мы за своими делами мирскими не забывали Слово Божие. И поэтому даже к встрече праздника, как заботливая мать, Церковь нас готовит, предлагая нам различные воспоминания – воспоминания священные и душеполезные.

Вот и сейчас, сегодня, за два воскресных дня до праздника Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святая Церковь предлагает нам почтить святых праотцев. Кто такие святые праотцы? Это люди, о которых написано в Священном Писании в Ветхом Завете, которые жили в незапамятные времена – можно сказать, во внеисторические времена. Это Адам, это его сын Авель, это Сиф, это Ной, это Енос, это Енох, это Мелхиседек, это Авраам. Эти люди жили верой. О них апостол Павел, обращаясь к евреям и желая их обратить к святой вере во Христа Господа Иисуса, указывал, что они, хотя и жили очень давно, но жили они верою в грядущего Господа и Спасителя. Представляете, Господь еще не пришел, а люди уже жили верою в Него, и верою совершали чудеса! И верою такие вещи происходили, что даже и нам сейчас трудно понять.

Вот, Ной строил ковчег верой в слова Господа. Весь мир погряз в грехе. Никто не хотел слышать о Боге. А Ной строил ковчег по слову Господа. Никто и знать Господа не хотел, а Ной строил ковчег. Строил ковчег, и не понимали люди, что он делает. А вот когда потоп наступил, уже было поздно. А Ной верою своею спасся.

Дорогие братья и сестры! Святая Церковь предлагает нам вспомнить святых праотцев: Адама, который хоть и согрешил и отпал от Бога, но, потеряв рай, раскаялся и плакал о своих грехах. Нам бы так плакать, как Адам плакал о потерянном рае!

Авель, сын Адама, который принес жертву, и жертва его была благоугодна Господу, ибо он ее принес от чистого сердца. Нам бы так с вами от чистого сердца жертву Богу приносить, чтобы она была благоугодна Богу!

Енох, который так ходил пред Богом, что живым был взят на небо! Я даже боюсь сказать, нам-то так возможно жить или нет?..

И Ной, о котором я только что сказал.

Какая же вера была в Бога, Которого они не видели, еще не знали до конца, но верою в Него уже жили!

А мы-то с вами счастливые люди – нам явился Спаситель мира Господь Иисус Христос. И мы сегодня с вами слышали в Святом Евангелии, как Господь Иисус Христос воскресший явился Марии Магдалине, и как она сначала не узнала Его (см. Ин. 20, 11–18). И мы так порой не познаем Бога в своей жизни, хотя Господь каждому из нас является.

Святая Церковь готовит нас к встрече праздника Рождества Христова. Сегодня, в Неделю праотец, обратимся ко Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, чтобы нам хотя бы немного подражать вере этих святых библейских праотцев. Попросим у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам жить верою – так же, как жили они.

Аминь.

26 декабря 2015 года.