Приходской листок Троицкого собора, 44 (1157) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

(Второе послание к Коринфянам, 11 глава ст. 31 – 12 глава, ст. 9)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А иное упало на камень, и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. А иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю, и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие. А упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол, и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают. А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются, и не приносят плода. А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

(Евангелие от Луки, 8 глава, ст. 5-15)


 

Слово на евангельскую притчу о сеятеле (Лк. VIII, 5-15).

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Имеем ли мы с вами духовные уши услышать Слово Божие, ту притчу, которую только что мы услышали как бы из уст Самого Господа Иисуса Христа? (Лк. 8, 5–15). Господь описывает процесс нашего спасения. Какая земля в нашей душе? Что тут у нас? Украл у нас дьявол Слово Божие, или мы сумели сохранить его? Камень у нас вместо верующего сердца, или все-таки Слово Божие пустило корни в нашем сознании, в нашей жизни, в наших поступках, и мы руководствуемся им? Терние повседневное заглушило ли ростки веры, надежды и любви? Уничтожили ли эти сорняки то святое, что есть в душе нашей? Или нет? Вот эти вопросы нам сейчас надо себе задать.

Очень простая притча. Но для чего Господь ее нам рассказал? Господь обозначил проблему – проблему восприятия человеком Слова Божия. Как по-разному мы воспринимаем его! Кто вообще не обращает внимания. Кто, когда нравится, поступает по-Божьему, а чуть является проблема и надо делать выбор, как поступить: по-Божьему или по-греховному, поступает, как все – по-греховному. То есть мы с вами тогда будем иметь право именовать себя сознательными христианами, когда мы будем прилагать какое-то усилие для того, чтобы семя Слова Божия привилось бы в нашей душе, и чтобы наша душа стала доброю землею.

Именно об этом сказано в Писании, что Царство Божие нудится, то есть употребляющие усилие получают его (см. Мф. 11, 12). То есть нам надо приложить труд. Вот Господь и описывает труд в виде труда земледельца. Это настолько понятно и в прошлом, 2000 лет назад, и сейчас, потому что, чтобы вырастить добрый хлеб на доброй земле, человеку следует много потрудиться. И чтобы дать добрый плод своей жизни, нам тоже надо потрудиться.

Как же нам потрудиться? Вот из притчи и ясно. Если дьявол хочет украсть из нашего сердца семя Слова Божия, что нужно с этим губителем делать? Что делают земледельцы, когда нападают губители посевов? Всеми силами отгоняют их, борются с ними. Так и нам с вами надо отгонять этого врага рода человеческого, чтобы он не украл из нашей жизни это святое, что посеяно в нас. Чем же мы его отгоним? Конечно же, только молитвами, силою Честнаго и Животворящего Креста, Таинствами церковными. Одиночная наша молитва слабая, значит, нужна общественная, сильная молитва, церковная молитва. Вот чем мы можем сохранить в своей душе семена веры, чтобы дьявол их не украл.

Если земля каменистая, что делает земледелец? Это ведь удивительно, как на скалах выращивают урожай. Вот если взять в пример остров Валаам, это каменный остров. Что монахи делали? Они буквально вытаскивали эти камни, раздробляли их, разбивали их. И какие там росли урожаи на этой северной земле! Это труд человеческий. Если наше сердце каменное, что нам надо делать? Разбивать этот камень. Чем мы его разобьем? Чем мы его умягчим? Только опять же молитвой и покаянием, усилием, которое нужно прилагать, приходя к исповеди, буквально выкорчевывая и разбивая жестокое свое сердце. Для этого существуют келейные молитвы. Это как раз единственное такое же средство.

Видите, и там молитва, и здесь молитва. Какое универсальное средство! Действительно, оно самое важное, потому что мы в молитве не на свои силы уповаем, а Божию силу призываем. Господа зовем. В помощь себе зовем святых, в помощь себе зовем Ангелов и Архангелов, и Матерь Божию.

Конечно же, сколько всяких сорняков, терний выросло в нашей жизни, и в наших мыслях, и наших чувствах и поступках! Как их вырвать? Это очень сложно. Даже на примере простых грядок, которые каждый, ну или очень многие имеют, и знают, что это такое – полоть эти грядки, как это тяжело, потому что сорняки имеют очень длинные корни. И пока весь этот корень не вытащишь, бесполезно, если ты только оборвал одни листики. Корень потом все равно даст свои сорные всходы. Как трудно эти корни вытаскивать! Вот так трудно корень греха нам из своей жизни вытащить. А надо, надо. Потому что иначе эти терния заглушают все доброе, что в нас есть.

Вот Церковь и дает Таинство Покаяния, чтобы мы на исповеди из себя грехи-то все повытаскивали перед лицом Господа. Чтобы Господь любовью Своей попалил эти наши грехи. Вот мы и приходим к причастию Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спасителя и Бога нашего, чтобы нам соединиться с Господом нашим, и чтобы Он все терния, вот как в благодарственных молитвах говорится, души нашей испепелил. Вот такой труд.

И вот тогда, если мы приложим этот труд, получится так, как Господь притчу завершает, говоря о семени, которое упало на добрую землю и которое дало прекрасный плод.

Итак, задача нас, христиан, в нашей жизни – землю нашей души культивировать и сделать, чтобы она была доброй, восприимчивой Слову Божию, чтобы наша христианская жизнь давала плод духовный, который описывает апостол Павел: мир, долготерпение, благость, кротость, вера, воздержание… (см. Гал. 5, 22–23). Вот это плоды духовной жизни, которые бы должны проявляться у нас.

Итак, братья и сестры, будем иметь духовные уши, чтобы услышать ту притчу, которую рассказал нам Спаситель мира Господь Иисус Христос. Приложим труды для того, чтобы наша душа была для Господа доброю землею, где бы взросли добрые плоды. Будем прославлять Спасителя мира Господа Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.

1 ноября 2020 года


 

Слово в день Празднования в честь Казанской иконы Божией Матери.

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Радуйся, Ею же воздвижутся победы», – так молитвенно прославляем мы Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, обращаясь к Ней с призваниями в акафисте «Радуйся, Невесто неневестная».

И сегодня эти слова молитвенные особенно актуальны, потому что день, который мы вспоминаем ныне, является днем особого благословения Матери Божией над государством Российским. Это благословение настолько явственно, что, несмотря на все годы лихолетья, в конечном итоге этот день стал государственным праздником. Потому что именно по благословению Матери Божией, по Ее молитвенному предстательству, по Ее духовному указанию была спасена страна Русская от уничтожения, и Церковь Православная сохранила свое бытие.

Действительно, как бы ни толковали историки обстоятельства происходившего в Смутное время, никакой рациональный разум не может твердо объяснить, как же в конечном итоге так вышло. Ведь царь, законный и истинный, был уничтожен, и вместо законного и истинного царя в Кремле сидел самозванец, и патриарх законный оказался в заточении, и лжепатриарх формально якобы возглавлял Русскую Церковь. И люди, не имеющие отношения к православию, уже подготовили законы, которые бы в конечном итоге перевели народ российский от истинной и спасительной веры в отступничество. Но ничего этого не состоялось. Как это все объяснить? Невозможно.

Каким это образом случилось? Как вдруг, при таком количестве – почему и время-то называется Смутное – различных самозванцев, различных бунтовщиков, просто бандитов с большой дороги, все-таки была преодолена Смута, была восстановлена законная власть, был избран царь православный и было восстановлено законное управление Русской Православной Церковью?

Вот если не веровать в благодатную помощь Матери Божией, объяснить это невозможно. А мы, люди верующие, православные, вполне понимаем, вполне понимаем, что именно по призыву священномученика Гермогена люди обратились к Пречистой. Что именно потому имело моральные и духовные силы ополчение, освобождавшее Москву от иноземцев, которые засели в Кремле, что была непосредственная благодатная помощь Матери Божией, явленная через Ее чудотворную икону Казанскую, пред образом которой мы ныне с вами молимся и прославляем Пречистую Деву.

«Радуйся, Ею же воздвижутся победы», – с ликованием воспеваем мы. Да, это была победа, победа политическая нашей страны. Но все, что делается в Церкви, имеет своей задачей не организацию политической жизни. Это Матерь Божия проявляет к нам милосердие, понимая, что если не будет у нас правильного государства, что если не будет у нас правильных законов, то в конечном итоге мы одичаем и неизвестно в кого превратимся. Но важно здесь другое. Если Матерь Божия снисходит к нашим нуждам, помогает стране нашей, входит Своим материнским сердцем в наши мирские печали, то это значит, что и лично каждый из нас должен понимать, что Матери Божией он тоже небезразличен. Ведь у каждого из нас тоже духовная брань. Каждый из нас обязан бороться против греха. Каждый из нас обязан бороться против врага рода человеческого и изгонять мглу греховную из своего сердца.

И вот именно Та, Которая может менять судьбу целых государств, именно Она может помочь и каждому из нас в отдельности, в нашей личной судьбе, в наших личных трудностях, в нашей личной борьбе со своими слабостями, недостатками и грехами. Взывая к Ней, молитвенно обращаясь, мы очень надеемся – и эта надежда наша равна практически стопроцентной уверенности, – что если мы по-настоящему просим Пречистую, Она обязательно услышит нашу молитву и не оставит нас.

И взывая к Ней сегодня с просьбой о том, чтобы Она помогала нам в нашей духовной жизни, мы с упованием, и любовью, и молитвой прославляем Ее, говоря Ей: «Радуйся, Ею же воздвижутся победы! Пресвятая Богородице, спаси нас!» Аминь.

3 ноября 2019 года