Приходской листок Троицкого собора, 31 (1104) 2020 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам: я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром, и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

(Послание к Галатам, 1 глава, ст. 11-19)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел, и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

(Евангелие от Луки, 7 глава, ст. 11-16)

Памятка родителям-прихожанам

Троицкого собора г. Подольска

о подготовке детей ко Святому Причастию

            Ребенку необходима помощь в его сознательном вхождении в жизнь Церкви Христовой.

            Мы учимся веровать, надеяться и любить на протяжении всего своего жизненного пути.

            Очень важно привить юному христианину любовь к молитве, Священному Писанию, церковным правилам и богослужению, так как это именно тот фундамент, на котором строится все здание христианской нравственности.

            Причастие Святых Тайн Христовых является непостижимым для разума действием любви Божией, без которой невозможно духовная жизнь

            Залогом благоговейного отношения к этому Таинству является семейная атмосфера, в которой совершается подготовка к Его приятию.

            Родителем было бы полезно следовать предлагаемым советам:

1.         Молитвы утренние и вечерние лучше совершать вместе с ребенком, причем свое взрослое правило (правилом называется определенное количество молитв, которыми ежедневно молится человек) можно прочитать отдельно.

2.         Детское молитвенное правило должно быть посильным для ребенка и устанавливать его следует по совету священника.

Например:

* до 4 лет:

            • утро: «Во Имя Отца, и Сына, И святого Духа», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»» и молитва Ангелу-Хранителю:

* от 4 до 6 лет уместно добавить молитву о родителях и родных и близких.

* от 6 до 8 лет прибавить в правило «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш».

* от8 до 10 лет прибавить:

            • в утреннее правило – «Символ веры», «Воставше от сна…», «Слава: От одра и сна…», «И ныне: Внезапно Судия…»;

            • в вечернее правило – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава…», «И ныне…»;

            • во время Великого поста – «Господи и Владыка живота моего…».

* после 10 лет можно постепенно увеличивать детское правило, прибавляя по 1-2 молитвы из общего правила;

* начиная с 12-14 лет, при подготовке к причастию можно прибавлять чтение канона ко Святому Причастию (утром), причем количество молитв лучше увеличивать постепенно.

Данная рекомендация является условной и не имеет характера жесткого предписания. Цель – постепенно приучить ребенка к молитве, чтобы это стало его потребностью.

3.         Важный момент подготовки ко Святому Причастию – исповедь. Желательно в течение недели перед отходом ко сну напоминать ребенку о том, что он в воскресенье пойдет исповедоваться и причащаться, и помочь ему осознать свои грехи, чтобы покаяться. Для этого можно предложить ему подумать – о чем он в связи с услышанным будет говорить на исповеди.

4.         Детский пост – это в первую очередь осознание ребенком необходимости добровольного самоограничения в развлечениях и пище. Пост не должен вызывать протест. В тех семьях, где поститься вся семья (не только в пище, но и в образе жизни), проблемы не возникает.

            До 7 лет, как правило, дети могут употреблять скоромную пищу, но следует ограничивать себя в лакомствах.

            После 7 лет – однодневный  (двухдневный или трехдневный) пост в пище перед Святым Причастием, как правило, не представляет проблем.

            С 12-14 лет молодой христианин вполне может соблюдать как многодневные посты, так и однодневные. Дети, имеющие заболевания, питаются по той диете, которую предписывает врач.

            С 4 лет (можно и раньше) дети приступают ко Святому Причастию натощак.

            Правильно поступают те родители, которые перед тем, как причастить младенца, сами молятся так, как если бы причащались они.

5.         Детям следует знать, что в храм Божий следует приходить в опрятной, приличной святому месту одежде. Одежда не должна быть вызывающей. Не следует надевать спортивную одежду. Длина юбок, платьев и рукавов не должна быть короткой.

6.         Воскресным утром необходимо прийти в храм не позднее 9:30, пройти в главный придел и встать перед иконостасом с левой стороны, где будет совершаться Таинство Исповеди для детей. (Опоздавшие, без уважительной причины, отроки на исповедь для взрослых не допускаются).

            Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают поясной поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх девой), чинно, не теснясь, они подходят ко святой Чаше. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста (рот), принимает Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь отирают причастнику уста платом, после чего он целует край Святой Чаши и отходит к столику, где принимает запивку (теплоту).

            После принятия теплоты причастники их храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения.

Слово на евангельское чтение о воскрешении сына наинской вдовы (Лк. VII, 11–16).

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            В Символе веры мы поем: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».

            «Чаю» – славянское слово. Оно очень емкое. Это можно перевести не просто как «ожидаю воскресения мертвых», но чаю – значит ожидаю в полной уверенности, без сомнения. Это не какое-то вероятностное рассуждение: «То ли будет воскресение мертвых, то ли нет. Подождем, посмотрим». Нет. Чаю – это значит: хочу, стремлюсь, сознаю, понимаю, что именно так и будет. И это входит в основу нашей веры. Мы несомненно верим, что мертвые воскреснут. Сам Господь есть воскресение и жизнь. А мы, христиане, – во Христа крестились, во Христа облеклись, – несомненно воскреснем. А если это не так, то зачем тогда нам и веровать? Тогда и вера наша бессмысленна (см. 1Кор. 15, 12-19).

            Но есть противоположность чаянию. То, что в русском языке называется отчаянием. Страшный грех – неверие. Но еще страшнее, когда это неверие в Бога, а именно неверие порождает другую страшную стадию. Это как одна болезнь, зародившись, рождает еще более страшную болезнь. Когда неверие рождает отчаяние.

            Страшное состояние человека – отчаяние, когда он уже ни на что не надеется, ни в чем не видит перспективы, ни в чем не видит смысла, и даже в жизни своей собственной и то уже отчаялся и не видит смысла. Отчаяние ведет к окончательной смерти, потому что после отчаяния наступает духовная смерть человека, а очень часто и физическая, потому что люди, отчаявшиеся в жизни и не имеющие опоры в Боге, очень часто сами на себя накладывают руки, совершают страшнейший грех, который невозможно уже простить.

            Итак, дорогие братья и сестры, мы только что слышали Евангелие (Лк., 7, 11–16), которое подлинно утверждает нас в нашем чаянии воскресения мертвых и очень сильно предостерегает нас от отчаяния, которое порождает неверие.

            Иисус Христос со Своими учениками, со множеством народа, которое Его сопровождало, подходит к городу Наину. Из городских ворот выходит большая погребальная процессия, и безутешно плачет вдова над единственным сыном.

            Казалось бы, вот, отчаяние пришло к ней, потому что умер ее единственный сын, единственная опора. Мужа нет – она вдова, и сын единственный. Как ей жить? Женщина без мужского попечения на Древнем Востоке в принципе не могла существовать. Вот он, повод для отчаяния.

            Но подходит Иисус Христос к ней и говорит: «Не плачь».

Смотрите, ведь так-то обычно Христос говорит: «Блаженны плачущие, они утешатся» (см. Мф., 5, 4). Но там в этих словах Господь имеет в виду плач о наших грехах, о нашем недостоинстве, и что этот плач, если он истинный, обязательно приведет к исправлению нашей жизни. А здесь Господь эту женщину предостерегает от греха, от отчаяния. «Не плачь», – говорит Он ей. А почему «не плачь»? Да потому, что перед ней Сам Бог, ее Спаситель. Тот, Который пришел дать жизнь людям. Он говорит ей: «Не плачь». И чтобы уверовали все в то, что не надо плакать, и не надо отчаиваться, но надо искать утешения в Боге, чтобы видели все: и Его ученики, и участники этой погребальной процессии, – Христос являет Свою Божественную силу, проявляет Себя как властелин жизни и смерти. Он говорит: «Юноша, тебе говорю – встань!» И совершается чудо. Умерший юноша встает, садится, воскресает. Источник жизни возвращает жизнь. Нет места отчаянию. Есть место вере.

            Братья и сестры, сегодня мы услышали прекрасное повествование о чуде, совершенном Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом. Как бы ни было нам в жизни трудно, как бы нам ни казалось, что нет выхода, будем помнить, что наше человеческое сознание ограниченное и наши человеческие возможности очень слабы. Надежду нашу, чаяние наше возложим на Господа Иисуса Христа. Будет нам трудно – вспомним это повествование о чуде, которое Господь совершил. Если Господь силен воздвигнуть мертвого юношу, то Он силен и наши души мертвые воздвигнуть к жизни, и в любой сложной жизненной ситуации помочь нам. Только мы не должны забывать об этом. В конечном ведь итоге, какие бы ни были у нас в жизни перипетии, сложности, болезни, искушения, но мы-то с вами чаем воскресения мертвых и жизни будущего века! Аминь.

            20 октября 2019 года