Приходской листок Троицкого собора, 20 (1133) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере. 

(Деяния Апостолов, 6 глава, ст. 1-7) 

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его: давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы, Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца. И говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален, а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищите Назарянина, распятого; Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. 

(Евангелие от Марка, 15 глава, ст. 43 – 16 глава, ст. 8) 
 

Слово в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц. 

Прот. Александра Ганабы 

Христос воскресе! 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Как примеры явного, истинного и искреннего служения всегда являются герои – люди, взирая на которых, хочется подражать их подвигам. Это касается не только Церкви, это касается не только церковной жизни, это касается и жизни общественной, и истории военной. Всегда есть люди, которые совершают такие поступки, что, сравнивая себя с ними, думаешь: ну куда мне, кто я такой. 

Но Церковь создана, чтобы всех нас звать ко спасению. И она тоже нам показывает такие примеры. Например, показывает нам мучеников. И тот, кто читал не сокращенные жития святых мучеников, просто поражается нечеловеческому мужеству этих людей. Какие физические мучения они терпели, какие жуткие издевательства над ними придумывали, как измывались, чтобы они отреклись от веры! А они не отрекались. 

Так почитаешь и подумаешь: «Куда с такими сильными духом людьми мне сравниться? Если вот это высшая планка веры, то какой же тогда из меня верующий? Я вон к зубному врачу боюсь идти, боль потерпеть хотя бы немножко». И так иногда становится грустно… С одной стороны, образ подвижника, который стоит на камне в лесу один тысяча дней и молится, – вот это сила веры, вот это сила духа, вот это гигант духовной жизни. А с другой стороны, посмотришь на себя: тут не тысячу дней – тут тысячу секунд не удержаться в молитве. И подумаешь: «Ну какой же я вообще пустой, получается, и негодный. Значит, я не гожусь для веры?» 

А действительно, если так задуматься: что же, Господь задал такую высочайшую планку для нашей веры, что когда мы рассматриваем высочайшие примеры героев веры, то оказываемся совсем какими-то мелкими и ничтожными, негодными? Так что же, мы не достойны спасения? 

На самом деле все не так. Спасение Господь принес не только героям веры, и не только мученикам, и не только подвижникам. Спасение Господь принес всем тем, в сердце которых найдется отклик на Его слово, в сердце которых зажжется любовь ко Господу. И пусть она будет очень маленькой и несравнимой с той верой, которая горит в сердцах святых людей – образцовых примеров для нас, но нам, слабым в вере, нам, бессильным в молитве, тоже есть место в Царстве Божием. И это место ничем не хуже, чем то, которое Господь уготовал для тех, которые перенесли большие подвиги. Господь говорит: «У Моего Отца обителей много» (см. Ин., 14, 2). 

И вот сегодняшний праздник дает нам как раз большое утешение. Ведь кого Церковь прославляет в сегодняшний день? Давайте возьмем пример. Сегодня говорится об Иосифе и Никодиме. Можно ли их называть подвижниками веры?  

Один был знатный и богатый человек. А другой был член духовного учреждения, суда – синедриона. Один – Никодим, об этом нам Евангелие повествует, ночью приходил к Иисусу Христу. Но почему ночью? Так надо сказать по-русски: потому что был трус, боялся, боялся, что узнают, что он приходил ко Христу, и выгонят его из этого синедриона, из этого весьма почетного места, и тепленького, и денежного. Что это, герой веры? Ночью, как вор, пришел, послушал немножко Иисуса Христа, что-то понял, что-то не понял. А когда сам суд был, он что, возвысил свой голос против того, чтобы Христа осудить на смерть? А сегодня нам в пример приводится этот человек.  

Так же, как и другой – богач, который не известен никакими добрыми делами, который, вероятно, очень хорошую жизнь имел, раз сумел себе купить участок буквально рядом с Иерусалимом и еще при жизни для себя там хороший гроб приготовил. Все это очень больших денег стоило. Что это – пример веры? 

Казалось бы – нет, правда? Казалось бы, нет. Это – не пример веры. Один боязливый человек, другой сверхбогатый. Однако именно о них повествуется. Не нашлось в самый страшный момент других людей, которые бы пришли к Пилату и попросили тела Иисуса Христа. Причем богач отдает свой гроб, чтобы там Его погребсти, свой, который для себя самого приготовил. Покупают они вместе огромное количество драгоценного мира, обвивают Иисуса Христа Плащаницею, воздают Ему почести. И они становятся причастниками евангельской истории. И они приводятся в пример уже небоязненной любви к Иисусу Христу. За что их Церковь прославляет? За то, что Никодим боялся? Или за то, что Иосиф был богат? – Нет! Ни за то и ни за другое – за их любовь к Иисусу Христу, которая в конечном итоге превозмогла все. 

Казалось бы, героический это поступок или нет? Надо поразмыслить. Иногда иметь любовь в своем сердце – это высшее геройство. Не всегда у нас это с вами получается. 

И другой пример, пожалуйста, сегодня Церковь тоже нам приводит. Женщины, которые издалека подсмотрели, как Иосиф с Никодимом погребли Иисуса Христа, а потом тоже, несмотря на то, что видели, что весь обряд соблюден: и помазание было, и Плащаница, и все, что нужно, – все равно идут тайком ночью ко Гробу. Идут.  

Кого нам ставят в пример? Женщина – в Ветхом Завете это было очень униженное человеческое существо, практически не имеющее никаких прав. Редкие известны герои Ветхого Завета женского пола. А общее положение женщины в Ветхом Завете – никогда, никто бы не хотел быть женщиной из евреев. Даже существует такая молитва у правоверных евреев, в которой они благодарят Бога за то, что Он не сотворил их женщиной. 

А тут в пример кто нам приводится? – Слабые женщины, которые тайком пробираются ко Гробу и не понимают сами, зачем, что они там делать будут. Камнем завален Гроб. И ведь гробы устраивались так, что сам камень имел образ ключа-заклепки. Он такие пазы имел, что закрыть его можно было, а открыть невозможно. Только изнутри если открыть. То есть фактически, уж запечатался, так запечатался. Никто не вскроет, только если изнутри кто двинет этот камень. Ну, казалось бы, есть ум или нет? Пошли, да еще и рассуждают: «Кто нам отвалит камень от двери Гроба?» – Да никто! Потому что это невозможно сделать. А они идут. А они идут, несмотря на это. 

 За то ли их Церковь прославляет, что они логического рассуждения не имели? Несли зачем-то миро… Потому ли она восхваляет их? – Нет, совсем не потому. Что же она восхваляет? – Она восхваляет любовь – ту любовь, которая отметает всю логику, которая отметает все соображения, которая влечет человека и ведет. Это есть любовь Божественная. И эта Божественная любовь горела в сердцах жен-мироносиц и была вознаграждена Господом, потому что они первыми увидели тот самый камень отваленным от Гроба. Значит, было кому изнутри толкнуть этот камень. Бог воскресший толкнул этот камень, и вышел из Гроба, и оставил только одни пелены. И они в этом убедились. И они стали первыми свидетелями Воскресения Христова.  

Какой смысл сегодняшнего праздника? – Смысл сегодняшнего праздника такой. Никто из нас не должен отчаиваться или говорить: «Вот, я слабая женщина. Что я могу? Что я понимаю в вере?» Или: «Я маленький ребенок. Чего еще я понимаю? Ничего еще не знаю. Ничего еще не могу. Ни за что не отвечаю». Или: «Я уже старенький дедушка. У меня уже нога болит, ходить не могу. Чего уже с меня спрашивать?» Нет! Какими бы не были мы слабыми с вами, какими бы не были мы маловерными, какими бы не были мы трусами или боязливыми, или иными какими человеческими недостатками не были бы снабжены – а недостатков у каждого из нас полно, мы все люди, – Господь все равно всех нас призывает и всем нам дарит Свою любовь. И если мы отвечаем своей любовь на Его любовь – вот оно, спасение в Господе. Господь не требует от нас сверхвозможных подвигов. Господь дает каждому из нас крест, который он может вынести. Главное иметь в сердце своем любовь, такую, какую имели и Иосиф, и Никодим, и жены-мироносицы. Вот к чему призывает нас сегодняшний праздник: не отчаиваться, не малодушничать, не считать, что мы недостойны быть членами Царствия Божия. Всех нас Господь любит. Для всех нас Господь пришел, чтобы всех нас с вами спасти. Об этом будем радоваться и просить Его, чтобы Он послал нам этого огненного дара любви в наши сердца, чтобы мы любили друг друга и, научаясь в этой любви, познавали, как нужно любить истинного Бога нашего Господа Иисуса Христа. Ему же слава во веки веков!  

Христос воскресе! 

Воистину воскресе Христос! Аминь.  

12 мая 2019 года 


 

Памятка родителям-прихожанам  

Троицкого собора г. Подольска 

о подготовке детей ко Святому Причастию 

Ребенку необходима помощь в его сознательном вхождении в жизнь Церкви Христовой. 

Мы учимся веровать, надеяться и любить на протяжении всего своего жизненного пути. 

Очень важно привить юному христианину любовь к молитве, Священному Писанию, церковным правилам и богослужению, так как это именно тот фундамент, на котором строится все здание христианской нравственности. 

Причастие Святых Тайн Христовых является непостижимым для разума действием любви Божией, без которой невозможно духовная жизнь 

Залогом благоговейного отношения к этому Таинству является семейная атмосфера, в которой совершается подготовка к Его приятию. 

Родителем было бы полезно следовать предлагаемым советам: 

1.  Молитвы утренние и вечерние лучше совершать вместе с ребенком, причем свое взрослое правило (правилом называется определенное количество молитв, которыми ежедневно молится человек) можно прочитать отдельно. 

2.  Детское молитвенное правило должно быть посильным для ребенка и устанавливать его следует по совету священника. 

Например: 

* до 4 лет: 

• утро: «Во Имя Отца, и Сына, И святого Духа», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»» и молитва Ангелу-Хранителю: 

* от 4 до 6 лет уместно добавить молитву о родителях и родных и близких. 

* от 6 до 8 лет прибавить в правило «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш». 

* от8 до 10 лет прибавить: 

• в утреннее правило – «Символ веры», «Воставше от сна…», «Слава: От одра и сна…», «И ныне: Внезапно Судия…»; 

• в вечернее правило – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава…», «И ныне…»; 

• во время Великого поста – «Господи и Владыка живота моего…». 

* после 10 лет можно постепенно увеличивать детское правило, прибавляя по 1-2 молитвы из общего правила; 

* начиная с 12-14 лет, при подготовке к причастию можно прибавлять чтение канона ко Святому Причастию (утром), причем количество молитв лучше увеличивать постепенно. 

Данная рекомендация является условной и не имеет характера жесткого предписания. Цель – постепенно приучить ребенка к молитве, чтобы это стало его потребностью. 

3.  Важный момент подготовки ко Святому Причастию – исповедь. Желательно в течение недели перед отходом ко сну напоминать ребенку о том, что он в воскресенье пойдет исповедоваться и причащаться, и помочь ему осознать свои грехи, чтобы покаяться. Для этого можно предложить ему подумать – о чем он в связи с услышанным будет говорить на исповеди. 

4.  Детский пост – это в первую очередь осознание ребенком необходимости добровольного самоограничения в развлечениях и пище. Пост не должен вызывать протест. В тех семьях, где поститься вся семья (не только в пище, но и в образе жизни), проблемы не возникает.  

До 7 лет, как правило, дети могут употреблять скоромную пищу, но следует ограничивать себя в лакомствах. 

После 7 лет – однодневный  (двухдневный или трехдневный) пост в пище перед Святым Причастием, как правило, не представляет проблем. 

С 12-14 лет молодой христианин вполне может соблюдать как многодневные посты, так и однодневные. Дети, имеющие заболевания, питаются по той диете, которую предписывает врач. 

С 4 лет (можно и раньше) дети приступают ко Святому Причастию натощак. 

Правильно поступают те родители, которые перед тем, как причастить младенца, сами молятся так, как если бы причащались они. 

5.  Детям следует знать, что в храм Божий следует приходить в опрятной, приличной святому месту одежде. Одежда не должна быть вызывающей. Не следует надевать спортивную одежду. Длина юбок, платьев и рукавов не должна быть короткой. 

6.  Воскресным утром необходимо прийти в храм не позднее 9:30, пройти в главный придел и встать перед иконостасом с левой стороны, где будет совершаться Таинство Исповеди для детей. (Опоздавшие, без уважительной причины, отроки на исповедь для взрослых не допускаются). 

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают поясной поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх девой), чинно, не теснясь, они подходят ко святой Чаше. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста (рот), принимает Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь отирают причастнику уста платом, после чего он целует край Святой Чаши и отходит к столику, где принимает запивку (теплоту). 

После принятия теплоты причастники их храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения.