Приходской листок Троицкого собора, 47 (1160) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов. Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем, никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

(Послание к Галатам, 6 глава, ст. 11-18)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом; потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! Народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: "кто прикоснулся ко Мне?" Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто; ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему пред всем народом, по какой причине прикоснулась к нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

(Евангелие от Луки, 8 глава, ст. 41-56)


 

Слово на евангельское чтение о воскрешении дочери Иаира и исцелении кровоточивой (Лк. VIII, 41-56).

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы сейчас слышали повествование о двух чудесах, которые совершил Господь Иисус Христос. Господь Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек. Как Бог, Он может совершить чудо. Но Он пришел в мир не для того, чтобы чудесами нас с вами удивлять. Он пришел в мир для того, чтобы нас спасти. А для того, чтобы нам спастись, нам нужно в ответ на Божью волю, которую Он может проявлять как чудо, проявить свою человеческую волю, которую мы называем верой, потому что именно через веру совершаются чудеса.

Обратим внимание на обстоятельства. Иисус Христос пробирается в толпе, идет вылечить девочку двенадцатилетнюю, к которой Его позвали. Народ буквально Его теснит со всех сторон, то есть к Нему не просто прикасаются, а толкают Его. Но лишь один-единственный человек, который был в этой толпе, получил пользу от этого прикосновения. Это была женщина, которая страдала женской болезнью и никак не могла вылечиться. И только ее вера вылечила ее.

Иисус Христос наглядно показал значение этой веры. Он остановился и стал спрашивать, кто к Нему прикасался. И тогда женщина была вынуждена объявить причину и исповедовать свою веру в то, что она так веровала, что если хотя бы к краю одежды Иисуса Христа прикоснется, то выздоровеет. И это случилось (см. Лк. 8, 41–48).

Братья и сестры, а к нам какое это имеет отношение? Для чего нам Евангелие рассказывает об этом чуде? Вот в нашей повседневной жизни какое это имеет значение? Да огромное значение! Дело в том, что мы тоже приходим в храм, и прикладываемся к иконам, и порой в толпе продираемся, и приступаем к Таинствам, и прикасаемся к священным предметам. А порой даже в своем безумии начинаем между собой, сидя на лавочке, говорить: «А что толку? Я вон в храм сходила, целых три свечки купила, поставила, молебен заказала, а внук-то экзамены не сдал. Вот зачем это все нужно?» О чем это, братья и сестры?

Много людей около Иисуса Христа было в тот день – только одна исцелилась. Та, которая имела веру. Много порой людей приходит и в храм Божий, но благодать касается тех, кто с верою открывает свое сердце перед Господом, кто верует. «По вере вашей да дастся вам» (см. Мф. 9, 29). Как нам надо просить у Господа этого дары веры, чтобы нам веровать! Потому что это единственное, что имеет смысл в нашем отношении к Богу.

Верить Богу – значит безраздельно Ему доверять. Больше даже, чем когда мы садимся в самолет и доверяем пилоту, что он хорошо умеет управлять этой сложной машиной. Больше, чем когда мы ложимся на операционный стол и доверяем хирургу, который сначала нас усыпляет, а потом производит над нами операцию. Еще больше мы с вами должны веровать Богу, Который весь этот мир создал и знает лучше любых людей, лучше кого бы то ни было, что нужно нам с вами для нашего спасения.

Вот, увы, этой-то веры как раз нам очень сильно не хватает. И поэтому нам надо следовать примеру апостолов, которые ходили за Христом, и видели все чудеса Его, и слышали все слова Его, – и что они у Него просили? Они просили у Него: «Господи, умножь в нас веру!» (см. Лк. 17, 5). Вот нам что нужно. Нам надо просить у Господа дара веры, потому что если дар веры у нас в сердце будет, то все остальное по жизни у нас тоже будет хорошо. И все беды-то наши и несчастья, и то, как мы переживаем и скорби, и болезни, – это от нашего маловерия и малодушия. Порой мы стыдимся быть верующими людьми. Да, приходится это признать, потому что в глазах мира безбожного верующий человек как будто ненормальный: то чего-то не ест, то зачем-то на колени становится, то почему-то бежит в храм, где душно и тяжело, и службы длинные. Ну что, явно ненормальный.

Сегодня в Евангелии мы тоже слышали, что люди смеялись над Иисусом Христом. Вот это удивительно. Когда Христос идет уже в дом этого начальника синагоги, оказывается, что дочка-то умерла. Но Господь идет, зная, что Он хочет сделать. Он еще одно чудо желал совершить. И, оставив с Собой только трех учеников ближайших и родителей этой девочки, Он намеревается совершить чудо небывалое. А окружающие что делают? Евангелие нам повествует, что они смеются (см. Лк. 8, 49–53). Вот так над нашей верой мир смеется.

Мир не верует, что мы воскреснем. Мир не верует, что Господь дарует нам вечную жизнь. Мир не верует, что на зло надо отвечать добром. Мир не верует, что заповеди Христовы ведут человека ко спасению. Мир смеется над всем этим. Как смеялись и над Иисусом Христом. А Христос подошел, взял ребенка за руку и сказал: «Девица, встань». И умерший ребенок воскрес. Совершилось чудо (см. Лк. 8, 54–56).

Какое нам дело до того, что мир не верует. Мы, христиане, должны хранить веру. И тогда, если вера в нашем сердце будет, то, что миру кажется невозможным, смешным, для нас будет спасительным и ведущим нас в вечную жизнь.

Какой прекрасный и многообразный евангельский урок сегодня преподала нам Святая Церковь! Вспоминая об этих двух чудесах, совершенных Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом, будем просить у Него, чтобы умножил Он в наших сердцах веру. Ему же слава во веки веков. Аминь.

22 ноября 2020 года


 

Слово в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Премудро и многообразно создал Бог мир, в котором мы с вами живем. Первые строки Священного Писания говорят: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). На библейском языке «небо» означает мир духовный. В самом начале творения Бог сотворил мир духовных Сил. Далее Господь, творя мир, создал мир материальный – то, что называется на библейском языке «земля». Все, что есть на земле: и моря, и суша, и растения, и животные, – это мир материальный, земля, созданная Богом. Эта земля живет по данному ей от Бога закону. Эти законы еще называются законами физическими. Их люди изучают. Чем больше изучают, тем больше дивятся премудрости Божией, и тому, сколь сложен и многообразен этот мир физический.

А далее, как венец Своего творения, Бог создал человека, в котором соединено и земное и небесное. Земное – это то, что у нас есть с вами тело, которое живет по законам физическим. Небесное – это то, что в нас есть душа, которая живет по законам ангельским, духовным. Человек – особенное существо, богоподобное, потому что человек создан по образу и подобию Божию.

В самом начале существования и истории мира в мире духовном произошла борьба и война духовная. Война – это по-русски, а по-славянски это называется «брань». Она заключалась в том, что один из высочайших духов, созданных Богом, возомнил себя равным Богу и не захотел жить вместе с Богом. Гордыня поразила его. И он был низвергнут от предстояния Божия. Другие высшие духовные Силы – Архангел Михаил и другие Архангелы и Ангелы, низвергли его, и он потерял свою изначальную божественную славу. Так появилось в мире зло.

Зло имеет начало, как видите, духовное. Человек, призванный в этот мир и имеющий душу, в своей жизни тоже ведет духовную борьбу, духовную войну, духовную брань. В чем она заключается? Она заключается в том, что нужно отбить от своей души зло, которое пытается в нее проникнуть, потому что низвергнутый с неба сатана не терпит и, как говорит Писание, как лев рыкающий, ищет, как бы погубить человека (см. 1 Пет. 5, 8). И как нам защититься от этого? Ведь что такое духовная брань? Да это всякие искушения, которые к нам приходят. Всякий грех, он с чего начинается? Он не с поступка начинается. Он с нашей души начинается. Прежде чем чем-то согрешить, мы в душе уже начинаем что-то плохо думать, плохо чувствовать, и только после этого мы уже что-то плохо делаем. Грех в нашей душе находит место, в нашей душе поселяется. И поэтому, чтобы нам освободиться от зла, чтобы нам не иметь ничего общего со злом, нам надо вести духовную борьбу.

А что это такое – духовная борьба? Как ее вести? Вот как раз для того Господь Иисус Христос и пришел на землю, чтобы возглавить эту духовную борьбу. И не просто возглавить, но помочь каждому из нас.

Если бы мы в одиночку попробовали бороться с этими силами зла, ничего бы ни у кого из нас не вышло. Слишком силен противник. Бессмысленно и бесполезно в одиночку бороться против этого. Но со Спасителем и Господом нашим Иисусом Христом все возможно.

И мы слышали сейчас Евангелие о том, как Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам: «Кто слушает вас, – говорит Иисус Христос Своим ученикам, – Меня слушает. И кто делает то, что вы говорите, тот делает то, что Я говорю» (см. Лк. 10, 16). Это Он говорит Своим ученикам. Ученики создали на земле Церковь. Значит, кто слушает Церковь, тот слушает Самого Господа. Кто поступает так, как говорит Церковь, поступает так, как говорит Сам Господь.

А дальше-то, дальше послушайте, какие слова – почему это важно, почему важно слушать голос Церкви, почему важно делать то, что говорит Церковь. Послушайте, что говорит Господь Своим ученикам. «Я даю вам власть, – говорит Господь, – наступать на змею и скорпиона, и ничто не повредит вам» (см. Лк. 10, 19). Конечно же, Он говорил не о животных, Он говорил о силах зла, которые, как змеи и скорпионы, жалят нашу душу. А Господь дал Своим ученикам эту власть. И ученики радуются, что им Господь дал такую власть, говорят: «Господи, о Твоем имени и бесы нам повинуются!» Видите, какая сила Церкви Христовой! А Господь говорит: «Вы этому не радуйтесь, что бесы вам повинуются. – То есть это само собой, понятно. – Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (см. Лк. 10, 20).

Вот, дорогие братья и сестры, нам с вами ясное указание, что нам делать, как нам победить в духовной брани. Очень просто: быть в Церкви Христовой, быть ее членами. Слушать голос Церкви. Исполнять голос Церкви. Чему Церковь учит, к тому и стремиться. И никакая змея и скорпион нам не будут страшны, потому что наши имена будут написаны на небесах, если мы будем верными сыновьями и дочерьми Церкви Христовой.

А в духовной брани Церковь нас чему учит?

В первую очередь, из-за чего зло произошло? Из-за гордыни. Возгордился Денница, и был низвержен с неба. Значит, первое дело в духовной брани – это что? Покаяние. Покаяние разбивает гордыню. А дальше что? А дальше молитва. Вот тоже духовное оружие. А дальше – в одиночку молиться трудно, невозможно практически. Значит, молитва церковная, Таинства церковные, служба церковная. Вот, дорогие братья и сестры. И тогда, если мы вот это все примем, тогда мы будем ограждены от всякого зла.

Но ведь что получается? Казалось бы, как просто! Как просто – и от зла избавишься, и спасен будешь, и имя твое будет написано на небе. Ан нет. Что-то с нами не так. Все мы что-то ищем. И Церковь нам не такая, и что-то непонятное тут в установлениях, и батюшки не такие, и вообще там, почитать если интернет, так все на свете не пойми какие. И человек начинает сомневаться, начинает Бог весть о чем думать, считать и видеть чужие грехи. О своих он уже не думает. Все ищет, какие новости, кто какую гадость сделал. Быстрей другому рассказать, а другого послушать. И что происходит? А происходит, что человек из-под покрова Церкви уходит и становится уже доступен и для змей, и для скорпионов. И уже вся сила вражия хватает его душу и лезет туда. А он ничем не защищен, потому что ему Церковь не мать. А кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец.

И вот как Господь Иисус Христос, предвидя это, сказал – вы слышали сегодня в Евангелии, как Господь говорит: «Господи, Отче небесе и земли, благодарю Тебя, что Ты утаил это от разумных и мудрых (то есть от тех, которые все только ищут чего-нибудь), и открыл сие младенцам» (см. Лк. 10, 21).

Что имел в виду Иисус Христос о младенцах? Конечно же, чистоту. Как младенец тянется к матери, так душа человеческая должна тянуться к матери-Церкви. Закрыта для греховного, горделивого ума, пораженного гордыней, тайна Церкви Христовой, но открыта младенческой вере.

Вот о чем нам надо просить, дорогие братья и сестры, – чтобы дал нам Господь эту чистую веру, чистую веру в Церкви Христовой. И тогда нам ничего не страшно.

В сегодняшний день Святая Церковь прославляет Ангелов и Архангелов, духовные Силы, которые возглавляют духовную брань в Церкви Христовой против сил зла. Под покровом их крыл, когда мы находимся в Церкви, мы сохраняемся от стрел вражьих. Они укрывают и оберегают нас. У каждого из нас есть Ангел-хранитель, покрывающий нас от всякого зла. Ныне, прославляя Силы Небесные, Силы духовные, мы вспоминаем о своей душе, просим у Господа сил на духовную брань, а главное, просим, чтобы Господь дал нам дар младенческой веры, чтоб нам быть верными сыновьями и дочерьми Церкви Христовой, и чтобы сила вражья никогда не повредила нам, ибо имена наши написаны на небесах. Аминь.

21 ноября 2017 года