Приходской листок Троицкого собора, 38 (1151) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью. Прошу вас, братия: вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым; будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся. Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше; ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых. Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа [– да будет отлучен до пришествия Господа]. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, и любовь моя со всеми вами в Христе Иисусе. Аминь.

(1-е Послание к Коринфянам, глава 16, ст. 13-24)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям – взять свои плоды. Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец послал он к ним сына своего, говоря: "постыдятся сына моего". Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: "это наследник; пойдем, убьем его, и завладеем наследством его". И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших"?

(Евангелие от Матфея, глава 21, ст. 33-42)


 

  Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Что такое наша жизнь? Ведь нам кажется, что мы хозяева жизни, она ведь наша. И мы поступаем либо по тем или иным правилам, либо по каким-то своим желаниям или стремлениям. Но как распорядиться этим даром жизни, который мы имеем?

Чаще всего над этим мы вообще не задумываемся, просто живем, как получится. А бывает и по-другому. Бывает, что человек открывает для себя Бога. И тогда он стремится, чтобы его жизнь сообразовывалась с Тем, Кто дал ему этот дар, то есть с Богом.

И вот только что мы с вами слышали притчу, которую рассказал Господь Иисус Христос (Мф. 21, 33–41). Вообще эта притча исторически повествует об израильском богоизбранном народе, для которого Бог все сделал, но они не стали слушать ни пророков, ни праведников, и даже Сына Божия не послушали, а распяли Его.

И в этой притче Господь Иисус Христос Израиль изобразил в виде виноградарей, то есть людей, возделывающих виноград. Им было поручено возделывать этот виноград. Поручено – а они решили, что это их собственность, и распоряжались этим виноградником, как хотели. И когда хозяин виноградника хотел получить от них плоды, они просто убивали посланников.

Эта притча об Израиле; о пророках, которых убивали, о Самом Себе Господь Иисус Христос говорил. Но кроме этого значения очень важно для нас, что эта притча и о нашей с вами жизни, потому что каждому из нас дал Бог виноградник нашей жизни. То есть мы ведь не сами по себе пришли в мир. И то, что мы имеем ум, имеем душу, имеем то или иное здоровье – это все дар Божий. И дав нам это – сам дар жизни со всеми его аспектами, – Хозяин нашей жизни, Который дал нам ее, ожидает от нас, что мы принесем добрые плоды.

Какие же это добрые плоды? Вот сегодня в апостольском чтении говорилось о самом главном добром плоде – о любви. О любви! Она должна быть самым главным плодом нашей жизни. «Всегда и все, – говорит апостол, – мы должны совершать с любовью» (см. 1 Кор. 16, 14). Представляете, как мы должны жить? Все делать с любовью. Нам это даже трудно представить! Потому что само понятие любви извратилось в современном сознании, и человек считает, что слово «любовь» означает найти себе источник наслаждений и наслаждаться. И говорят: вот, это любовь. А как только наслаждения затихают или прекращаются, что такое любовь – не понимаем.

А ведь Бог-то совсем не о том говорил. Любовь – это величайшее божественное чувство, и дар, и плод усилий человеческой жизни. Я не представляю себе, как это объяснить словами. Вряд ли кто это объяснит, потому что высочайшая любовь – в Господе Иисусе Христе. Ну как объяснить, что Бог может прийти в мир не для того, чтобы его судить за его безобразия и грехи, не для того, чтоб его покарать, не для того, чтобы всех поставить на колени и чтобы все Ему служили? Что, у Бога на это силы бы не хватило? Да одно слово бы! А как можно себе представить, чтобы Бог пришел в мир для того, чтобы умереть на Кресте за грехи людей, чтобы взять грехи на Себя? Вот она, любовь, – когда один воспринимает другого как самого себя. Люди грешат, и Бог воспринимает эти грехи как будто Свои, и идет расплатиться за них, чтоб не человек страдал, а чтобы Самому искупить грехи людей.

Да мы представить себе такого не можем – чтобы чувствовать боль другого как свою. Ну, иногда, может быть, хорошая мать так чувствует боль своего ребенка. Может быть, хороший отец так чувствует радость своего тоже близкого человека. Ну, иногда бывает у молодых пар тоже такое ощущение, когда чувства одного совершенно передаются другому. Но это такая редкость! А где же нам этот дар взять? Если у нас Бог спрашивает этот плод и говорит: «Все совершайте с любовью»? А где нам эту любовь взять?

И сегодня мы тоже слышали в апостольском послании, Господь устами апостола Павла говорит: «Братья, твердо стойте в вере!» (см. 1 Кор. 16, 13).

Когда человек укреплен в вере, тогда он и плоды добрые дает. Об этом-то и говорилось в притче, которую мы слышали. Бог дал нам жизнь, ждет от нас плодов, плодов духовных, которые перечисляет апостол Павел: мир, долготерпение, благость, кротость, воздержание (см. Гал. 5, 22–23). А главная над всеми сими – любовь. Все это мы можем дать нашему Хозяину, Хозяину нашей жизни, нашего духовного виноградника, и не быть злыми виноградарями, но добрыми, если будем укоренены на краеугольном камне – Господе Иисусе Христе.

Этим заканчивается притча (см. Мф. 21, 42). Конечно, все мы слышали про краеугольный камень. На этом камне основывается вся скрепка здания. Так наша жизнь должна быть основана на вере в Спасителя и Господа Иисуса Христа. Вот как раз об этом нами сегодня услышанная притча.

А дальше уже можно все привести к себе по подобию. Кто это такие – посланники, которых прислали к виноградарями, а их побивали камнями? Да это укоры совести, которые к нам приходят и говорят: «А вы не так делаете. Вы грешите». А что мы со своей совестью делаем? Бьем ее, чтобы она не говорила, не мучила нас. Мы собственную совесть убиваем, заглушаем, не желаем ее слышать. Совесть есть у каждого человека, даже у неверующих. А что с этой совестью делают? Доводят ее до такого состояния, что она становится прожженной. Есть у святых отцов такое выражение: «прожженная совесть» – когда грехи сжигают. Вот как в притче, когда злые виноградари били камнями посланных от хозяина посланников.

Ну а дальше, когда говорится о сыне хозяина виноградника, мы понимаем, что это речь о Господе Иисусе Христе. Но ведь есть страшные вещи, которые говорят святые отцы. Их страшно себе представить! Они говорят о том, что когда мы грешим, мы распинаем Господа Иисуса Христа. Вот и получается по этой самой притче: Сам Христос пришел к нам, чтобы Своею любовью простить нам наши грехи. А мы что делаем-то? Как к Нему относимся? Страшно подумать: грехами своими распинаем.

Удивительная, я бы сказал – многослойная, многосодержательная притча была услышана сегодня нами в храме Божием, провозглашено было Святое Евангелие.

Братья и сестры, будем беречь дарованный нам от Господа виноградник нашей жизни. Будем лелеять нашу совесть и слушать ее. Прислушаемся к голосу Церкви. А наипаче же в вере будем стремиться давать плоды любви и в делах, и в мыслях, и в чувствах, чтобы Отец наш Небесный не воспринял нас как злых виноградарей, но, наоборот, даровал нам спасение и жизнь вечную. Аминь.

6 сентября 2020 года


 

Слово в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Радуйся, Звездо, являющая Солнце», – так обращаемся мы с молитвой к Матери Божией. Это обращение было навеяно песнописателю акафиста Священным Писанием, словами апостола Павла, где он говорит о Царствии Божием, говоря: «Иная слава солнцу, иная слава луне, иная слава звездам. Звезда бо от звезды отличается во славе» (1 Кор. 15, 41).

Это речь идет о том, что в Царствии Божием Господь приемлет всех, кто стремится к Нему. «У Отца Моего обителей много», – говорит Господь Иисус Христос (см. Ин. 14, 2). Весь вопрос, какую обитель займем мы с вами. Приготовил для нас много Господь обителей. Наилучшая же из этих обителей у Матери Божией, Которая избрана из всего рода человеческого для того, чтобы послужить делу спасения. Ее слава превыше всех нас, смертных. Но Она является Той, Которая поможет нам с вами войти в лучшие обители в Царстве Отца нашего Небесного. Она непрестанно заботится о нас.

И сегодня, празднуя Ее рождение, прославляя Ее Пречистое Рождество и восхваляя Ее родителей, мы с вами с упованием поклоняем свои головы под Ее покров и веруем, что под Ее предстательством мы, члены Церкви Христовой, уверовавшие во Спасителя и Господа Иисуса Христа, войдем в Царство Небесное и получим славу Божию, радость неизреченную, которую, как говорит апостол Павел, мы даже не можем себе представить, потому что на ум не может то прийти даже человеку. «И глаз не видел, и ухо не слышало, что приготовил Господь любящим Его» (см. 1 Кор. 2, 9).

Будем любить Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Будем прославлять Его Пречистую Матерь. Возложим на Нее наше упование о нашем спасении.

Радуйся, Звездо, являющая Солнце! Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.

21 сентября 2020 года 

 
 

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

Свеча – это зримый образ молитвы человека. Свеча, возжигаемая перед иконой, означает горение нашего сердца в вере. И когда мы зажигаем свечу, мы тем самым изображаем желание иметь в своём сердце веру.

Свеча в храме не имеет цены – беря свечу, Вы совершаете жертву. Свеча – это символ, знак нашей жертвы Господу Богу.

Ставя свечи и возжигая их в храме, мы просим у Господа Бога помощи, чтобы наша жизнь была угодной Богу, чтобы мы жили в добре, чтобы мы не совершали грехов. Свеча, сгорая сама, даёт свет и тепло, так и мы, не жалея себя, должны давать людям свет и тепло любви.

Приобретая свечи в храме, мы совершаем жертву на храм Божий.

Пожертвования, которые собираются при храме Божием, идут на реставрацию храма, на его содержание, обновление живописи, на поддержание чистоты, на устройство приходской благотворительности, на дела милосердия, на содержание православной воскресной школы для детей и взрослых и Троицкой гимназии, на различные хозяйственные нужды, на содержание хора – иными словами на всё то, что необходимо для нормальной церковной жизни.

Когда же человек покупает свечи где-то на стороне, у каких-то посторонних людей или в магазине, прельстясь их ценой, он сам, вероятно, не осознаёт что делает. Он этим поддерживает бизнес продающих. Свеча горит, но не приносит духовной пользы этому человеку, только храм коптит!

В Священном Писании говорится о приносивших чуждый огонь к жертвеннику и их наказании Господом, поэтому приносить и возжигать в храме свечи, не приобретённые в храме Божием, является грехом. Кто хочет, может их жечь дома для своего удовольствия.