Приходской листок Троицкого собора, 30 (1143) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией. Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего. Моисей пишет о праведности от закона: "исполнивший его человек жив будет им". А праведность от веры так говорит: "не говори в сердце своем: кто взойдет на небо?" то есть Христа свести; "или кто сойдет в бездну?" то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? "Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердцем твоем", то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедают ко спасению. 

(Послание к Римлянам, 10 глава, ст. 1-10)  

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море, и погибло в воде. Пастухи же побежали, и, придя в город, рассказали обо всем, и том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно, и прибыл в Свой город. 

(Евангелие от Матфея, 8 глава, ст. 28 – 9 глава, ст. 1) 


 

Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице. 

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

«Радуйся, бесов многоплачевное поражение!» Так обращаемся мы к Матери Божией, воспевая Ей древний акафист, который благословляется христианам читать каждую неделю, особенно когда готовятся они к принятию Святых Тайн Христовых.  

В сегодняшний день, когда с днем воскресным совпадает празднование в честь Божией Матери ради честной Ее иконы Казанской, нам, братья и сестры, есть духовный смысл поразмыслить и проникнуться той силой молитв и покровительства Божией Матери, которую мы с вами имеем.  

Сегодня прекрасный повод еще раз об этом вспомнить и исполниться благодарности к Матери Божией за то, что Она для нас делает, потому что Она делает для нас то, чего сами мы не можем. И не можем не потому, что мы не знаем, – мы знаем, что мы должны делать. Мы знаем, что мы должны жить со Христом. Мы знаем, что мы не должны грешить. Мы знаем, что мы должны избегать зла и стремиться к Спасителю и Господу нашему всем сердцем своим, всей душою своею, всей крепостью своею. Знаем мы это прекрасно. Но что мы делаем на самом деле? 

Мы взираем на свою жизнь, на свои безобразия, на свои грехи, но, чтобы снять с себя ответственность, мы говорим: «Ну, это нас враг рода человеческого соблазнил. Это он нас искусил. Это мы согрешили, потому что вот так враг-то силен, а мы не можем сопротивляться».  

Да, верно мы рассуждаем: враг рода человеческого силен. И вот то Евангелие, которое только что мы слышали, показывает, я бы сказал, зримым образом ужас этой силы (Мф. 8, 28 – 9, 1).  

Вы слышали, в Евангелии повествуется о том, как Господь Иисус Христос пришел в Гергесинскую страну, и там его встретили два бесноватых человека. Они видимым образом показывали, что происходит с человеком, когда он полностью во власти сил зла. Они не жили в человеческих домах. Они обитали в приготовленных для богатых граждан гробах. А гробы на Востоке – не что иное, как высеченные в скалах такие камеры, куда потом вкладывали, погребали усопших и приваливали камнем. Иисус Христос так же был погребен, и Лазарь, мы читаем в Евангелии, так и другие все.  

Так вот, они жили в гробах и наводили ужас на всех жителей. Ужас! Ужас, который, тем не менее, не приводил жителей к исправлению. То есть своими глазами они видели, что делает враг рода человеческого с человеком, как человек теряет образ и подобие Божие, во что он превращается – в безумца превращается, – но жизнь свою не исправляли. А откуда мы видим, что они ее не исправляли? Да очень просто. Они грубо нарушали закон Моисея, данный Господом через этого великого человека, Божия пророка, – они разводили свиней, что было категорически запрещено иудеям.  

Свинья по Ветхозаветному учению – нечистое животное. Она символизирует неразборчивость души и всеядность. Свинья ест все, что попало. Так и всеядная душа не разбирает между правдой и неправдой, между добром и злом, между чистотой и грязью. Всеядная душа пожирает все. Но, удивительное дело, свинья больше любит валяться в грязи. Так и человеческая душа, пораженная грехом, почему-то удовольствие себе находит валяться в греховной грязи.  

И вот закон Моисея видимым образом это показывал, запрещая есть свинину, чем давал образ человеку: отдаляйся от скверны, отдаляйся от нечистоты. А эти жители разводили себе свиней и ничего не боялись. Бога не боялись. Бога не боялись, да, получается, и беса не боялись. Бесноватые ходили, наводили ужас, бесновались, а им хоть бы что – они продолжали грешить. Ничего это не напоминает, братья и сестры? 

Не напоминает ли нам это картину современного мира, где люди буквально уподобились свиньям, не разбирая между грехом и чистотою, между правдой и неправдой, пожирая все. Так и называется: общество потребления. И при этом не боятся и Бога, и врага рода человеческого тоже не боятся. А чего его бояться, когда мы уже на крючке у него, на поводу, уже ошейник на нас одет. Страшно, на самом деле! 

Так вот, Иисус Христос приходит, и Его эти два бесноватых встречают и орут: «Что Ты пришел прежде времени мучить нас?» (см. Мф. 8, 28–29). Вот так вот – бесы и то знают, что придет конец их власти. И говорят: «прежде времени», да не понимают, что наступит время, когда они будут непрестанно мучиться. Но здесь они, фактически невольно, исповедуют свое собственное знание, что рано или поздно придет им поражение.  

И дальше Господь Иисус Христос свершает чудо. Он исцеляет этих двух несчастных людей, освобождает их от власти зла, изгоняет бесов. Эти бесы вселяются в свиней, которые пасутся невдалеке, и огромное стадо с крутизны бросается в море и гибнет (см. Мф. 8, 30–32).  

Вот, казалось бы, урок для всех жителей. Наглядный урок: смотрите, что происходит. Смотрите, Господь указывает вам на ваш грех, показывает вам, что Он может победить грех и имеет власть и бесов изгонять. Идите к Нему, идите! Идите, спасайтесь!  

Они идут. Что – идут спасаться, думаете? Как бы ни так! Они идут и злопыхают о своих свиньях, которые им доход приносили. Они их продавали; неизвестно, ели ли сами, может быть, брезговали, может, и не ели, неважно, но доход-то точно большой с этого имели, продавая соседям-язычникам. И что они Христу говорят? Каются в своих грехах? Просят у Христа прощения? Просят, чтобы из их душ, как из душ этих бесноватых, Господь изгнал диавола? – Ничего подобного! Они Христа просят, чтобы Он ушел от них, удалился от их пределов (см. Мф. 8, 34). Не нужен им Христос.  

Ничего не напоминает? А современному миру нужен Христос? Они зовут Его к себе в жизнь? А мы с вами зовем Христа к себе в жизнь? Нам нужен Господь в нашей повседневной жизни? Нам нужен Господь? Ведь если мы будем с Господом, обманывать как мы можем? Что, сидишь за одним столом с Господом и будешь при этом брата своего обманывать, да? Нам нужен Господь, если мы видим горе других людей и плюем на него? Это что, так можно, да? Идти рядом с Христом, видеть, что какой-то человек нуждается в твоей помощи и не оказывать этой помощи? Нам нужен Христос, если мы враждуем друг на друга? Что, мы Его возьмем в друзья и скажем: «Пойдем, Христос, вместе бить нашего врага, драться с ним, оскорблять его»? Нужен нам Христос? 

Мы говорим: «Нужен». Говорим: «Нужен», понимаем, что нужен. А что мы делаем? И чем мы после этого лучше жителей страны Гергесинской? Об этом надо задуматься. Но, дорогие братья и сестры, с чего начал я это слово? С того, что мы понимаем, что надо делать, и, увы, не делаем.  

И вот Господь создал на земле Церковь, для того чтобы нам помочь вот в этой разорванности нашего сознания, в нашей, если хотите, шизофрении жизни, когда мы знаем, как надо, и не делаем, понимаем, чего не надо делать, и то делаем. Господь дал нам величайшую Заступницу и Помощницу, Которая за нас может делать то, чего мы не делаем. Пречистая и Преблагословенная Дева Мария Богородица имеет величайший дар – дар заступничества, дар молитвы, дар ограждения нас от силы вражией, от силы бесовския, чтобы мы не уподобились этим бесноватым гергесинцам, чтобы не поселился в нас враг, чтобы не связал нашу волю. Дал Господь нам, неразумным, не умеющим свою волю подчинить воле Божией, Ту, Которая подчинила Свою волю воле Божией, Ту, Которая сохранила все слова Божии в сердце Своем и живет по ним, и пребывает ныне Взбранной Воеводой, ведущей борьбу с силами зла, и, как это бывает в сражении, когда какое-то слабое звено войска в каком-нибудь резерве оставляют, чтобы на него главный удар не попадал, а сильные берут на себя основной удар, вот так Она берет на Себя основной удар сил зла и Собою нас закрывает и ограждает. И в этом наша радость! И в этом наше счастье. И в этом наше спасение, что мы сыновья и дочери Святой Церкви Православной и находимся под покровом Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы.  

Да, страшное повествование сегодня услышали мы из Святого Евангелия. Страшное тем, что оно рисует картину не просто давнего чуда, которое когда-то Господь совершил. Оно рисует картину нынешнего мира и картину наших с вами душ. И нет у нас иной Помощницы, нет иной силы и нет заступления, кроме Пречистой и Преблагословенной Девы Марии Богородицы. Сами мы бессильны, потому что в безумии своем фактически прогоняем Христа из своей жизни. Но что делает мама добрая, заботящаяся о своем ребенке, когда глупый ребенок топочет своими ножками и папку куда-то прогоняет, или на что-то ругается? – Она потихоньку его прячет, прячет, чтобы не вызвать гнев отца, ротик ему закрывает, но ведет его по правильному пути. Так и Матерь Божия нас, глупых и неразумных, не разумеющих воли Божией и не умеющих идти по пути спасения, ограждает, спасает, приводит к Нему, к Господу и Спасителю нашему, в Чьей власти весь мир, Кто может зло побеждать и побеждает.  

«Радуйся, бесов многоплачевное поражение!» Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.  

21 июля 2019 года 


 

Слово в праздник святого равноапостольного великого князя Владимира Киевского.  

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Сегодня память святого равноапостольного великого князя Владимира – крестителя и просветителя Руси. Тропарь, который поется на этот праздник, начинается словами: «Уподобился еси купцу, ищущему доброго бисера».  

И мы сейчас с вами слышали Евангелие (Мф. 13, 44–54), которое объясняет нам значение этого тропаря. Собственно говоря, этот тропарь и был составлен по мотивам притчи, которую рассказал Господь Иисус Христос, раскрывая перед людьми тайны Царства Божия.  

Итак, о каком купце идет речь и что такое бисер? 

Бисер – это, если перевести со славянского на русский, жемчуг.  

Итак, Господь Иисус Христос, объясняя притчу о Царстве Божием, говорит, что Царство Божие как приобретается? А вот представьте себе: человек, купец, ну, по-современному, бизнесмен, занимается ювелирными изделиями. И он специалист по жемчугу. И вдруг он находит такую драгоценную жемчужину, которая лучшая в мире, которой ни у кого нет. И тогда что делает этот купец, этот бизнесмен? Он все, что у него есть, все его другие драгоценности, все его другие изделия, которые, как он видит, ничто по сравнению с этой жемчужиной, идет и продает. Для чего? Чтобы купить эту драгоценную жемчужину.  

И Господь Иисус Христос говорит: «Так и Царство Божие» (см. Мф. 13, 45–46). Человек, который находит для себя Царствие Божие, все остальное оставляет. Ради чего? Ради того, чтобы получить это Царство Божие, потому что ничто не может сравниться в этом мире с Царством Божиим. Никакие радости, которые существуют в мире, не могут сравниться с Царством Божиим. Никакое земное счастье не может сравниться с блаженством в Царствии Божием. Никакое здоровье, никакой успех, никакая дружба, ничто на свете в нашей земной жизни не может сравниться с благодатью и блаженством Царства Божия.  

Вот Иисус Христос, мы слышали в Евангелии, и приводит такой пример. А почему же князю Владимиру такой тропарь составлен? «Уподобился еси», – то есть стал такой, как этот человек, о котором Иисус Христос говорит в притче. А это действительно так.  

Князь Владимир имел все. У него было сильнейшее княжество. У него были сотни жен. К его услугам было любое богатство. Он жил, как хотел. Пировал с утра до вечера. У него был почет. Его дружина считалась самой лучшей. И вот все эти привязанности и земные радости князь Владимир оставляет, приняв Святое Крещение. И отныне для него радостью становится служить Господу. Радостью становится утверждать на Руси Церковь Христову. Радостью для него становится привести людей к познанию Христовой истины. И он бросает свое пьянство, свой разгульный образ жизни, свои потехи, своих идолов сжигает, гарем свой весь этот распускает. Он становится настоящим христианином.  

То есть быть христианином – это значит сознавать, что главное в этой жизни, искать этой драгоценной жемчужины Царства Божия.  

Да, некоторые, изучая историю, могут сказать: «Да какой же это пример? Какой он святой? Первая часть его жизни в язычестве страшная была, он и человеческие жертвы приносил, и вообще очень жестоким был, хотя и одновременно с широтой души».  

А скажите, почему мы к святым обращаемся? 

Вот если, например, мне нужно научиться водить автомобиль, я к кому обращаюсь? К тому человеку, который является специалистом в этом деле, хорошо водит машину. Если, например, мне нужно научиться, ну, допустим, на кухне готовить, я ищу хорошего шеф-повара, кулинара, который меня научит.  

Мы обращаемся к князю Владимиру для того, чтобы он нас научил в этой жизни видеть, что есть главное. Научил нас не жалея расставаться с нашими греховными привычками, с нашими греховными обычаями. Научил нас искать в этой жизни прежде всего Царствия Божия, как этот бизнесмен искал драгоценнейшую из жемчужин и нашел ее.  

Ну а если мы не будем этого делать? А если мы не обратим внимания на это? Ну хорошо, молодец князь Владимир. А нам что, обязательно, что ли? 

А вот дальше в притче этой, которую мы сегодня в Евангелии слышали, когда Христос объяснял, что такое Царство Божие, Господь говорит: «А еще оно подобно неводу, который рыбаки бросили, и огромное количество попало в этот невод рыб – и хороших, и плохих. И хорошие были собраны в сосуды, а плохие были выброшены вон» (см. Мф. 13, 47–48). 

О чем эта притча? Сам Господь поясняет. Эта притча о том, что придет Царство Божие, как некая сеть. Вот Церковь, как некая сеть, нас всех, как спасительный невод, захватила и ведет ко Христу. Но в этом неводе-то мы какой рыбой будем? Той ли, которая окажется в драгоценных сосудах, или которая будет выброшена прочь? И Господь говорит, Сам объясняет Свою притчу: «Будет конец мира, и Ангелы соберут зло все из этого мира, и оно будет предано огню» (см. Мф. 13, 49–50). Да не будет этого с нами! 

Значит, пример князя Владимира, который Церковь нам предлагает, это не просто интересный исторический рассказ или казус о том, как психология человека изменилась в самом корне. Нет. Это указание нам – если хотите, знак, как нам надо идти, что нам надо в жизни этой искать. Предупреждение, чтобы, когда будут собирать Ангелы этот Божественный улов, мы не были бы выброшены прочь, но оказались бы в прекрасных сосудах Царства Небесного, чтобы мы нашли ту драгоценную жемчужину, которая сделает нас счастливыми в высочайшей степени, так, что ни разум наш человеческий этого сейчас осознать не может, ни на сердце наше это придти не может.  

В сегодняшний день, прославляя святого равноапостольного великого князя Владимира, обратимся к нему с молитвой, чтобы он предстательствовал за нас пред Господом, дабы и нам с вами уподобиться купцам, ищущим доброго бисера. Аминь.  

28 июля 2020 года