Приходской листок Троицкого собора, 28 (1141) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией, и не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорбей происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Своею любовью к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. 

(Послание к Римлянам, 5 глава, ст. 1-10.) 

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Ни трудятся, ни прядут, но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как каждая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что нам пить?» или: «во что нам одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеет нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. 

(Евангелие от Матфея, 6 глава, ст. 22-33) 


 

Слово в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.  

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Какое пронзительно ясное и понятное евангельское чтение! (Мф. 6, 22–33). Как Господь в очередной раз указывает нам на сущность веры в Него и на отличие веры в истинного Бога, Отца нашего Небесного, от языческой веры.  

Не нужно думать, что язычники – это какое-то далекое прошлое, над которым можно посмеяться, как это они кланялись деревянным или каменным идолам. Дело в том, что суть язычества заключается в том, что человек, как ему кажется, служит сам себе. Человек обожествляет свои собственные желания и свои страсти. 

Самое примитивное: как животных дрессируют правильно? Пищевым ресурсом. Дают ему пищу – и животное выполняет то, что нужно. Посмотрите на рекламу, которая сейчас не прекращается во всех средствах массовой информации. Любую телевизионную передачу, как наступает время рекламы, прерывают. К чему там нас призывают? Да к пищевому ресурсу. Нам показывают одну, другую, третью пищу, хвалят наперебой. Вбивают, как гвоздями, в наше сознание, что наше предназначение – есть, есть, есть, потреблять, чем больше, тем лучше, чем разнообразнее, тем прекраснее. И уже другого человек ничего не видит.  

Смотрите, Господь Иисус Христос 2000 лет тому назад сказал: «Не ищите, что есть, или что пить, или во что одеться» (см. Мф. 6, 25). 2000 лет прошло, и о чем думает мир? Ну конечно же, какую тряпку на себя напялить, какого фасона, как она будет помоднее, да как будет отличаться от других. О чем люди думают? Ради чего живут? Вот это и есть язычество, когда человек фактически себя низводит до положения животного.  

Да, это все нужно. Нужно есть, нужно пить, нужно одеваться – это все нам надо. Это все нужно. Но этому нельзя служить. Этим нужно пользоваться. Пользоваться едой, пользоваться питьем, пользоваться одеждой. Это все совершенно второстепенно или даже третьестепенно. Человек должен этим обладать, а не кланяться этому и этому служить. Богу одному нужно кланяться и служить. А вот это-то как раз язычники совершенно исключают. Если о Боге вспоминают, то только для того, чтобы удовлетворить свои желания и свои потребности. Если о Боге вспоминают, то только тогда, когда кто-то заболел или кто-то умер, когда надо поступить в учебное заведение или купить себе квартиру. Тогда бежим, заказываем требы: «Ой, Спиридону надо быстрее помолиться, чтобы лучше квартиру разменять». Все, разменял квартиру – и Спиридона забыл, и Бога забыл. Вот это языческий подход. 

Иногда те, кто не понимает духовного смысла веры нашей, говорят: «Да к чему это призывают вас? Говорят: не крутитесь, не ищите». Но совершенно не то говорит Господь. Господь говорит: «Отец наш Небесный знает, что мы имеем в этом нужду: и в еде, и в пище, и в одежде. Но вы ищите прежде всего Царствия Божия, а все остальное приложится вам» (см. Мф. 6, 32–33). 

Братья и сестры, ведь нас предупреждают – чтобы мы потом в глубокое разочарование не впали.  

Ведь как бывает? Вот, для человека, например, спорт – это все. Он спортсмен, рекорды ставит, жизнь на это поставил. Это для него самое главное. Медали на него вешают, в телевизоре показывают. Вдруг раз, попал в аварию – травма колена. Все, больше выступать не может. Через три недели о нем забыли. И ни медали его никому не нужны, и он никому не нужен. И какой ему уже этот спорт, которому он служил и всю свою жизнь отдал, даст смысл жизни? Для него смысл жизни потерян. Потерян.  

Артист интересно выступает, во всех его показывают кинотеатрах, на афишах он, все его приветствуют. Замечательно все. Вся жизнь его на это положена, на это артистическое служение. Случается несчастье: в мозгу лопается сосуд, наступает инсульт. Все, прошло полгода – этого артиста никто уже не знает и в гости к нему уже никто не ходит. И поесть ему уже не на что, потому что все средства свои он уже пропил. 

Вот что бывает, когда человек полагает упование свое, надежду свою не на Бога, а на то, что сегодня есть, а завтра, как мы слышали в Евангелии: «Бросай в печь, никому не нужно». Господь любит нас и предупреждает: «Смотрите, чтобы с вами в жизни не случилось такое разочарование».  

Ведь даже из светлых чувств человек может себе сделать языческого идола. Порой иногда бывает, родители так обожествляют своих детей, так их балуют, все для них делают, себе отказывают, ничего не едят, все для своего ребеночка, все. Ой, чтобы деточка только ножку не ударил да не перетрудилось дитя. И вырастает самовлюбленный хам, который не видит своих родителей в упор. И потом нищая старушка-мать не может понять, как это так: она всю жизнь вложила свою в дите, а дите плюет на нее, а еще бывает, и пенсию забирает последнюю. Почему такое случилось? Да потому, что не тому кланялась.  

Все надо делать. Только надо понимать, что главное в жизни, а что второстепенное. И если мы будем знать, что главное в жизни – это вера в Отца нашего Небесного, вера в Господа, жизнь с Богом, то главное в человеке дух, а потом уже только душа, а уж совсем потом тело. Если мы правильно вот эти ценности, эту лестницу иерархии ценностей в своей жизни будем выстраивать, то все нам приложится. Господь постоянно обращается к нам и призывает: «Вразумитесь! Не ищите и не кланяйтесь вещам, которых ищут язычники».  

Увы, мы очень часто бываем совершенно неразумными. Да, в общем-то, мы неразумны постоянно.  

Испросим благословения Божия. Попросим милости Божией, чтобы нам вразумиться и чтобы наша жизнь была подчинена нашей вере. Чтобы мы Бога нашего единого знали и единому Ему служили. Ему же слава во веки веков. Аминь.  

28 июня 2020 года 


 

Слово в праздник Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.  

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Непостижим промысел Божий о человеке. Как соотнести величие Божества и нашу человеческую немощь? Как осознать своим ограниченным разумом, что сделал Бог для нас? Как вложить в свое сердце понимание того, что мы ничем не заслужили ни вечной жизни, ни блаженства, ни радости? Мы приложили величайшие усилия, каждый из нас в своей жизни, для того, чтобы себя разрушать. И столько наделали разных безобразий, и по отношению лично к себе каждый, и по отношению к близким своим, что просто ужасно! Если человек имеет хоть какие-то остатки совести и внимательно рассмотрит свою жизнь, что он делает и как он живет, можно впасть в глубочайшую депрессию и отчаяние, что, впрочем, и происходит.  

В современном безбожном мире как раз самая распространенная болезнь – это депрессия у людей. У одних от пресыщенности, когда уже испытали все на свете удовольствия и ничто им уже больше не интересно. У других от зависти, потому что эти удовольствия им недоступны, и нет у них ни денег, ни возможности все это получить. У третьих просто от безысходности, потому что порой элементарных вещей не хватает: еды, одежды, человеческих условий, и опереться не на что. Не на что опереться тому человеку, который не знает Бога. 

Так вот, удивителен промысел Божий, который приводит нас, людей, к тому, чтобы мы соработничали с Богом. Сам процесс спасения, каков он? Вот мы говорим: «В Церкви мы спасаемся. Бог дает спасение». Но спасение – это не такой процесс, в котором мы не участвуем. Это – не то, что какой-то выдан нам билет на поезд или на самолет. Вот мы сели и поехали, или полетели, спасаться. Ничего подобного. Спасение – это постоянный процесс соработничества Бога и человека.  

Казалось бы, а зачем это всемогущему Богу? Что, Бог не мог нас просто так всех сделать радостными и счастливыми? Неужели всемогущий Бог не мог так сделать? Несомненно – мог! Но только вопрос: были бы мы тогда людьми? Потому, что то достоинство, которое даровано нам, называется богоподобием. Мы с вами имеем богоподобную душу – то есть частица Божества есть в каждом из нас. Раз в нас есть частица Божества, то мы не марионетки. Нас нельзя взять за шиворот и, не спрашивая, куда-то привести. Нет. Раз мы богоподобные, то мы вместе с Богом можем достичь того, что Бог и предопределил нам, что Он нам приготовил.  

Такое рассуждение о промысле Божием я произнес для того, чтобы мы лучше осознали, что значит сегодняшний праздник, когда мы прославляем первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот праздник заставляет нас задуматься: а зачем Иисусу Христу вообще нужны были апостолы? Зачем Ему нужны были ученики, которые за Ним ходили, слушали, вместе с Ним разделяли кров, пищу, переносили тяготы жизни? Три года за Ним ходили. Что, Он нуждался в них? Да нет, конечно. Богу это не нужно. Человеку это нужно. Человек нуждается в том, чтобы быть с Богом и идти за Богом.  

И вот Христос избирает Себе из людей не каких-то особенных, не каких-то уникальных, а самых обыкновенных – со своими слабостями, особенностями своего характера, – с тем, чтобы они ходили за Ним. Зачем Он это делает? – Для того, чтобы через это апостольство создать Церковь Свою, где мы вместе пойдем ко спасению. 

Вот мы называем Церковь Апостольскою. И мы все осознали, что как Господь призвал этих Своих двенадцать учеников, а тринадцатый апостол Павел, так же Господь призывает и нас – самых разных по своему характеру, по образованию, по темпераменту, Он так же нас призывает, чтобы мы вместе с Ним соработничали в деле своего спасения. Чтобы мы сами шли ко спасению. Чтобы мы желали этого спасения. Чтобы мы желали этой вечной жизни. Причем для этого не нужно какое-то специальное образование. Нужна только вера. 

И прекраснейший пример тому – двое первоверховных апостолов, их личные характеристики и их личный жизненный путь.  

Апостол Петр – рыбак, простой человек, горячего нрава, который загорается моментально, может клясться, может обещать что угодно, может хвататься за меч, рваться в бой, не имея при этом каких-то особых знаний. А потом может пугаться, отрекаться от своего любимого Учителя, от страха человеческого.  

Или апостол Павел – совсем другой человек, высокообразованный, начитанный, знающий досконально Закон Моисеев, прекрасно разбирающийся в хитросплетениях указаний Закона Божия, ревнитель отеческих преданий, который, узнав о Христе, не только не принял Его, но гнал, гнал христиан. И не просто так. Сначала начинал пассивно гнать, стерег одежду, пока архидиакона Стефана камнями били. А потом специальный просил себе ярлык – документ, чтобы с этим документом он мог разъезжать по городам, разыскивать христиан и тащить их в суд. О, какая богоборческая ненависть была! А потом вдруг из ярого богоборца он становится избранным сосудом Духа Божия, оставившим нам такие величайшие свидетельства явления Духа Святаго и такую проповедь о Спасителе и Господе Иисусе Христе, которая определила фактически учение о спасении верой.  

Вот какой неизъяснимый промысел Божий. Разных по своему характеру, и образованию, и пониманию жизни людей Господь приводит к Себе. Вот и мы все разные. Мы все разные. Конечно, вспоминаем об отречении Петра и успокаиваемся: «Ну вот, и мы отрекаемся от Христа. Ничего! Христос простил Петру». Только не надо забывать, что Петр всю жизнь потом каялся за это свое отречение и не мог слышать крика петуха. И как только он слышал этот крик петуха, он начинал неудержимо плакать, потому что вспоминал, как он отрекся от своего Учителя. Он даже не посчитал себя достойным принять смерть, как Иисус Христос, и когда его приговорили к распятию, он потребовал, чтобы его распяли вверх ногами. Он говорит: «Я изверг, который отрекся от своего Учителя. Распните меня вверх ногами», что, впрочем, палачи с удовольствием и сделали. Да, он отрекся, но потом как каялся! Вот тоже есть нам чему поучиться. Поучиться тому, что через покаяние, какой бы ни был грех, он в конечном итоге Господом Иисусом Христом прощается, потому что Христос для того и пришел в мир, чтобы мы, грешники, не погибли, а чтобы мы имели жизнь вечную (см. Ин. 3, 16).  

И апостол Павел был гонителем, но потом как он искупил это свое гонение! Как он, буквально где бы он ни проповедовал, вспоминал о том, кем он был и кем он стал благодаря благодати Духа Святаго. И не считал для себя самоуничижением исповедовать вот это свое недостоинство. А имея телесную болезнь, недостаток – как он сам пишет, «ангел сатанин» был приставлен к нему, – он молился Господу, чтоб тот от него отошел, но со смирением воспринял это свое удручение плоти, потому что понимал, что это для спасения его души (см. 2 Кор. 12, 7–9). 

Дорогие братья и сестры, сколь велик промысел Божий! Сколько можно найти для себя полезного, важного и нужного в церковной истории, в наших святых православных праздниках! Сегодня, встречая праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла, мы с надеждой на Господа, Который пришел для нашего спасения, будем просить их святых молитв, чтобы и нас, грешных, постоянно отрекающихся от Него, постоянно враждующих на Него своими грехами, милостивый Господь через покаяние привел ко спасению и даровал нам то Царствие Божие, о котором апостол Павел говорит, что даже человек представить себе не может, на ум, на сердце не может прийти человеку, что уготовал Господь любящим Его (см. 1 Кор. 2, 9). А апостолу Петру были вручены ключи от Царствия Божия (см. Мф. 16, 19). Ну, собственно говоря, не ему лично – в его лице Церкви Христовой. А эти ключи, которые открывают для нас Царствие Божие, – это Таинства Церковные, ибо ему было сказано о том: дана была власть прощать и решить наши с вами грехи. И ныне благодаря этому, благодаря Церкви Христовой, благодаря словам Господним: «Кому простите здесь, на земле, будет прощено и на небе», мы имеем Таинство Покаяния, в котором Господь прощает нам наши грехи и ключами апостола Петра открывает нам двери райские.  

Прославим же святых первоверховных апостолов Петра и Павла, испросим их святых молитв. Будем благодарить Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.  

11 июля 2020 года