Приходской листок Троицкого собора, 40 (1153) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии в Неделю по Воздвижении

Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

(Послание к Галатам, 2 глава, ст. 16-20)

Евангельское чтение на литургии в Неделю по Воздвижении

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

(Евангелие от Марка, 8 глава, ст.34 – 9 глава, ст. 1)


 

Слово в Неделю по Воздвижении.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В воскресный день, который следует за праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а сегодняшний день является еще и завершением, отданием этого праздника, мы слышим в чтении Святаго Евангелия слова Господа Иисуса Христа, очень важные: «Кто хочет последовать за Мной, – говорит Иисус Христос, – пусть отвергнется от себя, возьмет крест свой и идет за Мной» (см. Мк. 8, 34).

Тут есть над чем поразмыслить. Отвергнуться от себя – это ясно; не личность нашу отвергает Иисус Христос, а отвергает то, что мы привносим чужого, не свойственного этому миру. Потому что Бог создал мир, но в нем Он не создал зла. Грех и зло создал человек. Вот от этого и надо нам отвергнуться. А все зло в конечном итоге происходит из-за нашего эгоизма.

Но очень важно: а какой такой свой крест мы должны взять и идти за Христом? Чтобы нам лучше это понять, давайте вот о чем вспомним.

Рядом с Иисусом Христом справа и слева были также распяты два человека, два разбойника. Они были распяты за свои преступления. Если Иисуса Христа оклеветали и объявили Его государственным преступником, который якобы хочет поднять восстание и стать царем, что в глазах Рима было очень страшно как государственное преступление, то те, кто были распяты рядом с Иисусом Христом, были распяты за свои, если сказать современным языком, уголовные преступления. И, вероятно, они были очень страшны, потому что распятие – это очень страшная казнь.

Итак, с Иисусом Христом было распято два человека.

Мы знаем из Евангелия о некоторых традициях, которые предшествовали распятию. Мы читаем о том, как над Христом, пока Он сидел в темнице, то есть в тюрьме, в месте заключения, издевались, как солдаты развлекались, одевая Его в терновый венец, плевали на Него, всячески унижали. Мы знаем о том, что тяжелый крест, на котором надлежало принять смерть Иисусу Христу, Сам Иисус Христос и должен был нести. Знаем и о том, что Он неоднократно падал под этим крестом. Знаем о том, что Ему этот крест помог нести Симон Киринейский, то есть картина крестной казни в Евангелии нам нарисована (см. Мф. 26, 67; 27, 27–32).

Это речь шла об Иисусе Христе. Но те два человека, которые рядом с Иисусом Христом были, они ведь претерпели то же самое. Мы не знаем, что конкретно, но явно не было у них там каких-то особых условий. Явно, что к ним не относились с каким-то особым почтением. Явно, что их унижали. Явно, что над ними издевались. Явно, что их били. Это совершенно очевидно. И совершенно ясно, что каждый из них тоже нес свой крест.

Вот обратите внимание на это словосочетание. Эти два разбойника – каждый нес свой крест, свой, на котором им надлежало умереть.

А теперь что происходит дальше, когда все трое мучились под палящим солнцем. Руки и ноги были пробиты гвоздями, суставы все вывернуты. Страшные боли, страшные мучения. Человек очень часто от таких мучений теряет разум. И нам Писание рассказывает, что сначала эти разбойники буквально богохульствовали, ругались, и даже один говорил Христу: «Ну если Ты Бог, если Ты Царь Израилев, сойди с креста и нас освободи» (см. Лк. 23, 39).

А что говорит другой разбойник? Вот это очень важно нам для понимания, что значат эти слова Иисуса Христа: «Кто хочет последовать за Мной, пусть возьмет крест свой и идет за Мной». Этот разбойник, который был справа, говорит другому: «Да что же ты не боишься Бога? Мы ведь справедливо осуждены на эти страдания, по своим делам это заслужили. А Он ни единого греха не совершил». И, обращаясь к Иисусу Христу, этот разбойник говорит: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Свое Царство». И что отвечает ему Христос? «Сегодня же будешь со Мною в раю» (см. Лк. 23, 40–43).

Итак, этот человек нес свой крест: заслуженное свое наказание, заслуженное свое мучение, заслуженное свое страдание, и издевательство переживал, и унижение, и скорби, и несчастья – все он переживал, нес свой крест. И этот его крест привел его в рай. Почему? Потому что он уверовал в Крест Господа Иисуса Христа и обратился к Нему с просьбой, которую только Христос может исполнить, никто больше. Только Христос может простить нам наши грехи и преступления, как бы они ни были велики. Только Христос может нам подарить то, что никто не может подарить, – вечную жизнь, райское блаженство. То, что мы потеряли, когда привнесли в этот мир грех и смерть. Только Христос дает нам в жизни спасение.

Итак, что же значат слова: «Кто хочет последовать за Мной, пусть отвергнется от себя и возьмет крест свой и за Мной идет»?

Нам всем в жизни много приходится и страдать, и мучиться, и переживать, и горе у нас, и болезни. Это наш крест, чаще всего заслуженный. Но как мы его будем переносить? Как мы будем нести этот крест? Так, как тот разбойник, который слева, который богохульствовал, ругался, Христа проклинал? Или как другой, одумавшийся, которого Церковь Святая называет «благоразумный разбойник»? Обратимся к Христу с такими же словами, которые он сказал Иисусу Христу.

Действительно, братья и сестры, становится нам ясно, что значит взять свой крест. Нам по этой жизни приходится много всего переносить и переживать. Это наш жизненный крест. Но он приведет нас к спасению и райской жизни, если мы свой жизненный крест будем нести за Крестом Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, если мы будем обращаться к Нему, как благоразумный разбойник: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!» И воистину мы тогда услышим от Него эти святые и великие слова: «Истинно говорю тебе: будешь со Мною в раю». Аминь.

4 октября 2020 года


 

Памятка родителям-прихожанам

Троицкого собора г. Подольска

о подготовке детей ко Святому Причастию

Ребенку необходима помощь в его сознательном вхождении в жизнь Церкви Христовой.

Мы учимся веровать, надеяться и любить на протяжении всего своего жизненного пути.

Очень важно привить юному христианину любовь к молитве, Священному Писанию, церковным правилам и богослужению, так как это именно тот фундамент, на котором строится все здание христианской нравственности.

Причастие Святых Тайн Христовых является непостижимым для разума действием любви Божией, без которой невозможно духовная жизнь

Залогом благоговейного отношения к этому Таинству является семейная атмосфера, в которой совершается подготовка к Его приятию.

Родителем было бы полезно следовать предлагаемым советам:

1. Молитвы утренние и вечерние лучше совершать вместе с ребенком, причем свое взрослое правило (правилом называется определенное количество молитв, которыми ежедневно молится человек) можно прочитать отдельно.

2. Детское молитвенное правило должно быть посильным для ребенка и устанавливать его следует по совету священника.

Например:

* до 4 лет:

• утро: «Во Имя Отца, и Сына, И святого Духа», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»» и молитва Ангелу-Хранителю:

* от 4 до 6 лет уместно добавить молитву о родителях и родных и близких.

* от 6 до 8 лет прибавить в правило «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш».

* от8 до 10 лет прибавить:

• в утреннее правило – «Символ веры», «Воставше от сна…», «Слава: От одра и сна…», «И ныне: Внезапно Судия…»;

• в вечернее правило – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава…», «И ныне…»;

• во время Великого поста – «Господи и Владыка живота моего…».

* после 10 лет можно постепенно увеличивать детское правило, прибавляя по 1-2 молитвы из общего правила;

* начиная с 12-14 лет, при подготовке к причастию можно прибавлять чтение канона ко Святому Причастию (утром), причем количество молитв лучше увеличивать постепенно.

Данная рекомендация является условной и не имеет характера жесткого предписания. Цель – постепенно приучить ребенка к молитве, чтобы это стало его потребностью.

3. Важный момент подготовки ко Святому Причастию – исповедь. Желательно в течение недели перед отходом ко сну напоминать ребенку о том, что он в воскресенье пойдет исповедоваться и причащаться, и помочь ему осознать свои грехи, чтобы покаяться. Для этого можно предложить ему подумать – о чем он в связи с услышанным будет говорить на исповеди.

4. Детский пост – это в первую очередь осознание ребенком необходимости добровольного самоограничения в развлечениях и пище. Пост не должен вызывать протест. В тех семьях, где поститься вся семья (не только в пище, но и в образе жизни), проблемы не возникает.

До 7 лет, как правило, дети могут употреблять скоромную пищу, но следует ограничивать себя в лакомствах.

После 7 лет – однодневный  (двухдневный или трехдневный) пост в пище перед Святым Причастием, как правило, не представляет проблем.

С 12-14 лет молодой христианин вполне может соблюдать как многодневные посты, так и однодневные. Дети, имеющие заболевания, питаются по той диете, которую предписывает врач.

С 4 лет (можно и раньше) дети приступают ко Святому Причастию натощак.

Правильно поступают те родители, которые перед тем, как причастить младенца, сами молятся так, как если бы причащались они.

5. Детям следует знать, что в храм Божий следует приходить в опрятной, приличной святому месту одежде. Одежда не должна быть вызывающей. Не следует надевать спортивную одежду. Длина юбок, платьев и рукавов не должна быть короткой.

6. Воскресным утром необходимо прийти в храм не позднее 9:30, пройти в главный придел и встать перед иконостасом с левой стороны, где будет совершаться Таинство Исповеди для детей. (Опоздавшие, без уважительной причины, отроки на исповедь для взрослых не допускаются).

Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают поясной поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх девой), чинно, не теснясь, они подходят ко святой Чаше. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста (рот), принимает Святые Дары – Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь отирают причастнику уста платом, после чего он целует край Святой Чаши и отходит к столику, где принимает запивку (теплоту).

После принятия теплоты причастники их храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения.