Приходской листок Троицкого собора, 26 (1139) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

Пророки верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытывали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного: потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежащей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. 

(Послание к Евреям, 11 глава, 33 ст. – 12 глава, 2 ст.) 

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь того и Я пред Отцем Моим небесным... Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня... Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судит двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат, и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми. 

(Евангелие от Матфея, 10 глава, ст. 32-33, 37-38; 19 глава, ст. 27-30.) 

Слово в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых. 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Мы сейчас слышали слова Господа Иисуса Христа, которые могут нас буквально испугать, потому что не совсем понятно с первого-то ощущения, о чем это говорит Господь. Неужели Господь, воплощенная любовь, Который ради любви к человеку пришел в мир, учит нас не любить своих детей, или не любить своих родителей, или не любить своих супругов? Неужели об этом идет речь? Что за слова такие о том, что «кто любит отца своего или мать свою более, нежели Меня, тот недостоин Меня» (см. Мф. 10, 37)? Нам не совсем понятно: как так? Как это может уместиться в нашем сознании? 

Отвечу. В сознании, не просвещенном действием Духа Святаго, это уместиться не может. Потому что человек в своей жизни имеет несколько уровней. Ведь мы особые существа. Мы имеем тело, которое живет по таким же законам, по каким живет животный мир. Наше тело нуждается в пище, питье, одежде. Нашему телу нужен комфорт. Нашему телу нужен отдых. Наше тело может болеть. Вот это один уровень жизни. Он довольно понятный. И если что-нибудь не так, инстинкты сами о себе скажут. 

Есть немного другой уже уровень, которого нет у животных, хотя начатки этого уровня есть и у животных. Это жизнь душевная. Есть человек, с которым приятно общаться, он располагает к себе, с ним радостно находиться. А может быть, наоборот, такой, с которым неприятно, который раздражает тебя, с ним антипатия возникает. Это уровень душевной жизни. И он присущ очень многим людям. И привязанности человеческие существуют в этом мире не только у людей, верующих во Христа, но и у людей, которые совсем не веруют. Там очень много душевных, прекрасных людей. Это второй уровень жизни. 

А есть еще третий уровень жизни, доступный только человеку. Это уровень жизни духовной, которая открывает перед человеком полное понимание, зачем ему Бог даровал эту жизнь. Ведь мы не сами пришли в этот мир. Это Бог нам дал эту жизнь. Бог создал этот мир, и нас, особых существ – людей, Бог создал. И вот духовная жизнь – это то, что идет с нами в вечность. Тело в вечность не придет. И как бы мы его ни лечили, как бы мы ни береглись, что бы мы на себя ни одевали, чем бы мы ни дезинфицировали свое тело, когда в гроб положат, бактерии и червяки свое дело сделают. Ничего от нашего тела в конечном итоге не останется. И душевные наши страсти, которые мучают нас, – они тоже уйдут и не войдут в вечную жизнь. В вечную жизнь входит дух человека.  

И вот Господь Иисус Христос так ярко, так, чтобы дошло до каждого, показывает нам ступеньки этих уровней жизни человеческой. Это называется иерархией ценностей. Он показывает, что самое главное, что важно, но второстепенно, а без чего вообще можно обойтись.  

Беда современного мира – а мы с вами часть этого современного мира, поэтому она коснулась и каждого из нас, и не будем этого отрицать, – заключается в том, что эта иерархия ценностей перевернута с ног на голову, и самым важным считается тело. Все для него, все ради тела: еда, пища, одежда, здоровье – все ради тела. О душе говорят, но так, между прочим, и путают там все в одну кучу. Похоть и преступление против седьмой заповеди называют любовью, ненависть называют важным и хорошим чувством, злобу оправдывают, зависть – нормально, хорошо. Посмотрите, ведь все эти наши сериалы, все эти фильмы только об одном и крутятся: ненависть, разврат, злоба, обман. Это считается тоже важным в мире. А вот о духе человека, то есть о вере, о том, чтобы знать Бога и знать свое предназначение в этой жизни, мы практически не слышим.  

И вот, слава Богу, дорогие братья и сестры, что мы имеем Святую Церковь, которую создал Господь на земле, в которой Он Сам пребывает и пребудет во все дни до скончания века, и эта Церковь свидетельствует нам с вами о нашем предназначении. Она говорит нам о том, что дух превыше всего и важнее всего в этой жизни. Это то, что в конечном итоге нам дарует вечную жизнь, – вера в Спасителя и Господа Иисуса Христа. Вот что самое важное. Будем веровать, и научимся любить и жену свою, и детей своих, и родителей своих, любить по-настоящему, с Христом в душе. Будешь веровать – будешь всегда радоваться в любых жизненных обстоятельствах. Ничто не будет тебе страшно и ничего ты не будешь бояться, кроме как оскорбить Бога своими грехами. А этот страх Божий – единственный, который ведет действительно ко спасению.  

Сегодня прекрасный день – День всех святых. Нынешний праздник объясняет нам, ради чего все было, ради чего Иисус Христос воплотился и стал Человеком, ради чего Он страдал и перенес мучения, ради чего Он умер и воскрес, ради чего Он вознесся на небо, ради чего Он послал от Отца Небесного Духа Своего Святаго. Все это ради того, чтобы мы с вами были святыми. «Всех святых» – это не значит, что мы вспоминаем только подвиги людей, которые жили когда-то. Нет, мы все и каждый из нас призваны к святости. Это и есть духовная жизнь.  

«Мы святы», – говорит апостол. «Мы святы», – говорят пророки. «Я вас избрал!» – говорит нам Бог. А как же мы святы-то? Мы же такие грешные! Правда, грешные. Хорошая есть русская пословица: «Грешные, да Боговы». И если мы будем с Богом, Господь освятит нас, очистит, омоет наши грехи. Как говорит пророк: если они будут багряные, грехи наши, Он их очистит чистейшей белизной (см. Ис. 1, 18). Бог для того и пришел в мир и создал на земле Церковь, чтобы ни один из верующих в Него не погиб, но имели жизнь вечную.  

Вот, дорогие братья и сестры, какой евангельский урок мы с вами сегодня услышали. Надо нам перестать стоять на голове. Давайте на ноги встанем и будем знать, что в жизни самое важное, будем знать, без чего жить невозможно, будем знать Господа Бога нашего, Ему единому кланяться, Ему единому служить, а все остальное приложится нам. И святые помолятся за нас, чтобы нам тоже в своей жизни проявлять ту святость, которая заложена в богоподобной душе нашей. Возблагодарим Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, даровавшего нам Церковь Христову, ведущему ко спасению нас. Аминь.  

14 июня 2020 года 


 

Памятка родителям-прихожанам  

Троицкого собора г. Подольска 

о подготовке детей ко Святому Причастию 

Ребенку необходима помощь в его сознательном вхождении в жизнь Церкви Христовой. 

Мы учимся веровать, надеяться и любить на протяжении всего своего жизненного пути. 

Очень важно привить юному христианину любовь к молитве, Священному Писанию, церковным правилам и богослужению, так как это именно тот фундамент, на котором строится все здание христианской нравственности. 

Причастие Святых Тайн Христовых является непостижимым для разума действием любви Божией, без которой невозможно духовная жизнь 

Залогом благоговейного отношения к этому Таинству является семейная атмосфера, в которой совершается подготовка к Его приятию. 

Родителем было бы полезно следовать предлагаемым советам: 

1.  Молитвы утренние и вечерние лучше совершать вместе с ребенком, причем свое взрослое правило (правилом называется определенное количество молитв, которыми ежедневно молится человек) можно прочитать отдельно. 

2.  Детское молитвенное правило должно быть посильным для ребенка и устанавливать его следует по совету священника. 

Например: 

* до 4 лет: 

• утро: «Во Имя Отца, и Сына, И святого Духа», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»» и молитва Ангелу-Хранителю: 

* от 4 до 6 лет уместно добавить молитву о родителях и родных и близких. 

* от 6 до 8 лет прибавить в правило «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш». 

* от8 до 10 лет прибавить: 

• в утреннее правило – «Символ веры», «Воставше от сна…», «Слава: От одра и сна…», «И ныне: Внезапно Судия…»; 

• в вечернее правило – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава…», «И ныне…»; 

• во время Великого поста – «Господи и Владыка живота моего…». 

* после 10 лет можно постепенно увеличивать детское правило, прибавляя по 1-2 молитвы из общего правила; 

* начиная с 12-14 лет, при подготовке к причастию можно прибавлять чтение канона ко Святому Причастию (утром), причем количество молитв лучше увеличивать постепенно. 

Данная рекомендация является условной и не имеет характера жесткого предписания. Цель – постепенно приучить ребенка к молитве, чтобы это стало его потребностью. 

3.  Важный момент подготовки ко Святому Причастию – исповедь. Желательно в течение недели перед отходом ко сну напоминать ребенку о том, что он в воскресенье пойдет исповедоваться и причащаться, и помочь ему осознать свои грехи, чтобы покаяться. Для этого можно предложить ему подумать – о чем он в связи с услышанным будет говорить на исповеди. 

4.  Детский пост – это в первую очередь осознание ребенком необходимости добровольного самоограничения в развлечениях и пище. Пост не должен вызывать протест. В тех семьях, где поститься вся семья (не только в пище, но и в образе жизни), проблемы не возникает.  

До 7 лет, как правило, дети могут употреблять скоромную пищу, но следует ограничивать себя в лакомствах. 

После 7 лет – однодневный  (двухдневный или трехдневный) пост в пище перед Святым Причастием, как правило, не представляет проблем. 

С 12-14 лет молодой христианин вполне может соблюдать как многодневные посты, так и однодневные. Дети, имеющие заболевания, питаются по той диете, которую предписывает врач. 

С 4 лет (можно и раньше) дети приступают ко Святому Причастию натощак. 

Правильно поступают те родители, которые перед тем, как причастить младенца, сами молятся так, как если бы причащались они. 

5.  Детям следует знать, что в храм Божий следует приходить в опрятной, приличной святому месту одежде. Одежда не должна быть вызывающей. Не следует надевать спортивную одежду. Длина юбок, платьев и рукавов не должна быть короткой. 

6.  Воскресным утром необходимо прийти в храм не позднее 9:30, пройти в главный придел и встать перед иконостасом с левой стороны, где будет совершаться Таинство Исповеди для детей. (Опоздавшие, без уважительной причины, отроки на исповедь для взрослых не допускаются). 

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают поясной поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх девой), чинно, не теснясь, они подходят ко святой Чаше. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста (рот), принимает Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь отирают причастнику уста платом, после чего он целует край Святой Чаши и отходит к столику, где принимает запивку (теплоту). 

После принятия теплоты причастники их храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения.