Приходской листок Троицкого собора, 07 (1120) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. 

(1-е Послание к Тимофею, 4 глава, ст. 9-15) 

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он; но не мог за народом, потому что мал был ростом. И, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его; потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел, и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. 

(Евангелие от Луки, 19 глава, ст. 1-10) 

Слово в Неделю о Закхее. 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Наш путь веры в жизни – это обоюдное движение Бога к человеку, а человека к Богу.  

Мы слышим и говорим о том, что Сын Человеческий, то есть Господь Иисус Христос, пришел в мир, чтобы спасти погибших. Мы понимаем, что гибель происходит внутри нашего сердца, внутри нашей жизни, внутри нашей души. И что душа наша гибнет, когда ее захлестывает зло, или неправда, или какая-то нечистота. И сами мы от своих собственных недостатков самостоятельно спастись не можем. Для этого в мир и пришел Сын Божий Господь Иисус Христос. Но Он нас не без нашей воли спасает. То есть если человек не имеет желания спасаться, не хочет идти к Богу, Бог насильно его не спасает, не берет его, образно говоря, за шиворот и не тащит в Царство Небесное, если он, человек, этого не хочет.  

Но странно: мы сами в себе наблюдаем странную вещь. С одной стороны, мы желаем своего спасения, но, сами себя оправдывая, говорим: «Ну не получается у нас! Все жизненные обстоятельства нам мешают». То есть мы так себя оправдываем. Вот нам в воскресный день в храм надо идти, знаем, что положено, но находится тысяча обстоятельств, почему мы не можем пойти, и все они оказываются важными. И мы сами себя оправдываем, и не преодолеваем этих обстоятельств, и не идем в храм.  

Вот мы знаем, что надо хотя бы кратко, хотя бы «Отче наш», «Верую» прочесть утром, вечером, хотя бы молитву «Богородице Дево, радуйся». Знаем! Но оправдываем себя: «Вот, не выспались, не успели встать, надо срочно делать какие-то дела другие. Вот такие обстоятельства, вот голова кружится, вот ноги заболели…» Все находим причины, оправдываем себя и не делаем, то есть мы не двигаемся к Господу. Господь к нам пришел, нам руку протягивает, а мы в ответ не предпринимаем каких-либо усилий. Да ладно не предпринимаем – мы ведь постоянно сами себя успокаиваем и говорим, что вроде так и нужно.  

Вот нас обидели, и мы затаили обиду. Надо бы простить. Знаем, что надо простить. Но тут же сами начинаем себе говорить: «Да это не полезно для него, чтобы я его простил. Да надо показать ему, что он виноват, чтобы он осознал и больше этого не делал». И не прощаем. И сами погружаемся в злобу. И при этом, что, двигаемся мы к Богу? Нет, не двигаемся. И каждый раз тысячу находим себе, тысячу оправданий.  

Сейчас мы с вами услышали Святое Евангелие, которое буквально камня на камне не оставляет от наших с вами глупых оправданий, почему мы не можем двигаться к Богу. И все наши причины пусты. Если мы внимательно умом своим вслушаемся, Евангелие дает нам понять: человек, от тебя зависит, преодолеешь ли ты все препятствия и все так называемые препоны, которые перед тобой встают, чтобы ты двигался к Богу, или нет. Нет таких препятствий, нет таких препон, нет таких жизненных обстоятельств, которые человек не преодолел бы, если он желает быть вместе с Богом. Вот о чем сегодняшнее Евангелие (Лк. 19, 1–10), которое только что мы услышали. О чем же оно повествует? 

Иисус Христос входит в город Иерихон. Его встречает большое количество народа. А в этом городе жил человек, который имел большую должность государственную. Он был начальником мытарей, то есть главным по сбору налогов, главным фининспектором.  

Но, скажем прямо, и тогда, и сейчас мало кто любил людей с такой должностью. Кто любит, когда в твой карман залазят и говорят: «А ну давай плати налог, иначе тебя в тюрьму посадим»? – Никому не нравится. А еще такой момент: этот начальник мытарей деньги-то собирал не на благо своего народа еврейского, а он служил у римлян, и эти сборы все делал в пользу оккупантов римских, которые захватили Израиль и Иудею. 

И вот в глазах всех людей этот человек кто? Ну, во-первых, ворюга. Разве мы по-другому говорим даже сейчас? Вспомните свои разговоры на кухнях и в автобусах, какими мы эпитетами наделяем депутатов, правительство? Что мы о них говорим? Говорим, хотя бы раз, о них что-нибудь хорошее? Все у нас для них находится, все эпитеты. Ну, так же было и раньше. 

И вот в глазах всего народа этот человек, во-первых, был отъявленный вор, потому что он брал, значит, эти налоги, но и себя, естественно, не забывал, свой карман. А во-вторых, служил римлянам – предатель еврейского народа.  

Еще к тому же был повод над ним посмеяться вдоволь. Этот Закхей был маленького роста. Маленького роста, как дите ростом. Вот, пожалуйста, казалось бы, полная ущербность с точки зрения человека. А что дальше происходит? 

А дальше мы в Евангелии слышим, что этот самый Закхей очень хотел увидеть Господа Иисуса Христа. Так хотел увидеть, но огромное количество народу вышло Христа встретить, и ему никак невозможно было это сделать. И что же он делает? – Он забегает вперед по пути следования Спасителя, куда Он идет, и забирается на дерево. Солидный человек, как мальчишка, забирается на дерево. Для чего? – Чтобы увидеть Иисуса Христа (см. Лк. 19, 1–4). 

Вопрос: преодолел Закхей все препятствия? Свою гордость; то, что его не любят, то, что его ненавидят; то, что стыдно взрослому человеку, да еще такому, при таких должностях, по деревьям лазить, как будто кошка какая. Преодолел он все это? – Преодолел. Сумел это сделать? – Сумел. А почему? Причина одна: он хотел видеть Иисуса Христа. Реально хотел. Не рассуждал о том, что «я хочу, чтобы мне увидеть Христа». Не размышлял: «А вот неплохо бы как-нибудь Христа увидеть». Нет, он предпринял действие.  

Вот, братья и сестры, какой евангельский урок для нас. Мы порой рассуждаем, как бы хорошо жить по-христиански, как хорошо любить друг друга, как хорошо помогать друг другу, как хорошо поститься, как хорошо молиться. Рассуждаем своим языком, а действий-то никаких не предпринимаем. А почему не предпринимаем? А потому что очень часто думаем: «А что нам делать-то? Мы все равно грешные. Ну постараемся мы, а толку-то? Куда нам до Господа?» А вот тут-то огромная ошибка.  

Помните, читается послание Иоанна Златоуста в ночь Святой Пасхи, и там есть такие слова, что «Бог даже намерение целует». Вот если у нас настоящее намерение, то Господь всегда наше намерение, желание благословит, если это не пустые разглагольствования. 

И вот Закхей всего-то хотел увидеть Иисуса Христа. А Христос увидел его и, обращаясь к нему по имени – ведь Бог всех нас знает, – говорит: «Закхей, слазь быстрей, Мне нужно к тебе в дом зайти» (см. Лк., 19, 5). 

Представляете, он только увидеть хотел, а Христос идет к нему в дом! Он с радостью слазит, ведет Иисуса Христа в свой дом. Счастье для человека! (см. Лк., 19, 6–10). Вот так и для нашей души будет счастье, если мы предпримем какие-то усилия для того, чтобы Христос был с нами. А эти усилия нам Церковь предлагает. Образно святые отцы говорят, что Закхей – это символ нашего маленького духовного роста. Мы все с вами, ну что, – духовные карлики, дети такие маленькие. Сами по себе подняться, чтоб Христа увидеть, мы не можем. Надо на дерево залазить. Что это за дерево? – Церковь Христова. Церковь! Вот если потрудиться и, как по веткам дерева, по установлениям Церкви нам подниматься – через труды молитвенные, через соблюдение заповедей Божиих, а наипаче через деятельное покаяние, когда мы своими конкретными поступками будем исправлять свои собственные грехи, спасение придет в дом души нашей, и Сам Спаситель Господь Иисус Христос будет пребывать в жизни нашей, в душе нашей. Ему же слава во веки веков. Аминь. 

2 февраля 2020 года 

Памятка родителям-прихожанам  

Троицкого собора г. Подольска 

о подготовке детей ко Святому Причастию 

Ребенку необходима помощь в его сознательном вхождении в жизнь Церкви Христовой. 

Мы учимся веровать, надеяться и любить на протяжении всего своего жизненного пути. 

Очень важно привить юному христианину любовь к молитве, Священному Писанию, церковным правилам и богослужению, так как это именно тот фундамент, на котором строится все здание христианской нравственности. 

Причастие Святых Тайн Христовых является непостижимым для разума действием любви Божией, без которой невозможно духовная жизнь 

Залогом благоговейного отношения к этому Таинству является семейная атмосфера, в которой совершается подготовка к Его приятию. 

Родителем было бы полезно следовать предлагаемым советам: 

1.  Молитвы утренние и вечерние лучше совершать вместе с ребенком, причем свое взрослое правило (правилом называется определенное количество молитв, которыми ежедневно молится человек) можно прочитать отдельно. 

2.  Детское молитвенное правило должно быть посильным для ребенка и устанавливать его следует по совету священника. 

Например: 

* до 4 лет: 

• утро: «Во Имя Отца, и Сына, И святого Духа», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»» и молитва Ангелу-Хранителю: 

* от 4 до 6 лет уместно добавить молитву о родителях и родных и близких. 

* от 6 до 8 лет прибавить в правило «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш». 

* от8 до 10 лет прибавить: 

• в утреннее правило – «Символ веры», «Воставше от сна…», «Слава: От одра и сна…», «И ныне: Внезапно Судия…»; 

• в вечернее правило – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава…», «И ныне…»; 

• во время Великого поста – «Господи и Владыка живота моего…». 

* после 10 лет можно постепенно увеличивать детское правило, прибавляя по 1-2 молитвы из общего правила; 

* начиная с 12-14 лет, при подготовке к причастию можно прибавлять чтение канона ко Святому Причастию (утром), причем количество молитв лучше увеличивать постепенно. 

Данная рекомендация является условной и не имеет характера жесткого предписания. Цель – постепенно приучить ребенка к молитве, чтобы это стало его потребностью. 

3.  Важный момент подготовки ко Святому Причастию – исповедь. Желательно в течение недели перед отходом ко сну напоминать ребенку о том, что он в воскресенье пойдет исповедоваться и причащаться, и помочь ему осознать свои грехи, чтобы покаяться. Для этого можно предложить ему подумать – о чем он в связи с услышанным будет говорить на исповеди. 

4.  Детский пост – это в первую очередь осознание ребенком необходимости добровольного самоограничения в развлечениях и пище. Пост не должен вызывать протест. В тех семьях, где поститься вся семья (не только в пище, но и в образе жизни), проблемы не возникает.  

До 7 лет, как правило, дети могут употреблять скоромную пищу, но следует ограничивать себя в лакомствах. 

После 7 лет – однодневный  (двухдневный или трехдневный) пост в пище перед Святым Причастием, как правило, не представляет проблем. 

С 12-14 лет молодой христианин вполне может соблюдать как многодневные посты, так и однодневные. Дети, имеющие заболевания, питаются по той диете, которую предписывает врач. 

С 4 лет (можно и раньше) дети приступают ко Святому Причастию натощак. 

Правильно поступают те родители, которые перед тем, как причастить младенца, сами молятся так, как если бы причащались они. 

5.  Детям следует знать, что в храм Божий следует приходить в опрятной, приличной святому месту одежде. Одежда не должна быть вызывающей. Не следует надевать спортивную одежду. Длина юбок, платьев и рукавов не должна быть короткой. 

6.  Воскресным утром необходимо прийти в храм не позднее 9:30, пройти в главный придел и встать перед иконостасом с левой стороны, где будет совершаться Таинство Исповеди для детей. (Опоздавшие, без уважительной причины, отроки на исповедь для взрослых не допускаются). 

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают поясной поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх девой), чинно, не теснясь, они подходят ко святой Чаше. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста (рот), принимает Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь отирают причастнику уста платом, после чего он целует край Святой Чаши и отходит к столику, где принимает запивку (теплоту). 

После принятия теплоты причастники их храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения.