Приходской листок Троицкого собора, 45 (1158) 2021 г.

Апостольское чтение на литургии (воскресное)

Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое. Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам: я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром, и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

(Послание к Галатам, 1 глава, ст. 11-19)

Евангельское чтение на литургии (воскресное)

Некоторый человек был богат; одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его. И, возопив, сказал: "отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем". Но Авраам сказал: "чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят". Тогда сказал он: "так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего; ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения" Авраам сказал ему: "у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их". Он же сказал: "нет, отче Аврааме; но, если кто из мертвых придет к ним, покаются". Тогда Авраам сказал ему: "если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят".

(Евангелие от Луки, 16 глава, ст. 19-31)


 

Слово на евангельскую притчу о богаче и Лазаре (Лк. XVI, 19-31).

Прот. Александра Ганабы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Человек, верующий в Бога, ищущий в своей жизни правды, желающий поступать по истине, внимательно впитывает в себя слова Господа, для того чтобы лучше воспринимать и понимать, как ему жить и как ему поступать.

Господь Иисус Христос принес в мир такое откровение о Боге, которого раньше никогда не было, и так раскрыл всю тайну Божества, как до него ни один из пророков Ветхого Завета не мог раскрыть. Потому что Сам Господь Иисус Христос и есть истинный Бог, пришедший в мир для нашего с вами спасения.

Из-за чего пришел Бог в мир? Вот задумаемся. Бог создал мир, дал этому миру законы – законы прекрасные, справедливые, и дал человеку все возможности для того, чтобы в этом мире жить радостно, счастливо, свято, праведно. По Своему образу и подобию Бог создал человека. Все, все дано человеку в этом мире. Какой разум у человека прекрасный! Какие возможности его мозга! Какое сердце у человека прекрасное! Какие возможности для его чувств, его души! Все сделал Бог для нас.

Ну вот, казалось бы, сделал Бог все для нас, а теперь вы, люди, давайте, живите, радуйтесь, пользуйтесь тем, что Я вам дал. Но что происходит? Происходит то, что человек данные ему возможности, вместо того чтобы использовать для своего счастья и радости, превращает в зло, в ненависть. В общем, в беду, и большую, человек превратил свою собственную историю, когда свою греховную человеческую волю решил противопоставить воле Божией. И вот мы имеем то, что имеем: страшную историю жизни человечества, наполненную ложью, убийствами, всяческой скверной и мерзостью.

Ну что же, Бог ведь мог сказать: «Ну, вы это заслужили. Получите то, к чему стремились». Но что происходит? Бог приходит в мир, воплощается и становится Человеком, для того, чтобы испить чашу страданий всего человечества, для того, чтобы искупить нас от той участи, которую мы сами себе сотворили.

Почему? Да потому, что, в первую очередь, Бог не равнодушен по отношению к нам. Ему не все равно, что с нами будет. Потому что так возлюбил Бог мир, что Сына Единородного Своего дает, дабы никто не погиб, но имели жизнь вечную (см. Ин. 3, 16). – Чувствуете? – Не равнодушен.

Да, притча, которую только что мы с вами слышали (Лк. 16, 19–31), рассказанная Господом Иисусом Христом, как раз говорит о страшных последствиях равнодушия. Это притча говорит о том, что человеческое равнодушие приводит к страшным последствиям в вечности. Ведь, собственно говоря, кто этот богач, в притче ничего не сказано. Не сказано, что он был какой-то грешник. Отнюдь. В Ветхом Завете, наоборот, богатство всегда ассоциировалось с благословением Божиим. И если мы почитаем псалмы, книги Ветхого Завета, и Премудрость Соломона, и Премудрость Иисуса, сына Сирахова, мы увидим, что внешним эталоном праведности очень часто являлось в Ветхом Завете, то есть до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, богатство.

Так за что же был осужден на ад этот богач? Не за свое богатство, а за свое равнодушие. А еще сильнее сказать – немилосердие. Никакого милосердия к нищему, который крохами его пиршеств питался, этот богач не проявил. Ему было все равно. Может быть, этот богач и весьма хорошо молился, и исполнял закон Моисеев. Ничего об этом притча не говорит нам. Обратим внимание на другое.

С одной стороны, мы читаем в Евангелии, что очень много Иисус Христос порицает фарисеев. Фарисеи – это люди, которые жили во времена Господа Иисуса Христа, прекрасно знали Закон Божий, замечательно молились, до глубочайших тонкостей скрупулезнейшим образом исполняли заповеди Божии, а Христос их порицает. С одной стороны, Он их порицает.

С другой стороны, Спаситель наш говорит такие слова, что «если ваша праведность не превзойдет праведности фарисеев, вы не войдете в Царство Божие» (см. Мф. 5, 20).

Так за что же порицает Спаситель мира фарисеев и о чем Он нас предупреждает? Как нам сделать, чтобы наша личная праведность оказалась для нас спасительной, не была фарисейской? Сейчас слово «фарисей» – как клеймо, то есть человек, который делает все напоказ, внешне. А внутренне? Вот во внутреннем-то все и дело.

Дорогие братья и сестры, этой, я бы сказал, страшной притчей Господь предупреждает нас, чтобы мы с вами не были немилосердными и равнодушными. Если мы молимся, мы правильно и хорошо делаем. Если мы постимся, мы правильно и хорошо делаем. Если мы стремимся соблюдать заповеди Божии, мы правильно и хорошо делаем. Но если при этом мы не видим, просто не видим ни страданий ближних, ни их проблем, вообще нас это не волнует, мы слепы в этом отношении, мы только себя видим, вот тогда надо нам вспомнить притчу, только что нами услышанную, и испугаться.

Испугаться, потому что ведь смотрите, концовка какая. Когда этот богач просит у Авраама, чтобы Лазарь пришел с того света, как бы воскресший, и рассказал братьям его о том, какая участь будет, если они будут немилосердными, справедливо указывает Авраам на законы, пророков и на то, что если люди не достигают этой праведности, то если кто и из мертвых воскреснет, они не поверят (см. Лк. 16, 27–31).

Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Он победил смерть. И для нас с вами вопрос: мы верим Христу? Верим тому, что Он сказал? Или мы придумали сами для себя удобную для нас, комфортную для нас собственную веру, в которой нет места скорбям ближних, в которой нет места болезни посторонних, в которой только вот я, мой комфорт, вот я сам себя оградил, как сумел, и хорошо мне? Но это тогда не Христова вера. Христос о другом говорит.

Внимательно и духовно вложив в свое сердце содержание сегодняшней притчи, рассказанной Господом нашим Иисусом Христом, помолимся нашему Спасителю и попросим у Него, чтобы он дал нам милосердное сердце, чтобы мы чувствовали потребности других людей, чтобы мы не были эгоистами, чтобы мы учились состраданию и любви. Вот тогда мы избежим этой жуткой участи богача. Тогда мы пойдем с вами путем спасения, который принес нам наш Спаситель Господь Иисус Христос, Ему же слава во веки веков. Аминь.

8 ноября 2020 года


 

Памятка родителям-прихожанам

Троицкого собора г. Подольска

о подготовке детей ко Святому Причастию

Ребенку необходима помощь в его сознательном вхождении в жизнь Церкви Христовой.

Мы учимся веровать, надеяться и любить на протяжении всего своего жизненного пути.

Очень важно привить юному христианину любовь к молитве, Священному Писанию, церковным правилам и богослужению, так как это именно тот фундамент, на котором строится все здание христианской нравственности.

Причастие Святых Тайн Христовых является непостижимым для разума действием любви Божией, без которой невозможно духовная жизнь

Залогом благоговейного отношения к этому Таинству является семейная атмосфера, в которой совершается подготовка к Его приятию.

Родителем было бы полезно следовать предлагаемым советам:

1. Молитвы утренние и вечерние лучше совершать вместе с ребенком, причем свое взрослое правило (правилом называется определенное количество молитв, которыми ежедневно молится человек) можно прочитать отдельно.

2. Детское молитвенное правило должно быть посильным для ребенка и устанавливать его следует по совету священника.

Например:

* до 4 лет:

• утро: «Во Имя Отца, и Сына, И святого Духа», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся»» и молитва Ангелу-Хранителю:

* от 4 до 6 лет уместно добавить молитву о родителях и родных и близких.

* от 6 до 8 лет прибавить в правило «Царю Небесный» и «Трисвятое по Отче наш».

* от8 до 10 лет прибавить:

• в утреннее правило – «Символ веры», «Воставше от сна…», «Слава: От одра и сна…», «И ныне: Внезапно Судия…»;

• в вечернее правило – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…», «Слава…», «И ныне…»;

• во время Великого поста – «Господи и Владыка живота моего…».

* после 10 лет можно постепенно увеличивать детское правило, прибавляя по 1-2 молитвы из общего правила;

* начиная с 12-14 лет, при подготовке к причастию можно прибавлять чтение канона ко Святому Причастию (утром), причем количество молитв лучше увеличивать постепенно.