Приходской листок Троицкого собора, 32 (1105) 2020 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

            Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

(Послание к Галатам, 2 глава, ст. 16-20)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

            Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А иное упало на камень, и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. А иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю, и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие. А упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол, и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают. А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются, и не приносят плода. А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

(Евангелие от Луки, 8 глава, ст. 5-15)

Слово в Димитриевскую родительскую субботу.

Прот. Александра Ганабы

            Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

            В Церкви Христовой все должно быть благообразно и по чину. Для этого существует Церковный Устав, который определяет, когда нам каяться о своих грехах, когда нам радоваться о Воскресении Господнем. Определяет Церковный Устав и то время, когда нам особые усердные молитвы надо возносить об усопших.

            Сегодня Димитриевская родительская суббота. Эту субботу установил святой благоверный князь Димитрий Донской после известной в истории Куликовской битвы. И мы знаем из жития преподобного Сергия, как он, преподобный, стоял на молитве во время битвы, и Господь ему открывал имена усопших во время этой битвы, и тут же их поминали преподобный и монахи, которые молились вместе с ним.

            Вот оттуда берет начало Димитриевская родительская суббота. Называется она Димитриевской не только потому, что ее Димитрий Донской установил, но и потому, что она бывает в первую ближайшую субботу перед праздником святаго великомученика Димитрия Солунского.

            И вот сначала поминали этих погибших воинов. Потом стали вообще поминать просто воинов, потому что войны не прекращались, к сожалению, на земле Русской. А потом стали поминать всех.

            О воинах почему особенно молиться надо? Во-первых, люди жизнь свою отдают за родину. Во-вторых, да, во время битвы ожесточение, злоба, чего только нет в душе. И вот с этим состоянием человек предстает перед лицом Божиим. Страшно. Вот поэтому Церковь и особые, особые молитвы о воинах содержит.

            Но ведь на самом деле мы все призваны быть воинами Христовыми. И призваны тоже воевать. Только не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной (см. Еф., 6, 12). То есть против врага рода человеческого, против диавола, который воюет в нашей с вами душе. То есть против грехов, которые порабощают нас и берут нас в плен.

            Но как воины бывают отважные, которые побеждают врага, а бывают не очень отважные, а бывают даже и трусливые, а бывает, и в плен сдаются, – но все равно Церковь о всех молится: и об отважных, и о трусливых, и о слабых, и о тех, кто в плен сдается; вот так и христиане бывают отважные: подвижники, которые хранят Христа в сердце своем и заповеди Его; бывают трусливые, которые легко отрекаются от заповедей. Живут, как Бог на душу… но нет, не Бог – на душу положит. Это неправильная пословица. Живут, как вот мир им заповедывает: в злобе, в неправде, в нечистоте. А бывают еще и слабые, которые поддаются искушениям. А бывают, которые в плен совсем сдаются врагу рода человеческого. Тот крутит ими всю жизнь. Так вот Церковь за всех предлагает нам помолиться: и за праведных, и за грешных. И за добрых воинов Христа Бога нашего, и, наверное, за тех, к кому мы и сами себя относим – трусливым и слабым воинам, которые плохо служат своему Господину Иисусу Христу и легко сдаются на уловки врага рода человеческого. Давайте о всех помолимся. Это залог того, что и за нас потом кто-то помолится, когда придет время. Помолимся о всех.

Молитесь! Молитесь о своих родных и близких, которых вы помните. Молитесь о своих соседях, особенно если вы с ними ругались или ссорились. Обязательно за них сейчас молитесь. Молитесь за них. Молитесь и о тех, о ком некому помолиться. Молитесь о тех, кто неведом нам, но Богу ведом. Все усопшие нуждаются в нашей молитве. Совершим же сию молитву, заповеданную нам в сегодняшний день совершать Святой Церковью. Аминь.

2 ноября 2019 года

            Богослужебный Устав Православной Церкви предусматривает чтение Псалтири. Для удобства чтения Псалтирь делится на 20 частей – «Кафизм», то есть групп псалмов, разделенных на части: «Славы».

            «Кафизма» в переводе с греческого языка означает «сидение», что указывает на благословение сидеть во время чтения кафизм. Для этого в нашем соборе предусмотрены скамьи.

            Преподобный Серафим Саровский говорил: «Лучше ты будешь сидеть и думать о Боге, чем стоять и думать о ногах».

            Учитывая, что богослужения, особенно во время постов, довольно продолжительны, разумно будет для молящихся присаживаться на скамьи во время чтения кафизм.