Приходской листок Троицкого собора, 14 (1127) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающимся; потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»; как и в другом месте говорит: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». 

(Послание к Евреям, 4 гл. 14 ст. - 5 гл. 6 ст.) 

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. 

(Евангелие от Марка, 8 глава 34 ст. - 9 глава 1 ст.) 

Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную.  

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Когда Бог создал человека по образу Своему и подобию, Он поселил его в райском саду. Этот сад, именуемый в Священном Писании садом Эдемским, был тем местом, где человек мог общаться с Богом. Человек был счастлив и имел все возможности для прекрасной жизни – такой, какой мы себе даже и представить не можем. Потому что – что такое райская жизнь? Даже святые апостолы, вдохновленные Духом Святым, которых Дух восхищал до третьего неба, говорили о том, что никакой человеческий ум, никакое человеческое чувство не может описать то, что приготовил Господь любящим Его (см. 1Кор. 2, 9; 2Кор. 12, 2–4). 

Любящим – обратим внимание на это слово! Рай – это место, где любовь царствовала. Любовь царствовала до тех пор, пока это царство любви не было разрушено. А кто же его разрушил? А разрушил его сам человек. Потому что любовь может быть только свободной. Нельзя человека связать и сказать: «Люби меня». Нельзя насильно никого заставить любить. Это невозможно. И Бог Своему лучшему творению – человеку, в котором есть подобие Его, Бога, Который даровал человеку величайший дар любви, естественно, дает возможность в свободе этим даром любви пользоваться. То есть Бог насильно не заставлял человека жить в раю. И поэтому посреди рая было два дерева.  

Одно дерево именуется в Священном Писании древом жизни. Питаясь от его плодов, первые люди имели источник бессмертия, вечной жизни и радости. Второе дерево именовалась древом познания добра и зла. И Бог разрешил человеку питаться от всего, что было в этом прекрасном райском саду, но только одно запретил, предупредил человека, что если он вкусит от плодов древа познания добра и зла, он умрет. Не то чтобы запретил просто так, не объясняя, почему нельзя, хотя и этого было бы достаточно. Если один любит другого, и тот ему говорит: «Ради меня не делай этого», да ради одной любви можно этого не делать! Но Бог еще объясняет: «Вкусишь – смертью умрешь» (см. Быт. 2, 16–17). Фактически, дерево познания добра и зла – это был ключ, которым можно было открыть выход из рая. Только этот ключ в одну сторону. Из рая можно было выйти, а вот как потом в него войти? И цена этого выхода – предательство любви. Предательство человеком любви Божией. Потому что человек не Богу поверил, а диаволу, который сказал человеку: «Нет, Бог неправду сказал. Ты не умрешь. Ты сам будешь как бог» (см. Быт. 3, 1–5). И вот тут в историю человечества пришел грех – когда человек решил, что он сам, без Бога, бог. Вот это самое страшное, когда человек решает, что ему Бог не нужен, что он сам по себе бог.  

Но это, конечно же, безумие. Сам по себе бог! Взглянем на себя, какие мы сами по себе боги. Но упорно, упорно мы желаем жить по своей воле и не считаться с волей Божией.  

И вот сработала эта уловка. Дерево познания и зла открыло дверь из рая. Человек вышел из рая, потерял богообщение. Случилось то, о чем Бог предупреждал. Потому что Бог источник не только любви. Ведь сама любовь – это жизнь. Потерял человек Бога – он потерял и жизнь. Пришел в мир грех, а с грехом пришла смерть. 

Но посреди рая было и другое древо, которое стало недоступно для Адама и Евы, и их сыновей, и всего человечества, – древо жизни. И вот в мир приходит второй Адам – Господь Иисус Христос. Бог становится человеком. Соединяется в Личности Иисуса Христа Божественное и человеческое, с тем, чтобы исправить то, что натворил Адам. В Своей Личности Иисус Христос Свою человеческую волю подчиняет воле Божией. И с любовью и доверием Человек Иисус предает Себя в волю Отца Своего Небесного.  

Вспомните, как Иисус Христос молился в Гефсимании, понимая, что Ему предстоит, понимая, что весь грех мира окажется на Его плечах, понимая, что все страдания человеческие войдут в Его сердце, понимая, что искупление – это тяжелейший подвиг, который только Богочеловеку возможно поднять. Но и это чем больше Он понимал, тем страшнее Ему было. Вспомните, как Он молился. «Отче, – говорил Он, – если возможно, пусть пройдет мимо Меня чаша сия. Впрочем, – говорил Он, – не как Я хочу, а как Ты. Да будет воля Твоя» (см. Мф. 26, 39). 

И второй Адам – Иисус Христос исправляет то, что сделал первый Адам. Первый Адам потерял рай, Иисус Христос возвращает его, возвращает через Крест.  

Сегодня мы слышали с вами молитвословие канона. По шестой песне мы слышали кондак и икос, который завершается словами о Древе Крестном, и там говорится, что это Древо Крестное вводит нас паки в рай, то есть опять в рай. Вот это как раз второй ключ – на вход в рай. Крест – это ключ для входа в рай. Через совет сатаны человек потерял рай. Через Господа Иисуса Христа и Его Крест человек вновь обретает рай.  

И Святая Церковь в дни Великого поста предлагает нам поклониться Животворящему Кресту Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с тем, чтобы нам освятить свое падшее существо, чтобы нам образумиться и подражать не первому Адаму, который послушался врага рода человеческого, а чтобы нам подражать второму Адаму, Господу Иисусу Христу, Который предал Себя в волю Отца Своего Небесного.  

Поклоняясь Кресту Господа нашего Иисуса Христа, дорогие братья и сестры, будем просить у Него, чтобы нам отвергать все вражьи искушения, чтобы нам с вами войти в радость Господа нашего, войти в тот рай, который Он предложил нам с вами, который он открыл Своим Крестом.  

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!  

21 марта 2020 года 

Памятка родителям-прихожанам  

Троицкого собора г. Подольска 

о подготовке детей ко Святому Причастию 

Ребенку необходима помощь в его сознательном вхождении в жизнь Церкви Христовой. 

Мы учимся веровать, надеяться и любить на протяжении всего своего жизненного пути. 

Очень важно привить юному христианину любовь к молитве, Священному Писанию, церковным правилам и богослужению, так как это именно тот фундамент, на котором строится все здание христианской нравственности. 

Причастие Святых Тайн Христовых является непостижимым для разума действием любви Божией, без которой невозможно духовная жизнь 

Залогом благоговейного отношения к этому Таинству является семейная атмосфера, в которой совершается подготовка к Его приятию. 

Родителем было бы полезно следовать предлагаемым советам: 

1.  Молитвы утренние и вечерние лучше совершать вместе с ребенком, причем свое взрослое правило (правилом называется определенное количество молитв, которыми ежедневно молится человек) можно прочитать отдельно. 

2.  Детское молитвенное правило должно быть посильным для ребенка и устанавливать его следует по совету священника. 

Например: 

* до 4 лет: 

• утро: «Во Имя Отца, и Сына, И святого Духа», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»» и молитва Ангелу-Хранителю: 

* от 4 до 6 лет уместно добавить молитву о родителях и родных и близких. 

* от 6 до 8 лет прибавить в правило «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш». 

* от8 до 10 лет прибавить: 

• в утреннее правило – «Символ веры», «Воставше от сна…», «Слава: От одра и сна…», «И ныне: Внезапно Судия…»; 

• в вечернее правило – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава…», «И ныне…»; 

• во время Великого поста – «Господи и Владыка живота моего…». 

* после 10 лет можно постепенно увеличивать детское правило, прибавляя по 1-2 молитвы из общего правила; 

* начиная с 12-14 лет, при подготовке к причастию можно прибавлять чтение канона ко Святому Причастию (утром), причем количество молитв лучше увеличивать постепенно. 

Данная рекомендация является условной и не имеет характера жесткого предписания. Цель – постепенно приучить ребенка к молитве, чтобы это стало его потребностью. 

3.  Важный момент подготовки ко Святому Причастию – исповедь. Желательно в течение недели перед отходом ко сну напоминать ребенку о том, что он в воскресенье пойдет исповедоваться и причащаться, и помочь ему осознать свои грехи, чтобы покаяться. Для этого можно предложить ему подумать – о чем он в связи с услышанным будет говорить на исповеди. 

4.  Детский пост – это в первую очередь осознание ребенком необходимости добровольного самоограничения в развлечениях и пище. Пост не должен вызывать протест. В тех семьях, где поститься вся семья (не только в пище, но и в образе жизни), проблемы не возникает.  

До 7 лет, как правило, дети могут употреблять скоромную пищу, но следует ограничивать себя в лакомствах. 

После 7 лет – однодневный  (двухдневный или трехдневный) пост в пище перед Святым Причастием, как правило, не представляет проблем. 

С 12-14 лет молодой христианин вполне может соблюдать как многодневные посты, так и однодневные. Дети, имеющие заболевания, питаются по той диете, которую предписывает врач. 

С 4 лет (можно и раньше) дети приступают ко Святому Причастию натощак. 

Правильно поступают те родители, которые перед тем, как причастить младенца, сами молятся так, как если бы причащались они. 

5.  Детям следует знать, что в храм Божий следует приходить в опрятной, приличной святому месту одежде. Одежда не должна быть вызывающей. Не следует надевать спортивную одежду. Длина юбок, платьев и рукавов не должна быть короткой. 

6.  Воскресным утром необходимо прийти в храм не позднее 9:30, пройти в главный придел и встать перед иконостасом с левой стороны, где будет совершаться Таинство Исповеди для детей. (Опоздавшие, без уважительной причины, отроки на исповедь для взрослых не допускаются). 

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают поясной поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх девой), чинно, не теснясь, они подходят ко святой Чаше. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста (рот), принимает Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь отирают причастнику уста платом, после чего он целует край Святой Чаши и отходит к столику, где принимает запивку (теплоту). 

После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения.