Приходской листок Троицкого собора, 41 (1154) 2021 г.

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,  но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

(Второе послание к Коринфянам, глава 6, ст. 1-10).

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Генисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь, и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли и наполнили обе лодки, так что они начали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.

(Евангелие от Луки, 5 глава, ст. 1-11)


 

Слово на евангельское чтение о призвании апостолов (Лк. V, 1-11).

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всех нас с вами к Себе призвал Спаситель мира Господь Иисус Христос. Он позвал нас, и мы уверовали в Него. Поэтому мы и называем себя христианами. Поэтому мы стремимся жить по благим заповедям Божиим. Очень важно человеку в повседневной своей жизни всегда иметь ориентир, всегда понимать, какой путь его жизни должен быть. Другой вопрос, что не всегда понимание, как нужно, соответствует тому, что есть на самом деле. Но беда нам, если мы даже не будем знать, как нужно, если мы вообще потеряем в жизни правильное направление. Надо всегда нам понимать, что самое важное для нас, а что второстепенное, без чего нельзя обойтись, а без чего и можно.

Только что мы с вами слышали Святое Евангелие, которое повествует о том, как Господь Иисус Христос призвал к Себе Своих первых учеников (Лк. 5, 1–11). И это евангельское повествование важно для нас с вами, чтобы мы понимали, что мы тоже призваны Господом. И чтобы, из Слова Божия черпая и узнавая, какая была реакция первых учеников-апостолов на призыв Иисуса Христа, мы с вами понимали, как и мы должны реагировать на голос Божий, который всех нас с вами призывает ко спасению.

Мы слышали с вами сейчас это евангельское повествование. Иисус Христос идет по берегу моря. За Ним идет огромное количество народу, которые жаждут Его слова. Христос видит рыбаков, которые закончили свой ночной труд. Они поставили свои лодки, полощут пустые сети. Значит, у них ночь прошла без всякого улова, и их труд оказался бесплодным. Тогда Господь заходит в лодку к одному из рыбаков – это будущий ученик Христа Петр, и просит его, чтоб тот немного отплыл, для того чтобы из лодки Христос проповедовал людям, которые стоят на берегу, чтоб Его все видели. Петр принимает Христа в свою лодку, немного отплывает от берега, и Христос начинает проповедовать людям. Закончив Свою проповедь, Господь желает отблагодарить как-то доброго рыбака и говорит ему: «Отплыви на глубину и брось сети». Петр говорит Ему: «Наставник, мы всю ночь трудились и ничего не поймали». Он опытный рыбак. Он знает, когда рыба идет, когда рыбы нет. Он понимает, что уже время, когда можно было поймать рыбу, закончилось. Он это понимает. Но, смотрите, какие он слова говорит, которые противоречат его собственному опыту. «Но, – говорит Петр, – по слову Твоему сделаю так» (см. Лк. 5, 1–5).

Видите, что происходит. Казалось бы, по всем естественным причинам бесполезно заниматься этим делом. Но по слову Иисуса Христа апостол Петр совершает то, что Господь ему сказал.

Что значит этот эпизод евангельского повествования? Он ведь имеет духовный смысл. В данном случае духовный смысл следующий. Всю ночь трудились рыбаки, но с ними не было Господа, и их труд оказался бесполезным. А посмотрим теперь, что получается, когда слово Господне произнесено и когда Петр проявляет послушание этому слову.

Они отплывают на глубину. Забрасывает Петр сети, и – о чудо! – сети тотчас наполняются огромным количеством рыбы, так, что даже начинают трещать и прорываться, да так, что уже сил не хватает вытащить этих рыб в лодку. Петр зовет своих друзей, Иакова и Иоанна, которые на другой лодке вместе с ним ночью ловили, чтобы они подплыли к нему. Они подплывают, вместе вытаскивают этих рыб. Наполняются две лодки, и так наполняются, что чуть не начинают тонуть (см. Лк. 5, 6–7). Чудо! Чудо, но чудо совершено Богом по вере того, кто слушает Его.

Запомним эти слова: «По слову Твоему совершу». Если бы мы в своей жизни всегда все совершали по слову Божию, если бы мы слушали слово Божие, слушали бы заповеди Божии, поступали бы, как Господь нам заповедал: прощали бы другу другу, помогали бы друг другу, сострадали бы друг другу, любили бы друг друга, – если бы мы поступали по слову Божию всегда в своей жизни: не лгали бы и не обманывали, не лицемерили, не искали бы удовольствия для себя, но стремились бы послужить ближнему, – о, если бы мы слушали слово Божие, чудо было бы и в нашей жизни. Но, увы, это не так, и мы с вами это понимаем.

А далее, смотрите, братья и сестры, мы понимаем, – понимал это и Петр. Когда он увидел, что произошло, его, как говорит Евангелие, ужас объял. Он понял, Кто рядом с ним в этой лодке. И с ужасом он падает на колени и говорит Христу: «Господи, выйди от меня, потому что я человек грешный» (см. Лк. 5, 8).

Смотрите, осознание. Чего осознание? Казалось бы, радуйся, сколько у тебя рыбы: лодка чуть не тонет, продашь, много денег получишь. А он вместо этого с ужасом осознает, что он человек грешный. Вот бы нам так осознавать, что мы грешные. Вот бы нам так видеть свои собственные грехи и обращаться к Господу! Но какое противоречие! Он говорит: «Выйди от меня», а с другой стороны, обнимает Его колени, прижимается к Нему и не отпускает Его. Как же так? С одной стороны – выйди, а с другой – ухватился за Него. Вот так и мы должны понимать, что, с одной стороны, мы недостойны милости Божией, но с другой стороны, без Бога нет никакого нам спасения. Только Спаситель мира Господь Иисус Христос нас, грешных, может спасти. Да, нам надо осознать, что мы грешные. Да, мы видим, что мы не поступаем по слову Божию. Но ухватимся за Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, как апостол Петр, и не будем отпускать Его из нашей жизни, понимая, что хотя мы и грешные люди, но без Господа нам никогда не будет никакой жизни и никакого спасения, потому что Он для того и пришел к нам, грешникам, чтобы нас спасти, чтобы никто из нас не погиб.

Что дальше происходит? Лодки с богатым уловом подплывают к берегу. И что же рыбаки? Начинают быстрее сгружать эту рыбу? Начинают ее сортировать, готовить в мешки, чтобы повезти на базар, или как-нибудь засолить, или еще что-то с ней сделать? Какая огромная прибыль! Собственно говоря, это их ремесло, это их жизнь, они этим зарабатывают себе. Но нет. Происходит что-то невообразимое. Господь говорит Петру: «Я сделаю тебя ловцом человеков» (см. Лк. 5, 10). И Петр, и Иоанн, и Иаков оставляют все: оставляют дорогие лодки, дорогие сети, прекрасный небывалый улов – и, бросив все, идут за Христом (см. Лк. 5, 11). Они увидели, что главное в жизни. Они поняли, что вот, сейчас, вот он, их шанс на спасение. Никакая рыба, никакие лодки, никакие сети не дадут им того, что дает им Спаситель мира.

Вот бы нам так всегда видеть, что в жизни самое главное. Вот бы нам не прозевать, когда нас Христос зовет и говорит: «Идите за Мной». Чтобы мы в суете и в поисках каких-то своих внешних – нужных! – нужных для жизни человека вещей: и пищи, и одежды, и положения в обществе, и определенного человеческого удобства и комфорта, – это все нужно, но чтобы мы за этим не просмотрели бы Христа, Который нас зовет за Собой идти.

В сегодняшний день мы услышали в Святом Евангелии, как Господь Иисус Христос, сотворив чудо о ловле рыбы, призвал к Себе Своих первых учеников. Извлечем урок из этого повествования, поймем, что без Бога мы ничего сотворить доброго не можем, и успеха ни в каком деле у нас не будет. Поймем, что нам надо осознавать себя грешными. Запомним, что без Господа Иисуса Христа мы, грешники, не спасемся. А самое главное, будем просить у Господа, чтоб Он дал нам разумение, что самое важное в жизни нашей, чтобы нам идти по жизни по Его благим заповедям, Ему же слава во веки веков. Аминь.

8 октября 2017 года


 

Слово в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Радуйся, море, потопившее фараона мысленного», – такими словами мы прославляем Матерь Божию, молитвенно обращаясь к Ней в акафисте.

Здесь, дорогие братья и сестры, Святая Церковь предлагает нам вспомнить событие священной истории, когда Бог повелел Моисею вывести народ Божий из египетского рабства, а фараон, правитель Египта, очень долго противился повелению Божию. Десять казней Божьих пришло на страну Египетскую, прежде чем, наконец, они образумились, и услышали слово Божие, и отпустили народ Божий из рабства. И народ Божий во главе с Моисеем устремился на свободу и побежал от этого египетского рабства через пустыню к свободной жизни.

Однако не успело пройти и короткого времени, как тут же стали фараону говорить: «Что ты наделал? Зачем ты отпустил народ Божий? Кто теперь за нас будет работать? У нас рабов не осталось». И ожесточилось его сердце, и он снарядил погоню и погнался за народом Божиим.

А далее происходит следующее событие, которое запечатлелось навеки в Священном Писании. Идущий на свободу народ Божий подошел к Чермному морю (оно теперь называется Красным морем, это один из его отрогов). И сзади уже пыль от колесниц настигающего фараона, который хочет их снова поработить, а спереди море – идти некуда. И тогда Моисей взмолился ко Господу, и Господь повелевает ему взять в руки жезл и ударить по морю, что Моисей и делает. И происходит чудо. Сильный ветер начинает дуть и буквально раздвигает море так, что и с правой, и с левой стороны стояла вода. И народ Божий устремился и пошел как «по суху» по морю. По дну моря шел народ Божий на свободу. Это великое чудо!

Но фараон уже был совсем близко. И не успели они перейти на другую сторону этого перешейка, отрога этого Чермного моря, как уже на это же дно морское вступил фараон со всеми своими колесницами и всадниками, со всем своим войском. Что делать? Настигнет! И вновь Моисей обращается к Богу, и Бог повелевает ему снова ударить жезлом по морю. И совершается чудо. Ветер прекращается, волны морские сдвигаются, и все огромное войско фараона погибает в этом море.

«Радуйся, море, потопившее фараона мысленного», – так обращаемся мы к Матери Божией. Кто такой фараон мысленный? И почему мы Матерь Божию называем этим морем? Фараон мысленный – это враг рода человеческого, который хочет нас поработить, приходит к нам через наши помыслы, через наши мысли, через наши чувства. Он желает нас снова сделать рабами греху. Церковь Святая ведет нас на свободу, а он за нами мчится, не отстает и желает, чтобы мы служили ему, греху, не были свободными людьми во Христе Иисусе, а были рабами греху. И что же? А, оказывается, Матерь Божия этого фараона мысленного может потопить и топит, как Чермное море поглотило фараона.

Как это связано с сегодняшним праздником Покрова? Так ведь ситуация историческая была такая же. Константинополь был окружен со всех сторон и совершенно точно должен был погибнуть. Но Бог судил по-другому, и Матерь Божия Своими молитвами и Своим предстательством совершила чудо. И это чудо настолько запомнилось нашему народу! Почему оно нашему народу запомнилось? Да потому, что среди осаждавших Константинополь племен тогда были и войска наших предков – славян, которые еще тогда были язычниками. И вот они на себе увидели силу Матери Божией, увидели, что значит «Потопляющая фараона мысленного», когда все корабли ветер разметал и уничтожил, когда в непонятном страхе сухопутные войска стали отступать, в какой-то неведомой панике. Когда пришла эпидемия на полки осаждавших, они вынуждены были отступить. Очень запомнили это наши предки-славяне. Так, что до сего дня Покров является одним из самых значимым в нашей Святой Русской Православной Церкви.

Итак, дорогие братья и сестры, мы призваны к тому, чтобы вести войну, по-славянски – брань, как апостол Павел нам об этом говорит (см. Еф. 6, 10–17). Но апостол объясняет, что наша брань не против плоти и крови, а против врага рода человеческого диавола. Это реальная сила. Сила зла – она реальна, и ничего в ней хорошего близко нет. Потому что она хочет одного: поработить человека и через грех в конечном итоге свести его во ад. Но не будет сего с нами! Не будет. Если мы будем чадами Церкви Православной, если мы будем призывать на помощь Матерь Божию, мы спасемся – так же, как спасся народ Божий от этого фараона. И как Чермное море погубило его войско с его колесницами и всадниками, так и Матерь Божия погубит всю силу вражию тогда, когда мы будем обращаться к Ней с молитвой. Она не оставит нас быть в рабстве греху, но приведет нас ко свободе во Спасителе и Господе нашем Иисусе Христе.

Радуйся, море, потопившее фараона мысленного! Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.

14 октября 2020 года