Приходской листок Троицкого собора, 39 (1152) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии в праздник Воздвижения Креста Господня
 

Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, –

сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных

отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог

мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в

премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти

верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы

проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для

самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию

премудрость.

(Первое послание к Коринфянам, 1 глава, 18-24)


 

Евангельское чтение на литургии в праздник Воздвижения Креста Господня

Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни,

распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в

Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен

умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово,

больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус

не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я

имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не

имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему

более греха на том, кто предал Меня тебе… Пилат, услышав это слово, вывел вон

Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски

Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат

Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат

говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя,

кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и

повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски

Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а

посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано

было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев,

потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано

было по-еврейски, по-гречески, по-римски… При кресте Иисуса стояли Матерь

Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев

Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено се

сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей

взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется

Писание, говорит: жажду… Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!

И, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не

оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили

Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого

перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели

Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил

Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и

истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

(Евангелие от Иоанна, 19 глава, ст. 6-11, 13-20, 25-28, 30-35)


 

Слово в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Одним удивительным свойством обладает любовь: истинная любовь не совершает насилия над тем, кого любит. Истинная любовь не заключается в том, чтобы переделать того, кого ты любишь, так, как тебе хочется и как тебе нравится. Закон истинной любви сформулировал Спаситель мира Господь Иисус Христос – воплощенная любовь, Который сказал: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12, 47).

Бог, Который сотворил этот мир, не творил в нем зла. Человек по своей воле принес в мир Божий зло, грех и вместе с ним смерть. И вот Бог приходит в мир, для того чтобы дать человеку шанс на спасение. Он не уничтожает человека, не ломает его, не насилует его. Бог простирает Свои руки и призывает всех прийти к Нему. Руки простирает Бог на Кресте – на Кресте, к которому гвоздями люди пригвоздили Его.

У нас часто бывает какое-то внутреннее недопонимание самой сути веры. Нам хочется какого-то магизма, что ли. Чтоб если мы к чему-то прикоснулись с целью исцеления, то это автоматически должно нам дать то, чего мы желаем. Пришел в храм я, поставил свечку – все, дай мне, Бог, автоматически того, что я хочу.

А Бог от нас другого ждет.

Разве не в силах Бога, Который создал этот мир, было в один момент этот мир уничтожить и все зло испепелить? Разве не в силах Бога, давшего нам свободную волю, бессмертную душу, образ и подобие Свое, в один момент сделать нас Своими марионетками и рабами, не имеющими никакой воли своей, а чтобы только мы исполняли волю Божию и не могли бы уйти ни направо, ни налево? Как об этом все мечтают! Как мечтали на всем протяжении истории цари, вожди и диктаторы, президенты, фюреры, генеральные секретари: «Вот бы я повелевал, а все бы слушали!»

Но это бессмысленно и бесполезно. Насильно никого не осчастливишь и насильно ни в ком не возродишь любви.

Сегодняшний праздник особенно ярко показывает нам, что Господь призывает нас к взаимодействию с Ним. Что Он не просто нам дает какие-то, как у язычников, идолы, фетиши, которые можно носить как талисман. Крест – это не талисман. Это знак любви Божией к нам.

И сегодняшний праздник дает очень яркое этому доказательство. Ведь о чем он говорит? Он приводит историческое свидетельство. После того, как Иисус Христос был распят, тот Крест, который мы называем победой и оружием над врагом и над силой диавола, был сброшен в яму, а потом засыпан мусором. А потом, когда был разрушен Иерусалим, пришли язычники и, в насмешку над Иисусом Христом и верою, на этом месте построили храм в честь Венеры, где совершали всяческие мерзости и гадости, такие, впрочем, которые сейчас все совершают и за грех не считают. Стоял там храм Венеры, и предавались там всякому разврату.

Вот спрашивается, если бы Крест сам по себе – вот сам по себе, без нашего человеческого участия, – обладал бы некой магической силой, так почему же не сгорело это все? В течение четырех веков храм Венеры там стоял. Почему же огонь не вышел от этого Креста и не попалил всех этих безбожников-прелюбодейцев?

Не для того пришел Христос в мир, чтобы губить нас, а для того пришел Христос в мир, чтобы спасти нас. И спасает Господь нас Своею любовью. Он желает от нас ответ на Его любовь. Тогда наша вера будет верой, если мы будем искать в Христе не чудесного волшебника, Который Крестом будет, как волшебной палочкой, давать каждому, чего нам захочется, а мы будем считать, что раз мы крест на себя повесили, значит, мы христиане, и все, подавай нам все блага. Но нет, это совсем другое. Совсем другое.

Тогда Крест стал являть чудеса, когда царица Елена предприняла ради его поисков целые раскопки. Были труды большие приложены, чтобы найти Крест. Воля человеческая стала искать волю Божию. Воля человеческая стала соединяться с волей Божией. И когда, как знак своей веры, как благодарность за веру, царица Елена обрела Крест, тут же от него и чудо произошло. Мы знаем, как умерший был воскрешен. Потому что там три креста нашли: Христос и два разбойника были распяты в том месте. И стали прикладывать к крестам этого мертвого. И он ожил, когда его приложили к Кресту Христову.

Почему? Почему раньше не совершалось чудес, а тут вдруг совершилось? Да потому, что вера возникла в сердце у Елены равноапостольной и у тех, кто были с ней.

Вот так и нам надо. У нас у каждого в сердце крест есть, Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Но только, подобно тому как Крест Христов был засыпан всяким мусором и дрянью и над ним совершались всякие мерзости и любодейства, так и мы в нашем сердце хранящийся Крест Христов засыпаем всякими грехами, мусором, всякой мерзостью, дрянью, совершаем всякие грехи. Нам надо, подобно царице Елене, раскопать в своем сердце Крест Христов. И вот тогда он начнет чудеса для нас творить, потому что любовь Божия соединится с нашей любовью к Богу. Вот что значит вера: единство в любви. Бог для того пришел в мир, чтобы дать нам вечную жизнь и то Царство любви, которое мы потеряли, тот рай, который мы потеряли и на земле ад себе создали своими грехами.

Христос приходит дать нам веру. Только вера приведет нас к жизни вечной, радости и счастью. Иначе не бывает. Потому что, ну что же, к Кресту прикасались и те, кто молотком по гвоздям бил, кто подымал этот Крест. Они что, от этого освятились, или исцелились, или вдруг уверовали? Ничего подобного. Потому что в их сердцах не было движения к Богу. А Бог даже малейшее намерение наше лобзает и целует.

Перед нами Крест Христов. Поклонимся ему. Попросим у Спасителя мира Господа Иисуса Христа, ради любви пришедшего нас спасти, чтобы нам откопать в своих сердцах Его Святой Крест и жить вместе с Ним, Господом нашим Иисусом Христом.

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим! Аминь.

26 сентября 2020 года


 

10 заповедей – добродетели и грехи.

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня

Грехи: атеизм, язычество, суеверия, ереси, магия, астрология, хождение к бабкам и целителям, участие в сектах, участие в нехристианских ритуалах и праздниках, отречение от веры, отчаяние, любовь к вещам или людям больше, чем к Богу

Добродетели: богопознание, вера в Бога, надежда на Него и любовь к Нему, молитва, благодарение и славословие Бога, открытое признание своей веры, проповедь истинной веры

2. Не делай себе идола и изображения, не поклоняйся им и не служи им

Грехи: идолопоклонство, ношение амулетов, хранение в доме идолов и языческих изображений, духовное идолопоклонство: чревоугодие, пьянство, сребролюбие, гордыня и тщеславие

Добродетели: очищение представлений о Боге от всего человеческого, щедрость, пост и воздержание, смирение, делание добра в тайне

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно

Грехи: божба, богохульство, кощунство, сквернословие, невнимательная молитва, лень к чтению Библии и богопознанию

Добродетели: благоговение, страх Божий, непрестанная память о Боге, изучение Священного Писания

4. Шесть дней работай, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему

Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение постов, установленных Церковью

Добродетели: соблюдение церковного ритма жизни, постов и праздников, а также домашнего молитвенного правила

5. Почитай отца своего и матерь свою

Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, непочтение к старшим по возрасту, к иерархии Церкви и гражданским властям

Добродетели: почтение к старшим (родителям, учителям, начальству, властям и священству), повиновение им, попечение о них

6. Не убивай

Грехи: убийство, аборт, самоубийство, вредные привычки, отказ в помощи больному, желание смерти, ненависть, гнев, драки, а также соблазн, т.е. убийство души

Добродетели: кротость, справедливость, милосердие, помощь нуждающимся, любовь к ближним

7. Не прелюбодействуй

Грехи: плотская связь вне законного брака, супружеские измены, развратные действия по отношению к другим и к себе, содомские грехи, смотрение непристойных изображений и фильмов, пошлые шутки и разговоры

Добродетели: целомудрие супружеская любовь и верность, забота о семье, воспитание детей,

8. Не воруй

Грехи: грабеж, воровство, присвоение денег или имущества обманом, обвес покупателей, ростовщичество, неисполнение обязанностей по работе, вымогательство, взяточничество, азартные игры на деньги

Добродетели: бескорыстие, честность, трудолюбие, милостыня

9. Не произноси на другого ложного свидетельства

Грехи: ложь, клевета, злословие, сплетни, укоры, осуждение, тайные доносы

Добродетели: обуздание языка, справедливость, снисходительность, добрый совет

10. Не желай чужого

Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот на людей и на Бога

Добродетели: сорадование (радость о благе ближнего), благодарение Бога за всё