Приходской листок Троицкого собора, 08 (1121) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. 

(2 Послание к Тимофею, 3 глава, ст. 10-15) 

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. 

(Евангелие от Луки, 18 глава, ст. 10-14) 

Слово в Неделю о мытаре и фарисее. 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Через три недели начинается Святой и Великий пост. И Церковь Христова подготавливает нас к этому спасительному времени. Почему нам нужна эта подготовка? Чтобы мы очень хорошо осознали, для чего нужен пост в духовной жизни человека. И главное – чтобы мы осознали, как нам надо проводить этот пост, что мы должны во время него сделать. И вот чтоб у нас было время задуматься, подготовиться как следует, Святая Церковь уже за три недели начинает нам говорить о духовном смысле поста.  

Пост имеет составные части свои. С одной стороны, мы имеем воздержание духовное и телесное, а с другой стороны – без молитвы пост бессмыслен. Только в сочетании с молитвой пост дает свои плоды.  

И вот сегодня Святая Церковь предложила нам услышать притчу, образный рассказ, который рассказал Сам Спаситель мира Господь Иисус Христос. Притча очень простая и понятная. Казалось бы, и не требует особых объяснений и толкований. Однако, спустя две тысячи лет, как была рассказана эта притча Господом нашим, надо, наверное, пояснить хотя бы, кто такие участники этой притчи, этого рассказа.  

А там говорится о двух людях: фарисее и мытаре.  

Кто такие фарисеи были во время Господа Иисуса Христа? Это люди, очень уважаемые в народе, потому что они хорошо знали Закон Божий, лучше всех. И стремились его исполнять. Причем они исполняли Закон Божий, показывая пример другим людям. Но, удивительное дело, Господь Иисус Христос во время Своей проповеди не разделял всеобщего преклонения людей перед фарисеями, а, наоборот, их обличал очень часто. За что? За то, что они, прекрасно зная внешний смысл Закона Божия, исполняли его не для своей души и своего спасения, а исполняли его напоказ, демонстративно, чтобы люди видели и хвалили их. И находили удовольствие фарисеи в том, что люди их выделяли, звали к себе, приветствовали их, давали им лучшие места. Издалека уже взывали к ним: «Учитель! Учитель!» И им это очень нравилось. 

А кто такие были мытари? Мытарь – это человек, который собирал налоги в древнем Израиле. Однако нам надо помнить, что в то время Израиль находился под оккупацией, он был завоеван Римской империей. А римляне, завоевывая другие народы, в общем не меняли их образа жизни. Даже оставляли им своих правителей. Разрешали этим правителям царями именоваться – вот царь Ирод такой был. Он фактически находился под властью императора Августа. А римлянам что нужно было, главное, с покоренных народов? Они собирали с них деньги, подати. Плати исправно подать и какому хочешь богу молись, какую хочешь форму управления имей. И вот сами-то римляне, если можно так сказать, не пачкались: они не собирали налоги. Они из местного населения находили пригодных к этому людей и им поручали это дело. И вот эти сборщики податей в пользу Рима именовались мытарями. Конечно, все люди на них смотрели, с одной стороны, с опаской – какой налог он с тебя спросит, а с другой стороны, с презрением. Потому что в глазах всего народа они были предатели, прислужники, служили римлянам; а кроме всего прочего, еще, как это бывает в жизни, нечисты на руку. Не только для римлян брали налог, но и себе в карман для своего обогащения. И поэтому, в отличие от фарисеев, к которым народ относился с восторгом, мытарей не любили, хотя побаивались, но в спину могли плюнуть и какое-нибудь нехорошее слово сказать.  

Итак, Иисус Христос рассказывает притчу, простой рассказ. «Два человека пришли в церковь помолиться. Один был фарисей, а другой мытарь. Фарисей прошел вперед, – говорит Иисус Христос, – и стал молиться так: “Боже, благодарю Тебя, что я не такой, как другие люди: хищники, обманщики, прелюбодеи. А я пощусь, субботу соблюдаю, десятину даю…”» (см. Лк. 18, 10–12). 

Вот, дорогие братья и сестры, вслушаемся: что здесь от молитвы? Молится этот человек или собой любуется? Это можно назвать обращением к Богу? Это похвальба человеческая. 

А дальше Иисус Христос рассказывает: «А мытарь боялся даже в храм пройти. Стоял у входа. Не мог глаз своих поднять на небо. И бил себя в грудь, и говорил: “Боже, милостив буди мне, грешному!”» (см. Лк. 18, 13). 

Видите разницу? И что дальше говорит Господь Иисус Христос?  

«Говорю вам, что этот мытарь вышел из храма более оправданный, нежели фарисей. Потому что кто себя возносит, тот смирен будет, а кто себя смиряет – вознесен будет» (см. Лк. 18, 14). 

Вот, дорогие братья и сестры, какое назидание о молитве дает нам Церковь в преддверии поста. И показывает нам, как мы должны молиться, с каким чувством. Эта притча учит нас тому, что называется в Церкви смирением. Смирение – это удивительная добродетель, которую очень трудно получить. К ней надо стремиться. Чаще всего наше смирение бывает ложным. Мы легко научились, что надо говорить: «Я грешный». И легко о себе говорим: «Да, я грешный». Но только мы это говорим без внутреннего осознания. Вот стоит нам услышать, что кто-то о нас скажет: «Да он – грешник! Он обманщик, он льстец…» – как услышим, что про нас кто-то другой сказал так – все, наше смирение исчезает, мы вне себя, мы хотим доказать, что мы не такие – мы хорошие. Мы начинаем оправдываться. Мы начинаем на того человека, кто о нас так сказал, в ответ говорить: «Да посмотрите на него, какой он, да он в сто раз хуже!» Где тут наше смирение? 

Очень эта добродетель важная для спасения, но трудно приобретаемая. Ибо смирение – это когда человек реально видит свой духовный рост; реально понимает цену своим, так называемым добродетелям; осознает, что ни молиться он толком не умеет, ни добрых дел не умеет совершать, да заповедей и то не знает. И когда человек это все хорошо понимает, вот тогда у него и получается – из души идет молитва, которой молился мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Не на себя человек надеется смиренный, не на свои силы – на Бога надеется, на милость Божию надеется. Вот с какими чувствами мы с вами должны готовиться к посту. Уповая на Божию милость, чтобы Господь открыл нам наши духовные глаза и помог исправиться.  

Чем фарисей был плох? Он ведь всем хорош был. Он все дела совершал, которые необходимо. Вот даже вчера за службой Церковь нас призывала и говорила: «Фарисеевы добродетели потщимся подражати». То есть дела-то не плохие, хорошие. А вот внутреннего осознания, благодаря Кому ты делаешь эти дела, у него не было. А была гордыня, да еще осуждение других людей. «Благодарю Тебя, что я не такой, как они». 

Вот во время поста нам как раз надо научиться избегать этого фарисейского осуждения. Не смотреть на других людей и не их осуждать, какие они, а взглянуть в свое сердце.  

Три недели дает нам Церковь на то, чтобы поразмыслить, как мы будем смиряться. Дает нам прекрасный пример, рассказанный Самим Господом нашим Иисусом Христом. Вложим же в свой разум и в свое сердце сию замечательную притчу. Будем готовиться к Великому посту. Будем просить у Господа Бога дара смирения. Чтобы нам чистым сердцем, сокрушенным духом взывать ко Господу: «Боже, милостив буди нам, грешным!» Аминь. 

21 февраля 2016 года 

Благоверный князь Всеволод Псковский. 

Память 11 (24) февраля.