Приходской листок Троицкого собора, 43 (1156) 2021 год

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: «расточил, роздал нищим; правда его пребывает в век». Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы во всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

(Второе послание к Коринфянам, 9 глава ст. 6-11)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел, и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

(Евангелие от Луки, 7 глава, ст. 11-16)

Слово на евангельское чтение о воскрешении сына наинской вдовы 

Прот. Александра Ганабы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христианские добродетели именуются в Священном Писании для того, чтобы мы знали, к какому духовному внутреннему состоянию мы должны стремиться. Их три, этих добродетелей: вера, надежда и любовь. Они все взаимосвязаны между собою.

Сегодня Святая Церковь обращает наше внимание на надежду – надежду, которая должна быть в сердцах наших. И то Евангелие, которое мы только что слышали, показывает нам, на кого в жизни мы должны надеяться и кто единственно может быть опорой в нашей жизни. Это очень важно понимать. Опора, основа, фундамент – то, на чем можно строить свою жизнь. И повествование о чуде раскрывает для нас с вами важнейшую истину, истину о том, что опорой нашей жизни может быть только Господь Иисус Христос.

Евангельское повествование краткое, но яркое. Иисус Христос подходит к городу Наину и видит погребальную процессию. Несут умершего юношу. Этот юноша, оказывается, был единственным сыном у женщины, которая сама была вдовой. И безутешно плачет эта вдова, потому что она потеряла опору в своей жизни (см. Лк. 7, 11–12).

Обратим внимание на два обстоятельства: сын единственный и женщина вдова. В древнем мире женщина самостоятельно не могла прожить. Если бы были другие дети, ей было бы еще на кого надеяться. Если бы был муж, был бы человек, который мог бы о ней позаботиться, ее обеспечить. Все потеряно. Ничего нет. Вот она безутешно и плачет.

Дорогие братья и сестры, вот это жизненное обстоятельство, которое описывается в сегодняшнем евангельском чтении, может быть, некоторым из нас тоже приходилось переживать, когда кажется, что в жизни все пропало, что ничего уже не изменить, что все погибло, что ничего хорошего уже нас в жизни не ждет. И тогда накатывает на душу отчаяние.

Слово отчаяние славянское. «Чаем воскресение мертвых», – поем мы в Символе веры. Чаем, то есть ожидаем, – ожидаем, надеемся на воскресение мертвых. А отчаяние – это уже когда человек ничего не ожидает. Но вот это состояние отчаяния Святая Церковь именует грехом. Почему? Потому что в момент отчаяния человек ослепляется. Он не видит того, что рядом с ним. А рядом с ним Христос. И Христос ожидает от нас обращения нашего к Нему, потому что именно Он в любой ситуации нас с вами может спасти. Когда к нам приходит отчаяние, у нас помрачается разум. Мы забываем о всесилии Бога.

Вот эта женщина-вдова тоже безутешно плакала в полном отчаянии. Все, ничего хорошего у нее не будет. А Господь подходит к ней и говорит ей: «Не плачь» (см. Лк. 7, 13). Такое краткое обращение: не плачь. Немного противоречит словам Иисуса Христа, которые Он сказал в Нагорной проповеди: «Блажени плачущие, ибо тии утешатся» (см. Мф. 5, 4). Там Он называет плачущих блаженными, а здесь этой женщине говорит: «Не плачь». Почему так? Потому что когда Господь говорил о плачущих, Он имел в виду, когда человек оплакивает свои грехи, свои недостатки, кается в них, видит свою виновность перед Богом. Вот эти блаженны слезы, когда мы видим свое недостоинство, и свою скверну, и свою нечистоту. Утешит Господь тех, кто плачет о своих грехах, простит им их грехи.

А здесь почему Господь говорит этой женщине: «Не плачь»? Потому что это был плачь отчаяния. Не о своих грехах женщина плакала. А плакала о том, что, как ей казалось, она потеряла опору в жизни. И действительно потеряла, если ее надежды было только на сына.

Мы слышим очень часто, когда на литургии находимся и молимся внимательно, слова из псалма в антифоне первом Божественной литургии: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже нет спасения». Это о чем слова? Это когда мы полагаем свою надежду только на людей, на жизненные обстоятельства, на жизненные условия, может быть, даже на помощь родных, или близких, или друзей. Когда мы всю надежду только вот на это полагаем, мы с вами очень легко можем оказаться без опоры. Потому что мир изменчив. Вчерашние друзья, проходит время, и тебя могут не узнавать. Жизненные обстоятельства, которые благоприятствуют тебе, могут совершенно измениться на противоположные. Человеческие усилия и способности, которые поначалу, кажется, дают человеку какой-то жизненный рост и опору в жизни, могут ослабеть или оказаться невостребованными.

Господь Иисус Христос говорит этой женщине: «Не плачь». И вместе с нею Он говорит и нам. Чтобы мы увидели, что Он перед нами, потому что Он всесилен вывести нас из любого жизненного тупика. Вот и здесь Он реально показывает и этой женщине, и Своим ученикам, и всем тем, кто были участниками этой похоронной процессии, – протягивает руку, берет умершего юношу за руку и говорит: «Юноша, тебе говорю – встань». И совершается чудо. Мертвец оживает. Умерший воскресает. Все изменяется в один момент, в одну секунду. Все, что, казалось этой женщине, было потеряно, оборачивается совсем по-другому (см. Лк. 7, 14–16).

Почему? Потому что Сам Бог вмешивается в ее судьбу. Вот Он может все изменить. Он может все исправить. То, что человеку не под силу, Богу всегда под силу. Вот это и есть добродетель христианская – надежда. Всегда помнить о Боге и никогда не отчаиваться. Но всегда, как бы ни было нам больно, трудно, тяжело, скорбно, мы должны обращаться к Богу. Он знает все о нас. Он видит и наши немощи, и наши грехи. Он видит и наши скорби, но Он единственный, кто знает, как можно нас с вами спасти. И как Он протянул руку умершему юноше и восставил его от смерти, так и наши души, отчаянные, порой унывающие, порой забывающие о спасительной руке Божией, Он силен восставить от греха, духовной смерти и от любой сложнейшей жизненной ситуации.

Какой же урок, дорогие братья и сестры, мы с вами извлечем из нынешнего слышания Слова Божия, Святого Евангелия? Он очень простой. Будем просить у Спасителя мира, чтобы нам никогда не отчаиваться. И чем тяжелее нам, тем усерднее будем взывать ко Господу, просить у Него помощи, на Него возлагать нашу надежду, на Него возлагать наши упования. И даже если нам по-человечески кажется, что нам никто не поможет, надо помнить: Бог поможет нам, Бог не оставит нас, Бог не отвернется от нас. Только нам надо от Него не отворачиваться. Нам надо надеяться на Него. Будем же просить этой христианской надежды, величайшей добродетели, чтобы она, как якорь спасительный, держала нас среди бури житейского моря. Будем уповать на Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.

22 октября 2017 года

Слово в праздник Иерусалимской иконы Божией Матери

Прот. Александра Ганабы.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Радуйся, одеждо нагих дерзновения», – такими словами мы прославляем Матерь Божию. Почему мы называем Ее «одеждой»? И кто такие «нагие дерзновения»?

Ну, нагой – это понятно. Нагой – это тот, кому нечего одеть. А нагой дерзновения – это кто такой?

Чтобы лучше это понять, нам нужно вспомнить притчу о том, как Иисус Христос призвал на брачный пир к Себе людей. Вернее, в притче не Христос изображается, а изображается некий хозяин, но мы в толковании понимаем, что речь идет о Христе. И когда одни отказались, а пришли другие, там один человек оказался не в брачной одежде (см. Мф. 22, 2–12). А одежда брачная – это специальная одежда, в которой люди приходили на пир. И все толкователи говорят о том, что в притче изображаются добрые дела, которыми человек должен в жизни себя одевать.

Но что оказывается, если мы свою жизнь рассмотрим? В чем мы придем к Отцу Небесному на Его брачный пир? Он всех нас позвал, и мы, вроде, не отказываемся, не говорим, что нам некогда. Мы хотим к Нему придти, но во что мы будем одеты при этом? Где наши добрые дела? Где наше милосердие? Где наше сострадание? Где наше снисхождение? – Нет этого! Не во что нам одеться. Нет у нас этой одежды добрых дел.

А дальше там, в притче, очень страшно. Хозяин велит своим слугам этого человека, который не был одет в брачную одежду, взять и выбросить вон (см. Мф. 22, 13). Неужели это про нас? У нас этого ничего нет. Как мы к Богу придем?

Вот тут-то мы и вспомним эти слова: «Радуйся, одеждо нагих дерзновения». Мы дерзаем идти к Богу, хоть не имеем этой одежды. Божия Матерь – наша одежда. В Ее милосердие мы облекаемся. Ее любовью мы покрываемся. Ее добрыми делами мы защищаемся. Ее верою мы укрепляемся. Она одевает нас так, что мы сможем быть принятыми на этом брачном пире. То, чего у нас нет, Она нам дает. Она облекает, одевает нас в то, чего мы не имеем.

Какое счастье, братья и сестры, иметь такую благую Покровительницу, Которая не просто заступается за нас, не просто молится за нас, а буквально нас одевает, обволакивает Своею любовью, Своим милосердием! И мы уже к Господу приходим так, что можем быть вместе с Ним, и радоваться вместе с Ним, хотя мы этого и недостойны.

Дорогие братья и сестры, в сегодняшний день прославляем Пречистую и Преблагословенную Деву Марию Богородицу ради чтимой Ее иконы Иерусалимской. Понимаем свое недостоинство, понимаем, что мы нагие от всяких добрых дел и прославляем Пречистую Деву Марию.

Радуйся, одеждо нагих дерзновения! Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

25 октября 2020 года

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

Свеча – это зримый образ молитвы человека. Свеча, возжигаемая перед иконой, означает горение нашего сердца в вере. И когда мы зажигаем свечу, мы тем самым изображаем желание иметь в своём сердце веру.

Свеча в храме не имеет цены – беря свечу, Вы совершаете жертву. Свеча – это символ, знак нашей жертвы Господу Богу.

Ставя свечи и возжигая их в храме, мы просим у Господа Бога помощи, чтобы наша жизнь была угодной Богу, чтобы мы жили в добре, чтобы мы не совершали грехов. Свеча, сгорая сама, даёт свет и тепло, так и мы, не жалея себя, должны давать людям свет и тепло любви.

Приобретая свечи в храме, мы совершаем жертву на храм Божий.

Пожертвования, которые собираются при храме Божием, идут на реставрацию храма, на его содержание, обновление живописи, на поддержание чистоты, на устройство приходской благотворительности, на дела милосердия, на содержание православной воскресной школы для детей и взрослых и Троицкой гимназии, на различные хозяйственные нужды, на содержание хора – иными словами на всё то, что необходимо для нормальной церковной жизни.

Когда же человек покупает свечи где-то на стороне, у каких-то посторонних людей или в магазине, прельстясь их ценой, он сам, вероятно, не осознаёт что делает. Он этим поддерживает бизнес продающих. Свеча горит, но не приносит духовной пользы этому человеку, только храм коптит!

В Священном Писании говорится о приносивших чуждый огонь к жертвеннику и их наказании Господом, поэтому приносить и возжигать в храме свечи, не приобретённые в храме Божием, является грехом. Кто хочет, может их жечь дома для своего удовольствия.