Приходской листок Троицкого собора, 36 (1149) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное) 

Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства - вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: "не заграждай рта у вола молотящего". О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. 

(1-е Послание к Коринфянам, 9 глава, ст. 2-12) 

Евангельское чтение на литургии (воскресное) 

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: "государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу". Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: "отдай мне, что должен". Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: "потерпи на мне, и все отдам тебе". Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: "злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. 

(Евангелие от Матфея, глава 18, ст. 23-35)


 

Слово в Неделю 11-ю по Пятидесятнице.  

Прот. Александра Ганабы 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Что мы знаем о Боге? Все, что знаем мы о Нем, открыто нам Самим Духом Святым через Священное Писание. И мы там узнаем свойства Божии, и они многообразны. Бог вечен. Бог всеведущ. Бог всемогущ. Это обязательные свойства Божии. Говоря о Боге человеческим языком, конечно же, мы не можем постигнуть всю Его сущность. Но мы знаем, что Бог справедлив. Но мы знаем, что Бог милосерден.  

А еще мы знаем, что Бог – Судия. А еще мы знаем, что мы с вами созданы по образу и подобию Божию. И нам Бог даровал жизнь. Это дар Божий. Он привел нас в этот мир. Никакой нашей воли не было прийти в этот мир. Нам Бог даровал эту жизнь, и этот мир, и те законы, которые в нем. А имея в себе образ и подобие Божии, мы призваны сознательно относиться к этой временной жизни, потому что от того, как мы проведем эту нашу временную жизнь, зависит наша жизнь вечная.  

А как нам проводить временную жизнь, тоже открыто нам в Законе Божием, в Писании. Более того, мы в самом Писании находим вообще страшное описание того момента, когда каждому из нас придется давать ответ за то, как мы распорядились даром жизни, что мы делали. И нам следует задуматься, если мы серьезно относимся к нашей вере. А по-другому нельзя относиться к вере. Если ты знаешь, что есть Бог, и знаешь, что Он всемогущ, и знаешь, что эта жизнь окончится, и знаешь, что тебе нужно будет давать ответ за свою жизнь, как еще можно по-другому относиться, если не чрезвычайно серьезно?  

Но тогда что же нам делать? Ничто нечистое не войдет в Царство Божие. А мы чувствуем нечистоту своего сердца. Даже за каждое слово праздное, как сказано, человек даст ответ. Сколько мы суесловим и празднословим своим языком?  

Господь дал нам заповедь любви, а мы и близко к этому не приблизились. Любить не умеем. Не только ближних – самих себя не умеем любить, потому что вредим себе своими собственными грехами.  

Что же с нами будет, и как мы дадим ответ перед Богом? Где наша с вами любовь, которая проявляется в делах? Какие наши дела? А что у нас в сердце? А что будем делать со злобой, которая в нас? Она же как змея в нашей душе. А что мы будем делать с завистью, которая гложет нас? А что мы будем делать с гневом нашим? А что мы будем делать с нечистотой, которая в наших сердцах, умах и жизни?  

Вот и апостол Павел нас предупреждает, и прямо называет страсти человеческие. Там и пьянство, и прелюбодеяние, и иные страшные вещи. Говорит: «Нет, не думайте, эти люди Царства Божия не наследят» (см. 1 Кор. 6, 9–10). 

Но ведь если мы осознанно смотрим на самих себя, то это же все можно к себе приложить? Мы служим своим страстям. Мы потакаем своим грехам. Мы не умеем молиться. Мы не умеем веровать.  

Так что же тогда получается? Это во что же мы веруем? Это мы веруем в то, что нам геенна уготована, и что мы в грехах своих погибнем, потому что заслужили это? Возможно ли это?  

Ну, вообще-то, очень даже вероятно. Потому что если Бог – Праведный Судья (см. Пс. 7, 12) – а Он такой, Он действительно Праведный Судья, – и если Бог знает не только наши тайные дела, которые другие люди не знают, – это можно спрятаться от полиции, можно спрятаться от соседей, от Бога не спрячешься, – так не только дела знает Бог, Бог ведь сердца наши знает, мысли наши знает, чувства наши знает, что у нас внутри, знает, – как же мы предстанем пред Судьей? 

Бог – Судья, и Судья Праведный.  

А вот теперь давайте с другой стороны подумаем. А что мы в первую очередь у Бога ищем? Вот я говорил о свойствах Божиих. Они разные. И есть среди свойств Божиих такое, как милосердие. Вот, Он Судья – это Его свойство, но Он и Милосердие. А что мы ищем в жизни, ищем у Бога? Ищем справедливости или ищем милосердия? 

Но иногда странная вещь получается. Когда мы говорим о других, то мы ищем справедливости. Говорим: «Но это же несправедливо. Такой бандит ходит. Вон у него – физиономия какая! Да он такой грешник, и ему хоть бы хны. Где же Божья справедливость? Вон чего делается в обществе. Где справедливость?» Ищем справедливости.  

А когда посмотрим на себя самих: «Ну да, я обманул. Ну что такого? Да все обманывают. Бог милостив. Ну да, я тут жене изменил. Ну чего особенного? Все так делают. Ну, Бог милостив. Ну да, я тут уворовал чужое. Это же я предприимчивость проявил. Ну, все так делают». Вот мы здесь не ищем справедливости по отношению к себе. А мы ищем чего? Милости. 

Так чего же мы желаем? Чтобы какой стороной Своего Божества Господь наш к нам повернулся? Чтобы Он отнесся к нам как Праведный Судья, Который воздал бы нам за то, какие мы есть, и судил нас по справедливости? Или мы взываем к Его милосердию? 

Если мы посмотрим на богослужение, то мы увидим, что даже сама Церковь подсказывает нам, как надо к Богу-то относиться и чего спросить у Бога. Мы все время просим у Него милости. И поэтому самая распространенная молитва, которую огромное количество раз повторяем: «Господи, помилуй!» Мы не говорим Ему: «Господи, будь к нам справедлив», а мы говорим: «Господи, помилуй!», потому что видим свои грехи и недостатки.  

Но удивительная радость! Радостную весть мы только что услышали в Евангелии. Евангелие так с греческого и переводится – «благая весть». Радостную весть мы услышали в Евангелии через притчу, рассказанную Иисусом Христом, – что ключ от спасения у нас в руках. И каким лицом к нам Бог повернется, лицом Праведного Судии или Своим милосердным, милующим ликом, прощающим нам грехи, зависит от нас, как ни странно. 

А ключик очень простой, если мы внимательно слушали эту притчу (см. Мф. 18, 23–35). В притче рассказывается, как огромный долг был прощен должнику, а этот должник не простил даже маленького долга своему товарищу. И что получилось в результате? Как он был наказан? 

Так вот вам и ответ. Хочешь, чтобы Господь был к тебе милостив и простил тебя, прощай всех. Не держи ни на кого зла, не мсти, не помни зла. В ответ на зло твори добро. И тогда Господь повернется к тебе Своим милостивым оком и простит тебе, сколько бы ты ни был Ему должен, то есть как бы ни были велики твои грехи. Вот этот должник в притче был должен 10000 талантов – огромная сумма, не знаю, как ее перевести на современные деньги, может, миллион долларов, может, больше…  

А вот если, наоборот, ты будешь злопамятный, ты будешь помнить зло, ты не будешь никому прощать, ты будешь взыскивать со всех, ты будешь немилосердным, вот тогда бойся – увидишь лицо Праведного Судьи, Который все спросит с тебя и, как сказано в притче, пока не отдашь все, истязатели не успокоятся.  

Давайте задумаемся, братья и сестры. Господь дает нам этот ключ, ключик нашего спасения. Господь очень просто говорит нам об этом, Он предлагает, Он предупреждает, что «суд без милости не сотворившему милости» (см. Иак. 2, 13). А с другой стороны, Он говорит: «Блаженны милостивии: яко тии помилованы будут» (Мф. 5, 7). Что же мы выберем, братья и сестры? Выбор перед нами. То, что мы грешные, мы знаем. А как получить прощение, нам только что было рассказано Самим Господом Иисусом Христом. Будем милосердными, будем милостивыми, и Господь помилует и простит нам наши великие согрешения. Ему же слава во веки веков. Аминь. 

23 августа 2020 года 


 

Памятка родителям-прихожанам  

Троицкого собора г. Подольска 

о подготовке детей ко Святому Причастию 

Ребенку необходима помощь в его сознательном вхождении в жизнь Церкви Христовой. 

Мы учимся веровать, надеяться и любить на протяжении всего своего жизненного пути. 

Очень важно привить юному христианину любовь к молитве, Священному Писанию, церковным правилам и богослужению, так как это именно тот фундамент, на котором строится все здание христианской нравственности. 

Причастие Святых Тайн Христовых является непостижимым для разума действием любви Божией, без которой невозможно духовная жизнь 

Залогом благоговейного отношения к этому Таинству является семейная атмосфера, в которой совершается подготовка к Его приятию. 

Родителем было бы полезно следовать предлагаемым советам: 

1.  Молитвы утренние и вечерние лучше совершать вместе с ребенком, причем свое взрослое правило (правилом называется определенное количество молитв, которыми ежедневно молится человек) можно прочитать отдельно. 

2.  Детское молитвенное правило должно быть посильным для ребенка и устанавливать его следует по совету священника. 

Например: 

* до 4 лет: 

• утро: «Во Имя Отца, и Сына, И святого Духа», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»» и молитва Ангелу-Хранителю: 

* от 4 до 6 лет уместно добавить молитву о родителях и родных и близких. 

* от 6 до 8 лет прибавить в правило «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш». 

* от8 до 10 лет прибавить: 

• в утреннее правило – «Символ веры», «Воставше от сна…», «Слава: От одра и сна…», «И ныне: Внезапно Судия…»; 

• в вечернее правило – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава…», «И ныне…»; 

• во время Великого поста – «Господи и Владыка живота моего…». 

* после 10 лет можно постепенно увеличивать детское правило, прибавляя по 1-2 молитвы из общего правила; 

* начиная с 12-14 лет, при подготовке к причастию можно прибавлять чтение канона ко Святому Причастию (утром), причем количество молитв лучше увеличивать постепенно. 

Данная рекомендация является условной и не имеет характера жесткого предписания. Цель – постепенно приучить ребенка к молитве, чтобы это стало его потребностью. 

3.  Важный момент подготовки ко Святому Причастию – исповедь. Желательно в течение недели перед отходом ко сну напоминать ребенку о том, что он в воскресенье пойдет исповедоваться и причащаться, и помочь ему осознать свои грехи, чтобы покаяться. Для этого можно предложить ему подумать – о чем он в связи с услышанным будет говорить на исповеди. 

4.  Детский пост – это в первую очередь осознание ребенком необходимости добровольного самоограничения в развлечениях и пище. Пост не должен вызывать протест. В тех семьях, где поститься вся семья (не только в пище, но и в образе жизни), проблемы не возникает.  

До 7 лет, как правило, дети могут употреблять скоромную пищу, но следует ограничивать себя в лакомствах. 

После 7 лет – однодневный  (двухдневный или трехдневный) пост в пище перед Святым Причастием, как правило, не представляет проблем. 

С 12-14 лет молодой христианин вполне может соблюдать как многодневные посты, так и однодневные. Дети, имеющие заболевания, питаются по той диете, которую предписывает врач. 

С 4 лет (можно и раньше) дети приступают ко Святому Причастию натощак. 

Правильно поступают те родители, которые перед тем, как причастить младенца, сами молятся так, как если бы причащались они. 

5.  Детям следует знать, что в храм Божий следует приходить в опрятной, приличной святому месту одежде. Одежда не должна быть вызывающей. Не следует надевать спортивную одежду. Длина юбок, платьев и рукавов не должна быть короткой. 

6.  Воскресным утром необходимо прийти в храм не позднее 9:30, пройти в главный придел и встать перед иконостасом с левой стороны, где будет совершаться Таинство Исповеди для детей. (Опоздавшие, без уважительной причины, отроки на исповедь для взрослых не допускаются). 

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают поясной поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх девой), чинно, не теснясь, они подходят ко святой Чаше. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста (рот), принимает Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь отирают причастнику уста платом, после чего он целует край Святой Чаши и отходит к столику, где принимает запивку (теплоту). 

После принятия теплоты причастники их храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения.