Приходской листок Троицкого собора, 21 (1134) 2021

Апостольское чтение на литургии 

Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые тотчас и обратились к Господу. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали пред ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее; и, призвав святых и вдовиц, поставил ее пред ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. 

(Деяния святых апостолов, 9 глава, ст. 32-42) 

Евангельское чтение на литургии 

После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-Еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: "возьми постель твою и ходи". Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: "возьми постель твою и ходи"? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус скрылся встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. 

(Евангелие от Иоанна, 5 глава, ст. 1-15) 

Слово в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном.  

Прот. Александра Ганабы 

Христос воскресе! 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Святой апостол Павел сравнивает Слово Божие с мечом обоюдоострым (см. Евр. 4, 12). Обоюдоострый – это меч, у которого лезвие с двух сторон. Это сравнение можно применить при внимательном чтении Слова Божия – Святого Евангелия, в том смысле, что содержание его имеет иногда несколько смыслов. Оно относится и к одним событиям, и одновременно к другим. Так вот обоюдоостро, с двух сторон.  

Только что мы слышали евангельское повествование о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос (Ин. 5, 1–15). Он исцелил парализованного. Этот парализованный, по-славянски расслабленный, лежал у чудесного источника, где чудеса совершались и без присутствия Господа Иисуса Христа. Этот чудесный источник бурлил иногда, и кто первый входил в момент этого бурления воды, тот исцелялся, какой бы болезнью не был болен.  

И вот Иисус Христос, подойдя к этому источнику, или правильнее сказать – купели, видит человека, который лежит уже, находясь в этом месте, тридцать восемь лет. Он жаждет исцеления. И Господь Иисус Христос у него спрашивает: «Ты хочешь быть здоровым?» – Он говорит: «Конечно. Конечно. Но я не имею человека, который бы мне помог, потому что когда начинает бурлить купель, кто-то уже вперед меня сходит и исцеляется» (см. Ин. 5, 2–7). И вот так все тридцать восемь лет этот человек лежит рядом с источником чудес и не может ничего для себя получить. Почему? Он объясняет это Иисусу Христу: «Человека не имам!» – Нет человека, то есть не оказывается в течение такого долгого времени того, кто помог бы этому несчастному сойти в воду, кто снес бы его в это чудесное бурление. Нет человека! 

Вот, братья и сестры, первое острие сегодняшнего евангельского чтения – острие, направленное в нашу совесть. Почему нет человека рядом с этим несчастным? Потому что все о себе думают. Отпихивая друг друга, бегут быстрее: «Мне бы исцелиться. А что там другие – неважно. Я, я должен быть здоровым. Мне, мне должно быть хорошо. Как другим – неважно».  

Вот чем уязвляет нас с вами слово Божие. Не похожи ли мы на тех, которые окружали этого расслабленного? Не так ли и мы поступаем, думая только о себе и не думая о тех, кто рядом с нами, кого Священное Писание называет ближними? «Нет, у меня в жизни все должно быть устроено. У меня все должно быть комфортно. Я должен быть здоров. У меня должен быть успех».  

Дорогие братья и сестры, так христианин не должен поступать. И об этом нам очень ярко говорит сегодняшнее Священное Писание. Господь пришел не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы нам послужить (см. Мф. 20, 28). Но раз мы называемся христианами, значит, наша совесть должна побудить нас учиться отказываться от эгоизма и себялюбия, и не ставить себя во главу угла в этой жизни. Это очень трудно. Тем более, когда весь мир как раз и нацелен на то, чтобы убеждать, что каждый человек для себя должен получить наибольшую радость, наибольшее удовлетворение и наибольшее счастье. А мы, если мы именуемся христианами, должны трудиться над собой, чтобы нам изменить вектор нашей жизни, чтобы он был направлен не на нас, не на себя, самых любимых, а чтобы мы понимали, что в этой жизни есть высочайший закон – закон Христов, о котором так говорит Священное Писание: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).  

Вот если бы были люди добрые и этому человеку помогли, то человек бы исцелился. А так тридцать восемь лет он находится в болезни. 

Но посмотрим и на второе острие нынешнего Священного Писания. Что дальше происходит? 

А дальше Иисус Христос совершает то, для чего Ему не нужна ни вода, ни бурление, ни какие-либо помощники, ибо Христос истинный Бог, пришедший в мир для нашего спасения. И Он говорит этому несчастному паралитику: «Встань и ходи». И совершается чудо. Человек встает и ходит. Господь говорит ему: «Возьми носилки твои», как свидетельство того, что он на этих носилках лежал. И он их берет, носит, всем показывает (см. Ин. 5, 8–9). Чудо совершает Господь одним словом.  

Что же значит это второе острие нынешнего Священного Писания? А оно уже обращено к тем, которым кажется, что все их оставили, что в жизни нет ни от кого помощи. Уже на это событие смотрится не со стороны тех, которые рядом с парализованным, а со стороны самого парализованного, который вообще в жутком унынии: «Все пропало. Жизнь вся закончилась». А вот слово Божие говорит: «Нет. Даже когда никто не хочет тебе помочь, и никто не обращает на тебя внимания, и все обстоятельства против тебя, и сам ты больной и никуда не годный, все равно у тебя есть надежда. И эта надежда – Спаситель мира Господь Иисус Христос. И когда уже никакие чудесные источники не помогают и никаких сочувственных людей рядом нет, рядом Христос, одно слово Которого может совершить чудо». 

Это обращение к нам, когда мы приходим в отчаяние, когда нам вся жизнь кажется мрачной. Нельзя христианину отчаиваться. Уныние и отчаяние – величайший грех, говорит Святая Церковь, ибо у нас есть величайшая надежда, и эта надежда никогда нас не посрамит. Эта надежда наша – Спаситель мира Господь Иисус Христос, Который сказал человеку: «Встань, возьми одр твой и ходи», и человек встал. И наша расслабленная грехами душа восстанет от одного только слова Господня. Нам нужно стремиться услышать это слово Господне, искать Господа в своей жизни, и Господь никогда не оставит нас и поможет нам. 

Вот, дорогие братья и сестры, такое евангельское повествование мы сегодня с вами слышали. Извлечем же для себя нужный и достойный урок. Пусть это обоюдоострое оружие – Слово Божие войдет в нашу душу, чтобы мы с вами осознали, что нельзя быть слепыми духовно и не видеть вокруг себя людей, которые нуждаются в нашей помощи, чтобы они не доходили до отчаяния и не говорили: «Человека не имам. Нет никого рядом с нами». А с другой стороны, самим никогда не надо впадать в отчаяние. Люди не помогут – Бог поможет. Господь никогда не оставит уповающего на Него. Ему же слава во веки веков.  

Христос воскресе! 

Воистину воскресе Христос! 

Аминь.  

19 мая 2019 года 

10 заповедей – добродетели и грехи. 

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня 

Грехи: атеизм, язычество, суеверия, ереси, магия, астрология, хождение к бабкам и целителям, участие в сектах, участие в нехристианских ритуалах и праздниках, отречение от веры, отчаяние, любовь к вещам или людям больше, чем к Богу 

Добродетели: богопознание, вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, молитва, благодарение и славословие Бога, открытое признание своей веры, проповедь истинной веры 

2. Не делай себе идола и изображения, не поклоняйся им и не служи им 

Грехи: идолопоклонство, ношение амулетов, хранение в доме идолов и языческих изображений, духовное идолопоклонство: чревоугодие, пьянство, сребролюбие, гордыня и тщеславие 

Добродетели: очищение представлений о Боге от всего человеческого, щедрость, пост и воздержание, смирение, делание добра в тайне 

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно 

Грехи: божба, богохульство, кощунство, сквернословие, невнимательная молитва, лень к чтению Библии и богопознанию 

Добродетели: благоговение, страх Божий, непрестанная память о Боге, изучение Священного Писания 

4. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему 

Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов, установленных Церковью 

Добродетели: соблюдение церковного ритма жизни, постов и праздников, а также домашнего молитвенного правила 

5. Почитай отца своего и матерь свою 

Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, непочтение к старшим по возрасту, к иерархии Церкви и гражданским властям 

Добродетели: почтение к старшим (родителям, учителям, начальству, властям и священству), повиновение им, попечение о них 

6. Не убивай 

Грехи: убийство, аборт, самоубийство, вредные привычки, отказ в помощи больному, желание смерти, ненависть, гнев, драки, а также соблазн, т.е. убийство души 

Добродетели: кротость, справедливость, милосердие, помощь нуждающимся, любовь к ближним 

7. Не прелюбодействуй 

Грехи: плотская связь вне законного брака, супружеские измены, развратные действия по отношению к другим и к себе, содомские грехи, смотрение непристойных изображений и фильмов, пошлые шутки и разговоры 

Добродетели: целомудрие супружеская любовь и верность, забота о семье, воспитание детей,  

8. Не воруй 

Грехи: грабеж, воровство, присвоение денег или имущества обманом, обвес покупателей, ростовщичество, неисполнение обязанностей по работе, вымогательство, взяточничество, азартные игры на деньги 

Добродетели: бескорыстие, честность, трудолюбие, милостыня 

9. Не произноси на другого ложного свидетельства 

Грехи: ложь, клевета, злословие, сплетни, укоры, осуждение, тайные доносы 

Добродетели: обуздание языка, справедливость, снисходительность, добрый совет 

10. Не желай чужого 

Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот на людей и на Бога 

Добродетели: сорадование (радость о благе ближнего), благодарение Бога за всё