Приходской листок Троицкого собора, 23 (1136) 2021 г.

Евангельское чтение в Неделю 6-ю по Пасхе 

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: "посланный". Он пошел, и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: "пойди на купальню Силоам и умойся". Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего. И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что родился слепым; а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его; а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. 

(Евангелие от Иоанна, 9 глава, ст. 1-38) 

Слово в Неделю 6-ю по Пасхе 

Прот. Александра Ганабы 

Христос Воскресе! 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Мы сейчас с вами слышали евангельское повествование о том, как Господь Иисус Христос совершил чудо. Он дал глаза человеку, который был рожден слепым. То есть это чудо никаким естественным образом объяснить нельзя. Человек родился без глаз, а Господь даровал ему зрение (см. Ин. 9, 1–38). 

Евангельское чтение было продолжительным, потому что очень много внимания апостол-евангелист Иоанн Богослов уделил реакции людей на это чудо. Он описывает, как фарисеи не верили сначала, что Христос совершил это чудо; как потом они начали обвинять Спасителя, что Он не почитает закон Моисеев; как родители из-за страха отказались фактически поддерживать своего сына, хотя они видели результат этого чуда; как бывший слепец познавал истину и даже учил уже фарисеев; как фарисеи не выдержали, что их какой-то человек, который вчера сидел и просил милостыню, вдруг научает тайнам Царства Божия, и прогнали его. 

На каждую из этих тем можно было бы сказать пространное слово, потому что в каждой из этих тем содержится много духовного смысла. Поскольку это невозможно – нельзя же уделять проповеди полтора часа, да и тех, наверное бы, не хватило, чтобы изъяснить каждый из моментов ныне услышанного нами Священного Писания, – я хочу обратить ваше внимание на два момента, которые мы сегодня услышали в Святом Евангелии.  

Когда Иисус Христос проходит мимо этого слепорожденного и когда ученики обращают внимание Иисуса Христа на то, что этот человек слепой родился, Господь говорит, что на нем, на этом слепом, Он покажет славу Божию. И что Он делает? Плюет на землю, берет, из этой земли делает подобие глаз – по-славянски, вы слышали, «брение», – и в пустые глазницы этому слепому вкладывает вот эту вот землю (см. Ин. 9, 1–6). 

Не напоминает ли вам это, дорогие братья и сестры, повествование о творении Богом человека? Когда во 2-й главе Книги Бытия говорится, что «взял Бог прах земный и создал из него человека, и вдунул в него Бог душу живую, и стал человек душою живою» (см. Быт. 2, 7)? Это повествование Книги Бытия говорит о нашем человеческом существе. Наше тело материально. Оно создано из тех же элементов, из которых состоит земля: из тех же молекул и атомов, из тех же микро- различных составных химических элементов. Это суть нашего тела. Но еще в нас есть душа. 

А тут Господь Иисус Христос делает из брения глаза этому человеку, вставляет их. Казалось бы, а что, одного слова Божия не хватило бы? Зачем Он это делает Своими руками? Он мог бы сказать слово, и то, что Он сказал, было бы тотчас выполнено. Ну, как мы читаем Писание: «рече и быша, повеле и создашася» (см. Пс. 148, 5). Когда Господь создавал мир, Он сказал: «Да будет свет. И стал свет» (см. Быт. 1, 3). А тут зачем-то Своими руками Он это делает, прикасается к этому больному человеку, к его пустым глазницам. Зачем Он это делает?  

По любви Своей к этому человеку. Господь проявляет любовь к этому слепорожденному. Он Ему не безразличен. Вот это очень важно понять. И каждый из нас не безразличен для Господа. И Господь каждому из нас протягивает Свою руку. Он желает принять участие в жизни каждого из нас. Вот это первое и очень важное, что мы должны усвоить из сегодняшнего Евангелия. Господь рядом с нами и принимает участие в нашей судьбе. 

Но что дальше происходит? Дальше Господь говорит ему: «Иди, пойди умойся в купели Силоамской» (см. Ин. 9, 7). Что это значит? Казалось бы, ну, сделал из брения глаза, вставил в глазницы – все, может тут же чудо совершиться. Как ведь Господь, например, 5 хлебов благословил и 5 тысяч тут же накормил. А этому человеку говорит: «Пойди и умойся». А он еще слепой. Не так легко слепому ходить-то: поводырь нужен, или дорогу надо знать, палочкой простукивать. То есть этот человек должен был совершить определенный труд, должен был идти туда, куда послал его Господь. Идти наощупь, но идти. И человек идет!  

Значит, мало того, что нам Господь руку протягивает, мы должны ответить, ответить на этот призыв Божий. То есть нас Господь спасает не автоматически, не вне зависимости от того, желаем мы этого или не желаем. Мы должны в ответ на Божию любовь проявить свое желание, свое стремление, совершить определенный труд, вот как этот слепой пошел в купель Силоамскую. И вот когда он дошел до нее и умылся, вот тогда у него появились глаза, и он увидел. 

Дорогие братья и сестры, это очень важный духовный урок. Все для нас Господь сделал. Протягивает нам руку. Создал Церковь на земле. Дал Слово Божие – Откровение. Дал Святое Таинство Свое. Благодать Божия здесь. Все, что необходимо, здесь есть. Но мы в ответ должны тоже потрудиться, приложить усилия, приложить старания, идти навстречу Господу. Исправлять свою жизнь, учиться молиться, учиться делать добрые дела, учиться быть милосердными, учиться любить друг друга. Мы должны идти, куда послал нас Господь. Вот как тот слепой дошел, умылся и прозрел, так и нам, чтобы иметь духовное зрение и видеть Господа, чтобы душа наша пребывала с Богом, надо приложить труд, духовный труд. 

И вот когда глаза открылись у этого человека, после всех перипетий, когда его таскали и туда и сюда, и всячески о Христе плохо говорили, и о нем плохо говорили, в конце концов Господь приходит к нему и открывает, что Он Сын Божий. И у человека, которому вернули глаза физические, открываются и глаза духовные. Он поклоняется Богу – Господу Иисусу Христу и исповедует свою веру в Него (см. Ин. 9, 35–38). 

Дорогие братья и сестры, услышав в святом храме такое насыщенное евангельское повествование, будем просить у Господа милости, чтобы Господь Своею святою рукою прикоснулся к нашим душам. Приложим усилия и мы, чтобы видеть Господа, жить с Богом и веровать в Него. 

Христос Воскресе! 

Воистину Воскресе Христос! Аминь. 

21 мая 2017 года 

Слово в праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа.  

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Сегодняшний праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа уверяет нас с вами в том, что и мы, верующие в Господа, крещеные во имя Божие, живущие жизнью Церкви, пройдем тем же путем, что и наш Божественный Учитель и Спаситель: мы воскреснем и телесно вознесемся от земли на небо, то есть перейдем от этой тяжелой земной материальной жизни, исполненной болезней, скорбей и печалей, к новой жизни, о которой мы еще мало имеем представления, но которую приготовил для нас Господь, и эта жизнь будет полнотой нашего человеческого существа. Мы будем блаженствовать и радоваться и своим духом, и своею душою, и своим телом.  

Почему Церковь имеет в это такую твердую веру? Почему эта вера является краеугольным камнем, начиная с самых первых времен существования христианства? Почему апостолы совершенно не сомневались в том, что они проповедуют, и жизнь свою отдавали, и были полностью уверены в том, что их проповедь – проповедь истинна? 

Можно дать такой ответ – и он будет правильный: «Апостолы не сомневались потому, что на них сошел Дух Святой». Да, это правильный ответ, но он недостаточный. Человек ведь не из одного духа состоит. У него есть и тело. И мы говорим не о духовном вознесении Иисуса Христа от земли на небо, а говорим о Его телесном вознесении. В чем же тогда такое твердое уверение апостолов, которые, как и мы с вами, имели тоже смертное тело, подверженное всем влияниям этого мира, и такой же человеческий разум, которые и у нас у всех? 

А вот мы слышали сегодня чтение Деяний святых апостолов, которое дает нам на это ответ, и понимание, в чем основание твердой веры апостолов. Чем лучше мы это поймем, тем тверже и вера наша будет.  

Мы слышали, как в Деяниях святых апостолов читалось о том, что Иисус Христос в течение сорока дней являлся им. А, в самом деле, не возникал ни у кого вопрос: а почему Христос только на сороковой день вознесся? А почему не сразу ушел из этого видимого мира в мир невидимый? В чем смысл Его сорокадневного пребывания? 

Если мы вспомним Священное Писание, число сорок вообще является священным. И сорок дней постился Господь Иисус Христос, перед тем как выйти на проповедь. И сорок дней постились и Илия, и Моисей. И сорок лет водил Моисей народ Божий по пустыне, прежде чем привел в землю обетованную. Сорок – это некое число полноты.  

Что же хотел исполнить Господь Иисус Христос, какой полнотой наполнить Своих учеников, что сорок дней с ними пребывал? Он хотел, чтобы они были совершенно уверены в том, что Он точно воскрес с плотью.  

Мы в Евангелии за богослужением слышим одиннадцать всего евангельских воскресных повествований. Больше в Евангелии не запечатлено. Но евангелист Иоанн дает интересную такую сноску. Он говорит: «Еще много иного совершил Иисус Христос, но если б это записать в книгах, то не хватило бы никаких книг» (см. Ин., 21, 25). 

А в Деяниях святых апостолов евангелист Лука говорит о том, что в течение сорока дней Господь учил их Царствию Божию (см. Деян., 1, 3). Да, учил, а потом вдруг такая непонятная фраза, он говорит: «С ними же и ел» (см. Лк., 24, 43). Одно дело – учил. Бог, являясь Моисею, тоже его учил. Но здесь Христос не просто учил, Он общался с ними так, как это было до Его смерти. Он вместе с ними вкушал пищу, разделял трапезу. И сорок дней это было. И уже никакого сомнения у апостолов не могло быть в воскресении Иисуса Христа, потому что, вот, Он постоянно с ними: учит их, ест с ними вместе, назидает их, говорит им.  

Поэтому, когда на апостолов уже Дух Святой сошел, Он сошел на благодарнейшую почву. Произошло соединение человеческой воли, потому что апостолы твердо видели и убедились на своем опыте в воскресении Иисуса Христа, и воли Божественной, которая была в Духе Святом. Вот в чем секрет, почему никто в Церкви Христовой не сомневается в истинности воскресения Господа Иисуса Христа и Его телесного вознесения от земли на небо.  

А еще раз спросим себя: почему же нам это важно? А нам это важно потому, что если мы веруем в Господа, живем с Господом сейчас, то вместе с Ним воскреснем и войдем в Его вечное Царство, которое Он приготовил для нас.  

Восславим же Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, даровавшего нам твердое основание спасительной веры, Его тридневное Воскресение и Вознесение от земли на небо. Ему же слава во веки веков. Аминь.  

6 июня 2019 года 

Таинство Покаяния 

«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (т. е. волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом». 

Святитель Филарет Московский и Коломенский 

В Троицком соборе г. Подольска исповедь совершается  

ежедневно с 11-30 до 16-00, 

в воскресные и праздничные дни с 13-00 до 16-00. 

Убедительная просьба к тем кто: 

а) не был в храме больше, чем полгода 

б) не причащался больше, чем 3 месяца 

в) имеет нужду в особом пастырском попечении 

г) впал в смертный грех как то: 

  • отречение от Бога; 

  • впадение в ересь или раскол; 

  • убийство; 

  • аборт; 

  • прелюбодеяние; 

  • дача ложных показаний в суде; 

  • непримиримая вражда; 

  • беззаконное сожительство (без регистрации брака) 

обязательно совершить таковое индивидуальное Покаяние, так как во время богослужения священнику уделить достаточно времени кающемуся будет объективно невозможно. Подходить к Исповеди формально, а после этого идти ко Святому Причастию – большой грех. 

Исповедь, как благословение ко Святому Причастию для тех, кто: 

  • регулярно причащается (не реже 2-х раз в месяц), 

  • не позднее недели назад принес покаяние дежурному священнику 

совершается по будням в 7-30, 

перед вечерней Преждеосвященной литургией в 16-30, 

перед Всенощным бдением в 16-30, 

в воскресные дни и двунадесятые праздники в 6-00 и 9-00.