Приходской листок Троицкого собора, 46 (1159) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

(Послание к Галатам, 2 глава, ст. 16-20)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним, и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека; потому что он долгое время мучил его, так, что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: "легион", потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней: и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя ко Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них; потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку, и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел, и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

(Евангелие от Луки, 8 глава, ст. 26-39)


 

Слово на евангельское чтение об исцелении Гадаринского бесноватого (Лк. VIII, 26-39).

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С первых дней своего существования на земле созданный Богом человек стоит перед выбором, быть ему с Богом или уйти от Бога.

Этот выбор определяет всю нашу жизнь. Причем мы делаем его постоянно, не то, что каждый день, а практически каждую минуту. Как нам поступить: по-доброму или по-злому? Как нам поступить: согрешить или устоять против искушения? Как нам поступить: помочь, когда зовут на помощь, или сделать вид, что ничего не расслышали? Выбор постоянно предлагается Богом человеку. Потому что человек в отличие от других существ, особенно в отличие животных, имеет свободу выбора – то, что его сближает с Богом. Это и есть образ и подобие в человеке. Видите – какое высочайшее у нас с вами звание.

Первый человек испытание выбором не прошел, не устоял перед искушением. Одну-единственную заповедь Божию Адам вместе с Евой нарушил. Вот и мы с вами постоянно, стоя перед этим выбором, должны понимать следующее. Адам нарушил – и потерял Бога, ушел от Бога. Но что Бог тогда делает? Бог Сам приходит к Адаму. Человек ушел от Бога, из рая ушел, потому что хотел свою греховную волю исполнять, жить, как ему, человеку, хочется, а не так, как Бог велит. Но Бог в Своей любви понимает, что без Него человек погибнет, и тогда Бог приходит к нам, к людям, воплощается, Сам становится Человеком, принимая на Себя человеческую природу, чтобы ее освятить, очистить, воскресить и вознести на небо.

А что же мы, когда уже Бог к нам пришел? Вот Церковь Христова – это же явление Бога в мире. Вчера в Евангелии читалось, как воскресший Господь Иисус Христос говорил Своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). С нами Бог! Церковь – это небо на земле. Здесь Господь почивает не только Своими Пречистыми Дарами, Животворящим Телом и Кровию Своею, не только с нами соединяется самым теснейшим образом, здесь изобильно действует благодать Духа Святаго. То есть все Бог делает, чтобы мы сделали правильный выбор. А вот делаем ли мы его, этот правильный выбор? Слышим ли мы слово Божие, обращенное к нам?

Иногда нам кажется, что слышим. И мы думаем: «Ну как же так, Бога не слушать? Разве можно Его не слушать?» А тогда спросят у нас: «А как же люди неверующие?» Но мы размышляем: «Ну, они, наверное, неверующие, потому что не убедились еще в существовании Бога или на своей собственной жизни не поняли, что без Бога и жизнь-то бессмысленна.

А вот смотрите, мы только что слышали евангельское повествование, где настолько ярко проявилось величие Бога, где такое символическое и очень доступное чудо Бог совершил – и какой результат (Лк. 8, 26–39). В стране Гадаринской жители нарушали закон Моисеев, то есть Закон Божий: разводили свиней, чего нельзя было им делать. Евангелие нам не рассказывает, мы не слышали с вами, ели ли они сами этих свиней. Но толкователи говорят, что это они на продажу: продавали язычникам этих свиней, а деньги брали себе. Фактически это то, что на славянском языке называется скверноприбытчеством, то есть ради денег они шли на преступление.

Но дело не в этом. Господь желает им показать, что нельзя так поступать. И что если будешь поступать не по-Божьему, а по-другому, то ты сам изменишься, и показывает это на несчастном бесноватом, который наводил ужас на всех этих жителей. Они страшно его боялись. Страшен был его вид. Ничего они не могли с ним сделать. А по одному слову Иисуса Христа этот человек исцелился. Но одновременно, с этим словом гадаринские жители потеряли источник своего дохода. Свиньи, которые были им так дороги, обезумели, бросились с крутизны в море и погибли. Закончилось их скверноприбытчество.

И что дальше происходит? Дальше происходит тот самый выбор. Казалось бы, что нужно сделать человеку, которому сначала было показано истинное лицо зла в виде этого бесноватого, который человеческий образ потерял и не жил даже в домах, и, кроме свирепости и злобы, ничего в нем не было, и никакие человеческие усилия, ни узы, ни цепи – ничто не могло его удержать, и вот Господь побеждает это зло? Вот перед вами Иисус Христос. Он прогоняет зло одним Своим словом. И этим же словом Он преподает морально-нравственный урок, уничтожая источник греха – тех самых свиней, содержа которых люди закон Моисеев нарушали. И что?

Обрадовались люди? «Как хорошо! Нам глаза открыли. Мы увидели, какой результат зла, и убралось от нас искушение. И мы можем творить добро!» – Ничего подобного! Евангелие страшную вещь нам описывает. Эти гадаринские жители пришли и стали просить Иисуса Христа, чтобы Он удалился от них. Не нужен им Христос с Его правдой. Не нужен им победитель зла. Им комфортно жить в грехе и зле, комфортно вместе со свиньями служить бесам.

Вот он, выбор, братья и сестры. Он стоял не только перед жителями страны Гадаринской. Он стоит перед каждым из нас. Вот эту картину взбесившихся свиней давайте запомним, и когда будем выбирать между добром и злом, между Божьим поступком и поступком греховным, давайте будем понимать, что в этот момент, если мы выбираем грех, мы прогоняем от себя Иисуса Христа. Мы делаем ужасный и страшный выбор. Да не будет этого с нами!

Попросим у Спасителя мира Господа Иисуса Христа, Который пришел для того, чтобы мы не погибли, но имели жизнь вечную (см. Ин. 3, 16), чтобы дал нам сил Всемилостивый Господь всегда избирать жизнь, избирать добро, чтобы нам по жизни идти за Ним, Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, Ему же слава во веки веков. Аминь.

15 ноября 2020 года

Святитель Иона, архиепископ Новгородский

Память 5 (18) ноября

Святитель Иона, архиепископ Новгородский, в миру Иоанн, рано остался сиротой и был усыновлен одной благочестивой вдовой, жившей в Новгороде. Она заботилась о воспитании мальчика и отдала его в школу. Блаженный Михаил Клопский, встретив однажды Иоанна на улице, предсказал, что он будет архиепископом Новгорода. Иоанн принял постриг в Отенской пустыни, в 50-ти верстах от города, был игуменом этой обители, откуда новгородцы в 1458 году избрали его в архиепископы, после смерти святого Евфимия. Святитель Иона пользовался большим уважением в Москве, и в его святительство московские князья не посягали на независимость Новгорода. Московский митрополит святой Иона (1449 - 1461) был другом новгородского святителя и хотел видеть его своим преемником. Архиепископ Иона построил первый на новгородской земле храм в честь преподобного Сергия Радонежского (в 1463). Заботясь о возрождении преданий новгородской церковной старины, он вызвал в Новгород известного составителя житий святых Пахомия Логофета, который написал, на основании местных источников, службы и жития наиболее известных новгородских святых.

К этому времени относится начало основания Соловецкого монастыря. Святитель Иона оказал большую помощь и содействие устройству обители. Преподобному Зосиме он выдал особую благословенную грамоту, по которой отдавал (вместе с мирскими властями Новгорода) во владение новой обители весь Соловецкий остров. После многих трудов святитель, чувствуя приближение своей кончины, написал духовную, завещая похоронить тело его в Отенской обители. 5 ноября 1470 года, причастившись Святых Таин, святитель отошел ко Господу.


 

Таинство Покаяния

«Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (т. е. волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом».

Святитель Филарет Московский и Коломенский

В Троицком соборе г. Подольска исповедь совершается

ежедневно с 11-30 до 16-00,

в воскресные и праздничные дни с 13-00 до 16-00.

Убедительная просьба к тем кто:

а) не был в храме больше, чем полгода

б) не причащался больше, чем 3 месяца

в) имеет нужду в особом пастырском попечении

г) впал в смертный грех как то:

  • отречение от Бога;

  • впадение в ересь или раскол;

  • убийство;

  • аборт;

  • прелюбодеяние;

  • дача ложных показаний в суде;

  • непримиримая вражда;

  • беззаконное сожительство (без регистрации брака)

обязательно совершить таковое индивидуальное Покаяние, так как во время богослужения священнику уделить достаточно времени кающемуся будет объективно невозможно. Подходить к Исповеди формально, а после этого идти ко Святому Причастию – большой грех.

Исповедь, как благословение ко Святому Причастию для тех, кто:

  • регулярно причащается (не реже 2-х раз в месяц),

  • не позднее недели назад принес покаяние дежурному священнику

совершается по будням в 7-30,

перед вечерней Преждеосвященной литургией в 16-30,

перед Всенощным бдением в 16-30,

в воскресные дни и двунадесятые праздники в 6-00 и 9-00.