Приходской листок Троицкого собора, 29 (1142) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь; потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. 

(Послание к Римлянам, 6 глава, ст. 18-23)  

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек; но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: "пойди", и идет; и другому: "приди", и приходит; и слуге моему: "сделай то", и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. 

(Евангелие от Матфея, 8 глава, ст. 5-13) 


 

Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице.  

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Какие наши с вами взаимоотношения с Богом? Как мы себе это представляем? Что значит наша молитва? Мы молимся, то есть обращаемся к Богу. Что мы ждем от нашей молитвы и как мы молимся?  

Это очень важные вопросы, очень важные для нашей внутренней духовной религиозной жизни. Потому что слишком часто наше отношение к Богу – увы, приходится употребить это слово – потребительское. Мы просим чего-то у Бога, но такое впечатление, что мы не просим, а как будто требуем. Вот, мы выбрали время, пришли в храм, молебен заказали, и нам кажется, что мы уже так много сделали, что прямо Бог обязан нам, за то, что мы такой поступок совершили, немедленно исполнить все, чего мы просим. Или чтобы у нас внук немедленно с отличием поступил в институт, или чтобы немедленно выздоровел муж или жена, да мало ли еще что другое, что мы обычно просим. Такое впечатление иногда бывает при разговорах с людьми, что люди считают, что им Бог что-то должен только лишь за то, что они вспомнили о Нем. А так ли это на самом деле? 

Некоторые думают, что если они выполнят свод каких-то правил, то они станут достойными и праведными. Иногда о себе горделиво говорят: «Вот, я православный. Я православный – посты соблюдаю. Православный – я на Пасху прихожу куличи святить. Я православный – у меня дома в комоде иконка есть». И так это говорят, что такое впечатление, что они от самого этого сознания надмеваются и думают, что они становятся какими-то особенными. 

Не очень это, впрочем, удивительно, потому что примерно такая же психология была у евреев времени Господа Иисуса Христа, 2000 лет назад. Хотя у них и сейчас такая же осталась психология, философия. Они считали, что если они происходят от Авраама, Исаака и Иакова, то уже по факту их происхождения Бог как будто бы им что-то должен. Они так себя горделиво и именовали сыновьями Божьими.  

Да, все мы дети Божии. Но насколько мы достойны этого звания? Вот внутренний наш вопрос психологический. Насколько мы тот образ и подобие Божие, которое в нас есть, высоко ценим, и насколько мы этому образу и подобию Божию соответствуем? И видим ли мы себя как дети Божии? И когда мы очень хорошо себя проанализируем, то мы увидим, насколько далеки от этого и наша жизнь, и наше поведение, и наши мысли, а главное – наше стремление, вектор нашей жизни, к чему мы стремимся, – насколько он далек от того, который должен был бы быть у детей Божиих.  

Мы только что слышали Евангелие (Мф. 8, 5-13), которое показывает нам пример воистину удивительного сочетания: сочетания реального взгляда на свое внутреннее состояние и одновременно дерзновенной веры, что, невзирая на то, что я внутренне пуст и никуда не годен, но мое обращение к Богу – не потому, что я праведен, а потому, что Бог милостив, – может быть услышано.  

Это действительно удивительно. Иисус Христос – Богочеловек. Он такой же человек, как и мы с вами, то есть в Нем есть все человеческие эмоции. Мы в Писании слышим о том, что Христос скорбел (см. Мк. 3, 5). Мы читаем в Писании о том, как Он плакал над умершим Лазарем (см. Ин. 11, 35). То есть это человеческие реакции. А сегодня в Евангелии мы тоже еще об одной человеческой реакции Господа Иисуса Христа услышали: Господь удивился (см. Мф. 8, 10). Вот так евангелист Матфей написал: «удивился». А чему же Он удивился? – Он удивился уникальной вере римского военачальника, который управлял сотней военной, – сотника. Она поразила Его. Чем же поразила вера сотника Иисуса Христа? 

Вы знаете, конечно, я думаю, что во времена Иисуса Христа Израиль и Иудея были под оккупацией Рима. Однако, как величайшая империя, римляне не указывали покоренным народам, как им веровать, и более того, оставляли им их иерархию, поставляли так же их же царей, и порядки и законы им оставляли. Для них было одно главное – чтобы исправно дань вовремя платили, чтобы налоги в Рим поступали. Остальное их не касалось. Ну и, конечно, чтобы не бунтовали.  

Иудеи же смотрели на этих римлян с ужасом. Они боялись их. Они были их покорители, оккупанты. А с другой стороны, смотрели с презрением, потому что они были язычники, не знали единого истинного Бога, кланялись идолам, ели свинину, и вообще вели нечистую скверную жизнь. Так что они их и презирали, но одновременно и боялись. 

И вот этот римский военачальник подходит к Иисусу Христу с просьбой. Не о себе самом, нет. Там его подчиненный заболел, и он слышал об иисусе Христе. Вообще, надо сказать, что римляне такой же монетой платили евреям. Как евреи презирали римлян, так и римляне очень презрительно относились к иудеям, и уж тем более не вникали в их верования. А тут почему-то этот человек проникся личностью Господа Иисуса Христа, да так проникся, что обратился к Нему с просьбой. И – удивление! – Христос соглашается пойти в дом этого римлянина, что для древнего иудея вообще позор. Заходить в дом язычника – это себя осквернить до вечера. Ты будешь точно, согласно Закону Моисееву, нечист до вечера. А Он говорит: «Я сейчас приду к тебе, исцелю твоего подчиненного» (см. Мф. 8, 7). 

А вот тут-то и происходит то, чему Иисус Христос удивился. И не зря евангелисты это подчеркнут для того, чтобы наиболее значительное свое внимание обратили на этот момент. Этот римский сотник говорит: «Господи, я недостоин, чтобы Ты ко мне пришел» (см. Мф. 8, 8). 

Видите, он понимает! Он понимает, насколько он далек от Истины, насколько он далек от Бога. Он, язычник, понимает, какой он грешный, и говорит: «Я недостоин, но скажи только слово, и выздоровеет мой слуга». И дальше объясняет ход своих мыслей Иисусу Христу: «Вот, я начальник, говорю своему подчиненному: „Иди“, и он идет, приказываю: „Сделай то-то“, и он делает. Скажи только слово!» И тогда Господь, удивившись, обращается к Своим ученикам и говорит: «Я в Израиле не нашел такой веры» (см. Мф. 8, 9–10).  

Братья и сестры, сегодня услышанное нами Евангелие дает образец того, как мы должны обращаться к Богу. Не горделиво, с сознанием того, что мы там столько-то акафистов прочитали или канон вычитали, или аж три свечки купили, к трем разным иконам поставили; не с сознанием того, что мы вот тут попостились в среду и пятницу и уже стали великими святыми, нет, – но понимая, насколько мы далеки от духовной чистоты, насколько мы не имеем в себе подлинной любви, насколько мы еще осквернены грехами. И понимая все это, тем не менее мы обращаться можем к Богу с дерзновенной просьбой и с верой, что только Он одно слово скажет, Бог наш, и все исполнится.  

И воистину. Господь говорит этому человеку: «Иди, по вере твоей будет». И евангелист замечает: «И слуга его выздоровел в тот час». В то же мгновение совершилось чудо (см. Мф. 8, 13). 

Братья и сестры, как милостив Господь! Как Он любит нас, как Он не взирает на нашу нечистоту и скверность! Он ждет от нас одного – искреннего обращения к Нему. Господь удивился, как этот язычник, не ведающий Бога, имеет такую истинную веру. Давайте и мы удивим Господа. Давайте и мы, грешные, недостойные, скверные, вознесем Ему молитвы из глубины наших сердец, чтобы Он благословил нас, простил нам наши согрешения, дал нам в нашей жизни искать прежде всего Царствия Божия, а все остальное приложится нам. Аминь.  

5 июля 2020 года 


 

10 заповедей – добродетели и грехи. 

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня 

Грехи: атеизм, язычество, суеверия, ереси, магия, астрология, хождение к бабкам и целителям, участие в сектах, участие в нехристианских ритуалах и праздниках, отречение от веры, отчаяние, любовь к вещам или людям больше, чем к Богу 

Добродетели: богопознание, вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, молитва, благодарение и славословие Бога, открытое признание своей веры, проповедь истинной веры 

2. Не делай себе идола и изображения, не поклоняйся им и не служи им 

Грехи: идолопоклонство, ношение амулетов, хранение в доме идолов и языческих изображений, духовное идолопоклонство: чревоугодие, пьянство, сребролюбие, гордыня и тщеславие 

Добродетели: очищение представлений о Боге от всего человеческого, щедрость, пост и воздержание, смирение, делание добра в тайне 

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно 

Грехи: божба, богохульство, кощунство, сквернословие, невнимательная молитва, лень к чтению Библии и богопознанию 

Добродетели: благоговение, страх Божий, непрестанная память о Боге, изучение Священного Писания 

4. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему 

Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов, установленных Церковью 

Добродетели: соблюдение церковного ритма жизни, постов и праздников, а также домашнего молитвенного правила 

5. Почитай отца своего и матерь свою 

Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, непочтение к старшим по возрасту, к иерархии Церкви и гражданским властям 

Добродетели: почтение к старшим (родителям, учителям, начальству, властям и священству), повиновение им, попечение о них 

6. Не убивай 

Грехи: убийство, аборт, самоубийство, вредные привычки, отказ в помощи больному, желание смерти, ненависть, гнев, драки, а также соблазн, т.е. убийство души 

Добродетели: кротость, справедливость, милосердие, помощь нуждающимся, любовь к ближним 

7. Не прелюбодействуй 

Грехи: плотская связь вне законного брака, супружеские измены, развратные действия по отношению к другим и к себе, содомские грехи, смотрение непристойных изображений и фильмов, пошлые шутки и разговоры 

Добродетели: целомудрие супружеская любовь и верность, забота о семье, воспитание детей,  

8. Не воруй 

Грехи: грабеж, воровство, присвоение денег или имущества обманом, обвес покупателей, ростовщичество, неисполнение обязанностей по работе, вымогательство, взяточничество, азартные игры на деньги 

Добродетели: бескорыстие, честность, трудолюбие, милостыня 

9. Не произноси на другого ложного свидетельства 

Грехи: ложь, клевета, злословие, сплетни, укоры, осуждение, тайные доносы 

Добродетели: обуздание языка, справедливость, снисходительность, добрый совет 

10. Не желай чужого 

Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот на людей и на Бога 

Добродетели: сорадование (радость о благе ближнего), благодарение Бога за всё