Приходской листок Троицкого собора, 13 (1126) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

«В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся». Кому когда из Ангелов сказал Бог: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние: то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него. 

(Послание к Евреям 1 глава, ст. 10 – 2 глава, ст. 3) 

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он уже в доме. Тотчас собрались многие, так, что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи»? или сказать: «встань, возьми постель твою и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел пред всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали. 

(Евангелие от Марка, 2 глава, ст. 1-12.) 
 

Слово в Неделю 2-ю Великого поста. 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Какое богатство духовное содержится в Слове Божием – Святом Евангелии! Сколько бы мы ни читали одни и те же тексты, каждый раз это священное Слово Божие доносит до нас все новые и новые духовные смыслы.  

Каждый человек, который открывает свое сердце к восприятию обращения Самого Бога, ощущает, что это Сам Бог обращается к нам, Бог нам хочет нечто сказать. Как мы узнаем, услышим голос Божий? Вот, через Святое Евангелие мы слышим обращенный лично к нам голос Божий. Вот почему очень важно читать Святое Евангелие, важно слышать Святое Евангелие. Именно поэтому за Божественной литургией провозвещается Слово Божие.  

Во вторую неделю Великого поста, в этот воскресный день, сейчас, когда мы собрались с вами на молитву, нам Святая Церковь предлагает совместно поразмыслить и извлечь для себя важный урок из того евангельского повествования, которое только что мы слышали, о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос (см. Мк. 2, 1–12). 

Христос проповедовал в доме, в небольшом помещении, где было столько народу, желающего Его услышать, что войти туда было невозможно. А Господь исцелял больных. И один человек страдал параличом, был расслаблен (по-славянски «расслабленный» значит «парализованный»), не мог двигаться. И что делают его друзья? Они берут носилки, на этих носилках приносят этого больного к дому, где был Иисус Христос, но зайти не могут, чтобы туда расслабленного этого внести. Что они делают?  

Они забираются на крышу. На Востоке крыши укрывались такими блоками из соломы. Они разбирают крышу, так, чтобы могли пройти носилки, и, привязав носилки веревками, спускают с крыши их вниз, прямо к ногам Господа Иисуса Христа (см. Мк. 2, 1–4). 

Смотрите, какая энергия, какая находчивость, какое стремление к тому, чтобы этого больного доставить к Иисусу Христу! 

И Христос увидел их веру. Как в Евангелии сказано: «Господь, видя их веру…» (см. Мк. 2, 5). Видите, вера у них проявилась в действиях, в необычных, можно сказать, действиях. И Господь, видя веру их – тех, которые принесли этого больного расслабленного, говорит ему: «Чадо, прощаются тебе грехи твои».  

Обратим внимание, запомним это. Христос говорит о прощении грехов. Хотя принесли больного-то, казалось бы, для другого – чтобы Господь его исцелил. А Господь ему говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои».  

Тогда некоторые законники стали рассуждать между собой: «А как это так? Только Бог может прощать грехи». Ну, конечно же, они не видели в Иисусе Христе Сына Божия. Они были духовно слепы. Господь услышал, что они между собой рассуждают, и говорит: «Да, это, конечно, так. Только Бог может прощать грехи. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, что вам кажется, что проще? Сказать: “прощаются тебе грехи твои” или “встань и ходи”?» И говорит этому расслабленному: «Встань и ходи». И происходит чудо. Человек встает и начинает ходить (см. Мк. 2, 6–12). 

Иисус Христос, Богочеловек, истинный Бог, Который имеет власть прощать грехи, исцеляет одновременно и душу этого человека, очищая ее от грехов, ибо грех есть причина всех болезней, и физическую болезнь. Парализованного делает нормальным человеком. 

Так что же, какой духовный урок мы извлечем из этого евангельского повествования? Что это значит для нас в нашей жизни? 

Сейчас – время Поста. Что мы в посту делаем? Мы каемся в грехах, чтобы Господь простил нам наши грехи. Во-первых, мы узнаем из этого Евангелия совершенно точно, что Иисус Христос имеет власть и право прощать грехи. Значит, мы точно должны знать, к Кому нам надо обращаться, Кто может помочь нашей душе очиститься от зла. Никто, кроме Бога, Господа Иисуса Христа, не сможет нам помочь в наших духовных бедствиях, никакой советчик, никакой учитель, никакой психотерапевт, никакой наставник, никакой тренер – никто. Только Господь Иисус Христос. Это первое, важное, главное. 

Но мы знаем и другое, что в принципе-то мы понимаем, что Христос прощает нам грехи. Только мы-то как-то не очень к Нему идем. Вот даже проанализировать две недели прошедшего Поста: намного ли мы продвинулись по пути совершенствования, много ли мы в себе страстей победили, много ли мы своих недостатков исправили? Сильно ли мы изменились? Да такое впечатление, что наша душа действительно как парализованная. Умом понимаем, что надо бы двигаться к Господу. Умом понимаем, что надо бы душу очищать, а застыли. Ни рукой, ни ногой в духовном плане не можем двинуть. Да и не в духовном плане. Ноги в храм не идут, находятся другие причины. Руку ко лбу поднести трудно лоб перекрестить, а уж поклон земной сделать вообще спина отваливается, конечно. Ну и множество других причин. Якобы. То есть мы констатируем факт, что реально мы духовно расслабленны, то есть духовно парализованы. Это правда.  

Так что же мы узнаем из Евангелия, очень важное? Кто помог этому расслабленному? Четыре товарища взяли и принесли его. Да как потрудились! Подняли на крышу, разобрали эту крышу, привязали веревки, спустили. Смотрите, сколько труда сделали! А у нас есть ли такие товарищи, которые нам бы помогли, нашей расслабленной душе? Несомненно, есть. Это же вся Церковь. Это же святые, которые о нас молятся. Это же Ангелы и Архангелы. Это же Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица. Нас, расслабленных, Святая Церковь буквально на носилках несет ко Христу. Мы не идем, а она нас несет. Вот счастье-то какое, братья и сестры, для нашего с вами спасения! Мы имеем таких друзей, каких имел этот расслабленный. Эти друзья – наша Святая Церковь. Церковь ведь объединяет и тех, кто живет сейчас, воинствует против страстей и грехов, и тех, кто торжествует на небе и молится за нас. И мы едины.  

Вот это второй евангельский урок. Он дает нам надежду на наше спасение. То, что мы не можем сделать сами, то есть достойно провести этот постный подвиг, за нас совершает вся Церковь. Главное что? Быть в единстве с этой Церковью, не отказываться от ее помощи, принимать эту помощь. Вот если бы этот расслабленный буйный был и кричал бы: «Не несите меня к Христу! Не хочу Его видеть! Не надо мне этого! Куда вы меня на крышу потащили? Чего это вы здесь со мной делаете? Зачем это вы меня спускаете? Сейчас уроните, разобьюсь!» – вот такой бы был расслабленный, что бы было? Совершилось бы чудо? Нет. А здесь вера была и у его товарищей, и у него самого.  

А мы-то порой недовольствуем на Церковь. «Что это за порядки такие? Зачем эти посты? Да зачем эти поклоны? Да зачем эти молитвы? Да зачем это иконы целовать? Вот еще что придумали». Вот что с нами-то происходит. Вот еще евангельский урок.  

Коли уж нам Церковь помогает и несет нас ко Христу, буквально на руках, будем радоваться этому и Бога благодарить, ибо Господь сделает нас духовно здоровыми. Господь через Свою Церковь простит нам наши грехи. А Господь, прощая нам грехи, не только исцеляет нашу душу, но если это нам полезно, то исцеляет и наше физическое состояние.  

Дорогие братья и сестры, видя, какое чудо совершил Господь Иисус Христос, люди прославили Господа Бога и говорили: «Никогда еще мы такого не видали в Израиле». Так и мы с вами, собравшись ныне в храме Божием, услышав это святое евангельское повествование, вложим его в свое сердце и восхвалим Бога, Который так заботится о нас, Который стремится, чтобы мы не погибли, Который желает нас исцелить, очистить, Который восставляет нас от нашего расслабления. Вознесем Ему хвалу, спасающему нас. Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу слава во веки веков! Аминь.  

15 марта 2020 года 
 

Богослужебный Устав Православной Церкви предусматривает чтение Псалтири. Для удобства чтения Псалтирь делится на 20 частей – «Кафизм», то есть групп псалмов, разделенных на части: «Славы». 

«Кафизма» в переводе с греческого языка означает «сидение», что указывает на благословение сидеть во время чтения кафизм. Для этого в нашем соборе предусмотрены скамьи. 

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Лучше ты будешь сидеть и думать о Боге, чем стоять и думать о ногах». 

Учитывая, что богослужения, особенно во время постов, довольно продолжительны, разумно будет для молящихся присаживаться на скамьи во время чтения кафизм. 



 

Свеча – это зримый образ молитвы человека. Свеча, возжигаемая перед иконой, означает горение нашего сердца в вере. И когда мы зажигаем свечу, мы тем самым изображаем желание иметь в своём сердце веру.  

Свеча в храме не имеет цены – беря свечу, Вы совершаете жертву. Свеча – это символ, знак нашей жертвы Господу Богу.  

Ставя свечи и возжигая их в храме, мы просим у Господа Бога помощи, чтобы наша жизнь была угодной Богу, чтобы мы жили в добре, чтобы мы не совершали грехов. Свеча, сгорая сама, даёт свет и тепло, так и мы, не жалея себя, должны давать людям свет и тепло любви. 

Приобретая свечи в храме, мы совершаем жертву на храм Божий. 

Пожертвования, которые собираются при храме Божием, идут на реставрацию храма, на его содержание, обновление живописи, на поддержание чистоты, на устройство приходской благотворительности, на дела милосердия, на содержание православной воскресной школы для детей и взрослых и Троицкой гимназии, на различные хозяйственные нужды, на содержание хора – иными словами на всё то, что необходимо для нормальной церковной жизни. 

Когда же человек покупает свечи где-то на стороне, у каких-то посторонних людей или в магазине, прельстясь их ценой, он сам, вероятно, не осознаёт что делает. Он этим поддерживает бизнес продающих. Свеча горит, но не приносит духовной пользы этому человеку, только храм коптит! 

В Священном Писании говорится о приносивших чуждый огонь к жертвеннику и их наказании Господом, поэтому приносить и возжигать в храме свечи, не приобретённые в храме Божием, является грехом. Кто хочет, может их жечь дома для своего удовольствия.