Слово протоиерея Александра Ганабы в Неделю сыропустную.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Завтра начинается Святой и Великий пост. В чем его смысл? Есть различные человеческие объяснения и толкования смысла поста. Но сегодня только что мы услышали, что Сам Господь Иисус Христос говорит о посте. И поэтому нам в первую очередь надо прислушаться к словам Спасителя нашего. Он нам сказал, для чего нам необходимо поститься. И, очень важно, Он сказал нам с вами, как надо поститься. Что может быть выше слов Спасителя?

Давайте внимательно сейчас еще раз услышим это назидание Господа Иисуса Христа. Первым условием, сегодня в Евангелии мы услышали, является то, чтобы, приходя к посту, мы простили всем тем, на кого имеем обиду. Иисус Христос сказал: «Если вы не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (см. Мф. 6, 15). Мы ведь постимся для чего? Чтобы нам Бог простил наши грехи. Грехов у нас много. И каждый о них знает. А если не знает, должен узнать и внимательно посмотреть в свою душу и увидеть свои грехи перед Богом. И мы взываем к милосердию Божию, чтобы Господь нам дал Свое прощение. Но Сам Господь предупреждает нас, что этого прощения мы не получим, если не простим друг друга.

На удивление, это оказывается самым сложным. Потому что когда мы у Бога просим прощения, нам кажется, что наши грехи очень маленькие, так, ничего не значащие. Все люди грешные, и мы такие же. Но когда кто-то перед нами виноват, тогда вина его кажется нам величайшей, и никак мы из сердца эту нашу обиду и негодование по поводу вины кого-то вырвать не можем. Так вот, без лишних рассуждений, услышим сейчас – пусть сердце наше услышит, пусть душа наша услышит: если мы не будем прощать ближним согрешения их, то Отец наш Небесный не простит нам согрешений наших.

Вот, это первое указание от Самого Иисуса Христа, как нам надо приступать к посту.

Второе указание тоже Он нам дает. Он говорит: «Когда поститесь, не будьте, как лицемеры» (см. Мф. 6, 16). Надо дать небольшое пояснение. Этим словом Иисус Христос называет фарисеев, которые жили в Его время. Фарисеи – это люди, которые стремились в точности исполнять закон Божий, закон Моисеев. В глазах других людей они были весьма почитаемы, потому что они были грамотны, хорошо знали закон и стремились его скрупулезно исполнять. И вот они тоже постились. Но как они постились? Они разрывали свои одежды, посыпали голову пеплом, сами пачкались и сидели непрестанно били себя в грудь либо у врат храма, либо у врат синагог, и все проходящие видели, как человек этот постится, как он кается. Иисус Христос говорит нечто другое – и в то время это было удивительно, и сейчас для нас очень назидательно. Он говорит: «Когда поститесь, не будьте, как лицемеры, которые помрачают лица свои, чтобы другие видели их постящимися. Вы же, когда поститесь, – говорит Иисус Христос, – умойте свое лицо (то есть не так, как они пачкали), помажьте главу (имеется в виду благовониями, ну, по-нашему можно сказать: для мужчин – туалетной водой, для женщин – духами), чтобы не люди вас видели постящимися, но Отец ваш Небесный, видящий тайное, воздаст явно» (см. Мф. 6, 16–18).

Значит, Иисус Христос указывает нам с вами на способ проведения поста и предостерегает от двух вещей, в которые обычно впадают постящиеся люди.

Первая вещь – это когда весь смысл поста вкладывается в скрупулезный разбор рода пищи, какую ты ешь. Буквально под микроскопом рассматривают, нет ли там доли какого-нибудь жира или еще чего. И вот человек так скрупулезно все избирает, и радуется, и сам себя хвалит, как он хорошо все это соблюдает.

А есть другая крайность, когда человек говорит: «Да что там пост в пище – главное в душе», – а, говоря так, в душе не молится, не кается, не исправляется.

Так вот, Отец наш Небесный видит, как у нас в душе, видит, как мы постимся, а главное, видит, для чего мы постимся. И вот здесь наступает самое важное разъяснение, которое сказал нам Иисус Христос, для чего, собственно говоря, весь этот пост, зачем нам нужно простить друг друга, зачем нам нужно поститься перед лицом Отца Небесного, Который видит наши тайные явления и не лицемерит. Иисус Христос говорит несколько образно: «Не собирайте себе сокровищ, которые на земле, потому что моль их разъест, червь их подточит, ржавчина покроет, и разбойники их могут украсть. Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржавчина, ни червь, ни разбойники не смогут украсть его» (см. Мф. 6, 19–20).

О чем идет речь? Речь идет о том, чтобы мы знали, что в нашей жизни самое важное. Ну, например, решил человек построить дом. Что самое важное в строительстве этого дома? Наверно, в первую очередь он должен озаботиться, на какой земле этот дом будет стоять, какой у этого дома будет фундамент, и из чего он этот дом будет делать. Этим в первую очередь он озаботится. Все остальное придет потом. А если человек, в первую очередь, еще ни места не выбрал, ни фундамента, а заботится, какие у него будут занавесочки, какие он поклеит обои, какие прибьет туда картиночки, – что будет у человека такого, сможет он свое жилище основательно устроить, если на это, в первую очередь, все силы своей души и все деньги потратит? Потратит деньги на украшения, люстры, занавесочки, а фундамента еще и нет никакого. Куда их вешать?

Именно об этом говорит Иисус Христос – об иерархии ценностей, что самое важное в наше жизни, где наше самое важное сокровище. Увы, мы постоянно ищем свое сокровище вот в этом второстепенном, и не ищем главного – фундамента. А фундамент-то в нашей душе. Фундамент – это наша вера. Фундамент – чистота нашей души, наша надежда и наша любовь. Вот он, фундамент дома нашего спасения. Все остальное потом приложится. И вот это-то сокровище, этот фундамент, который мы строим себе на небе – то есть в духовной жизни, ибо небом называется жизнь духовная, – никто не сможет украсть, никакая ржавчина не сможет испепелить.

Пост – время как раз для того, чтобы образумиться, понять, что самое главное в жизни, отречься от второстепенного: от пустых развлечений, от пустого времяпровождения, от осуждения, от расслабления мысли. Попробовать собрать свою душу, обратить ее, сконцентрировать на самое важное. Да, может быть, и приятно вкусно покушать, но это все второстепенное, от этого легко можно и нужно отказаться. Это такая дисциплина – дисциплина души, дисциплина тела. Дисциплина души что такое? Когда мы понуждаем себя на молитву, когда мы понуждаем себя на рассмотрение своих грехов и на покаяние. Дисциплина тела – это что такое? Когда мы становимся на молитву, делаем поклоны, когда мы воздерживаемся по указанию Церкви от скоромной пищи – это дисциплина тела. Таким образом, мы находим для себя, что в жизни самое важное. Мы начинаем понимать, какое это сокровище – иметь в сердце своем веру. И это сокровище никто не отнимет.

Но самое-то главное еще в другом – в последних словах, которые сказал Иисус Христос, точно раскрывая смысл поста. «Потому что, – говорит Иисус Христос, – где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (см. Мф. 6, 21). Если наше сокровище привязано к тем вещам, которые сегодня есть, а завтра сгниют, от них ничего не останется, что останется тогда от нас? Если сокровище наше привязано к таким вещам, от которых наша душа вся уходит в землю, помышления только о земном, о какой вечной жизни речь? Какая она у нас будет страшная тогда, эта вечная жизнь? А если наше сокровище и наша привязанность к Богу, наша привязанность к вере и любви, наша привязанность к спасению своей души, вот и сердце наше будет вместе с Богом, вот и жизнь наша будет вечной, вот и радость у нас будет и блаженство такое, которого сейчас мы и представить себе не можем. Вот для этого-то и существует в Церкви Святой и Великий пост.

Дорогие братья и сестры! Завтра начнется это благодатное время. Сегодня от Господа Иисуса Христа мы услышали, как нам его проводить. Ясно и понятно, какими все наши мотивы должны быть и наши устремления, и как мы должны действовать. Но мы видим самих себя, что мы далеко еще от этого понимания и идеалов. Попросим же благодати Духа Святаго и помощи Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы нам вразумиться и, имея твердое намерение, по благословению Господню, войти в сей благословенный пост и провести его с пользой для духа, души и тела. Аминь.

2 марта 2014 года